Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 апреля 2013 14:15

Норвежское кино в четвертый раз навестит Москву

Норвежское кино в четвертый раз навестит Москву

С 17 по 23 апреля 2013 года в Москве пройдет 4-ый фестиваль норвежского кино. В этом году в зоне его особого внимания – жанры. Те, что заставляют плакать, смеяться, дрожать, нервно вжимаясь в кресло, и всегда доставляют удовольствие. Фильм открытия – попавший в пятерку номинантов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке «Кон-Тики», формально – биографический эпос, по сути – идеальное приключенческое кино, в зрелищности ничуть не уступающее «Жизни Пи», но при этом действительно основанное на реальных событиях. В программе фестиваля – и самый странный из всех известных природе фильмов об ограблении банка, и городской мистический триллер, и исторический экшн, и тонкая социально-психологическая комедия, и даже документальный фильм о Лив Ульманн и Ингмаре Бергмане. В Норвегии есть все жанры – кроме скучного.

Программа показов:


17 апреля, среда

19:30
Кон-Тики
Великобритания, Норвегия, Дания, Германия, 2012, 118 мин.
Режиссер: Хоаким Роннинг (Joachim Roenning), Эспен Сандберг (Espen Sandberg)
В ролях: Пал Сверре Валхейм Хэйген (Pal Sverre Valheim Hagen), Андерс Баасмо Кристиансен (Anders Baasmo Christiansen), Густаф Скарсгард (Gustaf Skarsgard), Одд Магнус Уильямсон, Тобиас Сантельманн, Якоб Офтебро
приключенческий, биографический
Язык: норвежский, английский, французский, немецкий
Перевод: русские субтитры
История знаменитого 101-дневного путешествия норвежского исследователя Тура Хейердала через Тихий океан на деревянном плоту «Кон-тики», названном в честь бога Солнца у инков.
Награды и фестивали:
Номинация на премию «Оскар» – лучший фильм на иностранном языке
Номинация на премию «Золотой глобус» – лучший фильм на иностранном языке
Международный кинофестиваль в Палм-Спрингс – лучшие молодые режиссеры, приз зрительских симпатий
Международный кинофестиваль в Норвегии – лучший фильм

18 апреля, четверг

19:00 Кон-Тики

Норвегия, Швеция, 1950, 77 мин.
Режиссер: Тур Хейердал
документальный
Язык: норвежский
Перевод: русские субтитры
Экспедиция на плоту Кон-Тики могла состояться хоть в XVI, хоть в XIX веке, но на наше счастье Тур Хейердал родился уже после изобретения киноаппарата. Одним из результатов плавания стал фильм, смонтированный из кадров, снятых в океане. В самом начале автор приносит зрителям извинения за невысокое качество съёмки, мы, мол, непрофессионалы, работали в экстремальных условиях, не судите строго. Но эти «непрофессиональные» кадры – ценнее любых постановочных шедевров, и «Оскар», который фильм получил в 1951 году, – одна из самых справедливых наград, присужденных в секции «лучший документальный фильм» за всё время существования Киноакадемии.
В этом практически идеальном фильме нет ничего лишнего, ничего необязательного – как нет и сухости изложения: каждый, даже самый статичный эпизод полон энергией жизни. Погружение в быт путешественников, возможность увидеть, что они ели, где спали и как входили в контакт с морскими чудищами, – приковывает внимание. И хотя самые страшные моменты зрителю не покажут на экране – понятно, что иногда даже смельчакам из команды Хейердала было не до камеры.
Награды и фестивали:
Премия «Оскар» – лучший документальный фильм
Номинация на премию BAFTA – лучший документальный фильм
Премия Национального совета кинокритиков США – лучший зарубежный фильм

19 апреля, пятница

19:00 Бэбиколл

Норвегия, Германия, Швеция, 2011, 96 мин.
Режиссер: Пол Слетон
В ролях: Нуми Рапас, Кристоффер Йонер, Ветле Квенилд Верринг, Стиг Р. Амдам, Мария Бок, Торкил Дж. Свенсен Хёг
триллер, ужасы
Язык: норвежский, шведский, английский
Перевод: русские субтитры
Анна – красивая женщина с затравленным взглядом – вместе с 8-летним сыном Андерсом переезжает в дом на окраине. Не по доброй воле – в стерильную казенную квартиру их помещает социальная служба, стремясь спрятать мать и ребенка от безумного отца, едва не утопившего Андерса. Вечно встревоженная Анна зашторивает окна и ежеминутно проверяет, надежно ли заперта дверь. Намеком на возвращение к нормальной жизни становится встреча с Хельге, стопроцентно положительным парнем, продавцом из магазина электроники, часто дежурящим у постели умирающей матери. Он продает Анне устройство с интернациональным названием «Бэбиколл». В одну страшную ночь Анна, настроившая приемник на другую волну, слышит то, что творится за стенами чужой квартиры...
Безупречный триллер, в котором каждый жест и вскрик – к месту; ужас прячется за деревянной дверью в комнату сына, среди бетонных перекрытий автостоянки, на лестничной площадке и у ограды школьного двора – в самых обычных местах, обойти которые стороной не получится. Удача – исполнительница главной роли Нуми Рапас, звезда оригинальной экранизации «Девушки с татуировкой дракона» (Män som hatar kvinnor, 2009). В «Бэбиколл» Рапас – измученная постоянной бессонницей, напуганная и галлюцинирующая, очень ненадежный свидетель. Однако не испытывать к ней сочувствия и не доверять ей невозможно.
Награды и фестивали:
Премия «Аманда» – лучшая женская роль, лучший сценарий, лучшие декорации, лучший звуковой монтаж
Международный кинофестиваль в Жерармере – лучший фильм, премия критиков
Международный кинофестиваль в Риме – лучшая женская роль
Номинация на премию Hessian – лучший фильм

20 апреля, суббота

18:00 Лив и Ингмар

Норвегия, Великобритания, Индия, 2012, 84 мин.
Режиссер: Дхирадж Аколкар
документальный
Язык: английский
Перевод: русские субтитры
Роман норвежской актрисы Лив Ульманн и шведского режиссера Ингмара Бергмана – одна из вех ХХ века, событие-легенда. Когда Лив и Ингмар встретились на съемочной площадке «Персоны» (Persona, 1966), ей было 25, ему – 46, но это не имело никакого значения. «Я помню каждое утро, когда он приходил», «первое лето было чистым счастьем»: слово «счастье» вообще очень часто возникает в воспоминаниях Лив о тех днях, когда она, её партнерша по фильму Биби Андерссон, Бергман и оператор Свен Нюквист вели себя как дети, а вечерами болтали с духами на сеансах столоверчения. Вернувшись в Норвегию, Лив во всем призналась мужу (больше всего боялась, что расстроит свекровь), потом уехала к Ингмару на остров Форё, где они грезили наяву в только что построенном доме. Но вскоре в этом раю, отгороженном от мира стеной, стало понятно, что грезят они о разном, и счастье так же мимолетно, как короткое скандинавское лето.
Лив без страха и стеснения рассказывает о тёмных сторонах их связи; за десятилетия, на которые она растянулась, между Ульманн и Бергманом было всякое. Названия глав, на которые разбит фильм: «Любовь», «Одиночество», «Гнев», «Боль», «Тоска», «Дружба» – как зубцы на кардиограмме отношений. Чувства подобны временам года, за летом любви следует зима отчуждения, за страстью – болезненное осознание, что стал героем чужой мечты, то, что испытывают не только обитатели кинематографического Олимпа. И уникальная история звездного романа оказывается универсальной историей любви.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Чикаго – участник программы

20:00 Большое скандинавское ограбление
Норвегия, 2010, 87 мин.
Режиссер: Эрик Шёлдбьерг
В ролях: Марит Синневе Берг, Фроде Винтер Гуннес, Мортен Ларсен, Тов Слетта, Хеге Кристин Кьерволл Сунде, Томас Берхане
боевик, криминальный
Язык: норвежский
Перевод: русские субтитры
Успеть за 8 минут – такого плана придерживались бандиты, напавшие 5 апреля 2004 года на кассовый отдел корпорации Nokas в Ставангере. Фильм, основанный на показаниях свидетелей и участников преступления, длится дольше – дотошно воссоздавая часы, предшествовавшие нападению, само ограбление и последовавшую за ним ожесточенную перестрелку, в результате которой погиб полицейский Арне Клунгланд. Камера следит за каждым шагом основных фигурантов – сотрудницы Nokas Беаты, одной из тех служащих, что каждый будний день проводит наедине с пачками купюр; патрульного Эрика Холанда, бандита Челя Шумана, чей «рабочий» день начинается с душа – как и день полицейского Арне, для которого это дежурство станет последним.
Это странное ограбление: полиция знала о готовящемся налёте, да и действия бандитов подчас выглядели абсурдно – тем не менее, было украдено 57 миллионов крон, и 51 из них так и не нашли. У каждого из злоумышленников своя мотивация – жажда золота или смертельная болезнь. Фильм чётко фиксирует все эмоциональные нюансы, но не сосредотачивается на сантиментах. Главное в «Большом скандинавском ограблении», одном из самых необычных представителей своего жанра, это созданная с документальной тщательностью картина того, как идиллический городок с почти игрушечной бронзовой статуей на площади, благополучие в миниатюре, рай как он есть, в считанные минуты обращается в свою противоположность – кипящий котел, адское место, оглушающее мирных жителей автоматными очередями. Режиссер Эрик Шёлдбьерг, автор нашумевшей в начале нулевых «Бессонницы» (Insomnia, 1997), снимает завораживающее кино о хрупкости той жизни, что мы называем нормальной.
Награды и фестивали:
Премия «Аманда» – лучший режиссер, лучший сценарий

21 апреля, воскресенье

18:00 Йорген + Анне = любовь

Норвегия, 2011, 83 мин.
Режиссер: Анне Севитски
В ролях: Мария Аннетт Тандерод Берглид, Отто Гарли, Аврора Бах Родал, Вильде Фредриксен Верло, Кристин Лангсруд, Питер Холен
семейный, мистический
Язык: норвежский, английский
Перевод: русские субтитры
Нежный возраст.
В пять лет Анне Лунде не понимала, почему в играх девочки непременно должны быть принцессами, а мальчики – викингами. Сейчас ей 10 (рост 145 сантиметров, вес 32 килограмма), она дружит с рыжеволосой сироткой Беате и по-прежнему выглядит в компании сверстников чудачкой. В окружении Анне Лунде есть королева, девочка из телерекламы шампуня для волос; есть близнецы, не похожие друг на друга; есть смешной очкарик, пылкие родители и сердитый брат Оле, обожающий пугать людей. А ещё – новые соседи, въехавшие в дом с привидениями, семья с грудной дочкой по имени Павлова и розовощеким Йоргеном. И вот девочка, которая ненавидела разговоры о любви, влюбляется сама. По-настоящему, как бы странно это ни звучало в 10 лет.
Детская история любви от автора фильма «Безумно счастливы» (Sykt lykkelig, 2010) Анне Севитски – сама лёгкость, искренность и простота. Почти невесомое зрелище, которое может покорить любого чувствующего человека. Вне зависимости от возраста.
Награды и фестивали:
Премия «Аманда» – лучший монтаж

20:00 Пленница. Побег
Пленница. Побег / Flukt
Норвегия, 2012, 83 мин.
Режиссер: Роар Утхауг
В ролях: Изабель Кристин Андресен, Ингрид Болсай Бердал, Кристиан Эспедаль, Халлвард Холмен, Бьорн Моан, Милла Олин
боевик, триллер, исторический
Язык: норвежский
Перевод: русские субтитры
Легенда о дикой природе.
1360 год. Свирепая чума – черная смерть – гонит людей на поиски новой благодатной земли. Поскрипывает на горных дорогах кибитка бедной семьи. Но и эти несчастные становятся жертвами разбойников – злодеи убивают родителей и маленького Тормода, а девочку-подростка Сигне берут в плен. Атаманша в разбойничьем лагере – свирепая Дагмар, женщина-альбинос, почти потерявшая человеческий облик. Что сделало её такой? Удастся ли Сигне спастись? И на чьей стороне Фригг, сирота с ангельским лицом, из которой Дагмар стремится вырастить разбойницу?
«Побег» – яркий образец фирменной скандинавской разновидности экшн-триллера, почти не уступающий шедевру Нильса Гаупа «Проводник» (Ofelas, 1987), зрелище, в котором наряду с сильными человеческими характерами героями становятся силы природы, пейзажи и живописное варварство.

22 апреля, понедельник

19:00 Невинность

Норвегия, 2012, 100 мин.
Режиссер: Сара Йонсен
В ролях: Мария Бонневи, Кристоффер Йонер, Давид Денсик, Мария Хайсканен, Теа Сандангер, Осмунд Хёг
драма
Язык: норвежский, шведский
Перевод: русские субтитры
В начале было кровавое членовредительство, чудовищная драма, разыгравшаяся на лесной опушке. Дальнейшее – предыстория того, что случилось. Вильям и Рууд – братья, с детства дружившие с деревенской дикаркой Янне. Теперь она учительница литературы, разбирающая со старшеклассниками лирику Дилана Томаса, у неё новая спокойная семья с двумя приемными дочерьми. Когда на школьном пороге появляется усатый лоботряс Вильям (Кристоффер Йонер, исполнитель главной мужской роли в фильме «Бэбиколл»), Янне трезво говорит: «Слишком поздно». Когда Вильям отвечает: «Я увидел тебя на фейсбуке и прилетел за 17 часов», Янне уже не до трезвости. Она без колебаний расстается с семьей. Но идиллическая жизнь в лесу оказывается уязвимой – брутальный Рууд тоже не первый год влюблен в Янне...
Лес как убежище беззаконных любовников – такой же вечный архетип, как формула, приравнивающая страсть к смерти. Рассказ в фильме ведётся от лица женщины-полицейского, расследующей инцидент с двумя летальными исходами. Она олицетворяет закон, но не всё во власти уголовного кодекса, и сказать, жертва или преступник главная героиня «Невинности», не представляется возможным.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Торонто - участник программы
Международный фестиваль в Гётеборге – участник программы
Кинофестиваль «Тёмные ночи» в Таллинне – участник программы

23 апреля, вторник

19:00 Какой ты меня видишь

Норвегия, 2012, 118 мин.
Режиссер: Даг Йохан Хёугеруд
В ролях: Лайла Гуди, Рагнхильд Хилт, Андреа Брэин Ховиг, Энн Марит Якобсен, Биргитте Ларсен, Кари Онстэд Винги
комедия, драма
Язык: норвежский
Перевод: русские субтитры
Ева – непрофессиональная актриса, пришедшая на пробы, её задача – начитать текст для аудиокниги «Когда вы меньше всего этого ожидаете». События этого романа оживают на экране. Первая часть – о полной добродушной медсестре Лизе, опрометчиво согласившейся взяться за обучение девушки-интерна Сири. Вторая – о маститой переводчице Грете, одинокой даме с коротко стрижеными седыми волосами, до сих пор терзаемой воспоминаниями о пережитом в юности изнасиловании. Грета опрометчиво соглашается на предложение нового редактора Анны взяться за перевод идеологически чуждой ей писательницы. Третья новелла – о тетушке Ингер, пенсионерке в долгах, мучительно размышляющей, принять ей или нет денежное предложение сестры покойного мужа, готовой расщедриться на миллион.
«Какой ты меня видишь» – одна из самых тонких и точных человеческих комедий десятилетия, изящный социальный и психологический комментарий, каталог неловких ситуаций, в которые попадают добрые и хорошие люди. Проблема только в том, что люди эти – разные; увы, интеллигентная до кончиков пальцев Грета никогда не найдет общий язык с простоватой, но цепкой мещаночкой Анной. Как безобидные, славные люди становятся злейшими врагами – лейтмотив самого убедительного фильма о парадоксальности коммуникации.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Гётеборге – участник программы
Международный кинофестиваль в Палм-Спрингс – участник программы
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама