Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
28 июня 2016 13:42

Время женщин на 38 Московском кинофестивале

Время женщин на 38 Московском кинофестивале

38 Московский международный кинофестиваль, который проходит в столице с 23 по 30 июня 2016 года, подхватил международный тренд – обратил внимание на женскую тему. В его расписании имеется специальная секция «Время женщин». Но важные фильмы, связанные с этим аспектом, есть и в других программах. И то, о чем они говорят, очень актуально или может скоро стать таковым. Так что на это кино точно стоит обратить внимание.

Белые девушки

Правда, «Время женщин» не фокусируется на женской тематике. Эта программа просто собрана по гендерному принципу. Но это и есть тренд – о недостатке фильмов от женщин-режиссеров в сетках мировых кинофестивалей много и сравнительно давно пишут феминистские организации и сами кинематографисты, а кинофестивали все чаще оправдываются и сдаются под этим натиском, Голливуд, и европейская киноиндустрия более или менее озабочены обвинениями в дискриминации.

кадр из фильма План Мэгги

Блок фильмов, снятых женщинами, в расписании ММКФ фигурирует второй год. На этот раз его назвали «Время женщин», и организаторы подчеркивали, что название соответствует очевидным гендерным изменениям, которые происходят в мировом кино. А еще говорили, что в этом году акцент программы сделан на США.

Из пяти фильмов программы самые интересные - действительно американского происхождения. Например, «План Мэгги» Ребекки Миллер, включенный ПрофиСинема в свой список фильмов фестиваля, которые не стоит пропускать. Это романтическая комедия об американке, организовавшей сначала свой брак, а затем свой развод и возвращение экс-мужа его бывшей жене.

кадр из фильма Белая девушка

А еще есть «Белая девушка» Элизабет Вуд, жесткая драма о студентке, жадной до жизни и не думающей о том, чем могут закончиться ее приключения на улицах. «Белая девушка» - игровой дебют Элизабет Вуд, который стал хитом Sundance. Мировые права на фильм купил Netflix. «Если бы это снял мужчина, его обвинили бы в женоненавистничестве» - писала после премьеры пресса. Ее фильм сравнивали с «Детками» Ларри Кларка и восхищались упорством и бесстрашием автора. Variety включила Элизабет Вуд в десятку самых ярких молодых режиссеров нынешнего года.

Любовь к Геббельсу

«Роковая красота» Гелены Тржештиковой участвует в конкурсе документального кино ММКФ. Фильм посвящен судьбе чешской кинозвезды Лиды Бааровой (1914-2000) и ее роковому роману с Йозефом Геббельсом. Сделанный в форме интервью с героиней пополам с отрывками из ее фильмов и документальной хроники, он анонсируется как воссоздание разрушительной любви женщины, ставшей символом коллаборационизма. История XX века показана как череда романов героини. Баарова добилась успеха в Германии, влюбилась в немецкого актера Густава Фрёлиха, но всегда называла себя чешкой и отказалась от предложения Гитлера «стать немкой». Она могла бы уехать в США – контракт ей предлагала Metro-Goldwyn-Mayer, - но отказалась из-за любви к Геббельсу. На родине после падения нацизма ее репрессировали, судьба всей ее семьи была разрушена – мать умерла, сестра покончила с собой. Отсидев в тюрьме, Баарова вышла замуж, но такой брак стоил ее мужу карьеры, они сбежали в Австрию, актриса попыталась снова добиться успеха в кино, на сей раз в итальянском, но этот этап ее жизни сложно назвать успешной самореализацией. Баарова, дожившая до 86 лет, стала героем фильма, снятого экс-министром культуры Чехии Тржештиковой, и признавалась в кадре, что хотела бы просто незаметно уйти из жизни. В какой-то момент эта интересная старуха, постоянно курящая и пьющая «Бехеровку» прямо из бутылки, срывается, спрашивая у автора «зачем вы меня мучаете»?

кадр из фильма Роковая красота

Мучение заключалось еще и в том, что режиссер почти совсем спряталась за камеру. Фильм - только голос самой Бааровой, женщины на грани абсолютной декоративности (вспоминая о Геббельсе, она говорила примерно так: я слышала его речи и не очень понимала, о чем он говорит, я и сейчас все это не очень понимаю). Может ли декоративность быть поводом для репрессий? Очевидно, что когда-нибудь время заставит снова говорить о женщинах, которых преследовали за их романы с немцами. Официальная история всех стран мира не очень любит вспоминать о таких вещах, но когда-нибудь придется. «Роковая красота» в этом смысле – ценный документ.

Сбежавшая невеста

«Сонита» иранки Рохсаре Гаем Магаме, показанная в программе «Свободная мысль» - абсолютно противоположная во всех смыслах история, поразительное кино, временами срывающееся на триллер, получившее награду документального жюри Sundance и приз главного мирового фестиваля документального кино, IDFA в Амстердаме.

кадр из фильма Сонита

Сонита - беженка из Афганистана, жившая в Тегеране с сестрой и племянницей. Первый раз ее семья захотела выдать ее замуж, когда девочке было 9 лет. В начале фильма ей 15, и приехавшая в Тегеран из Афганистана мать снова намерена отдать ее замуж – вернув ее в Герат и получив с жениха за Сониту 9 или даже 12 тыс. долларов, она сумеет купить невесту сыну, да еще немного денег останется на пропитание семьи. В подобной арифметике мать Сониты, сама вышедшая замуж в 13 лет, ничего необычного не видит и не понимает, что за блажь у девочки, которая не хочет покориться. В отличие от подруг-ровесниц (которые тоже есть в кадре и тоже обсуждают, за кого и за сколько их отдадут), Соните повезло. У нее есть талант, она пишет стихи и мечтает читать рэп, видимо, ее мечты и придали ей силы. Этот ребенок бродит по тегеранским студиям с просьбой записать ее песни (нельзя, потому что на запись женского вокала надо специальное разрешение властей, а у девочки нет даже документов).

Рохсаре Гаем Магаме снимала свой фильм несколько лет и в какой-то момент сделала то, что и превратило ее ленту в событие, а именно - сама вошла в него, став его героем. Режиссер и учительница из тегеранской общественной организации помощи беженцам помогают девочке снять клип и выложить его на YouTube, отправляют ее видео на конкурс, в котором она потом победит. А когда из Америки приходит письмо, что есть школа, готовая взять Сониту, делают все, чтобы переправить ее через океан.

кадр из фильма Сонита

Такой выход автора из невидимости неизбежно усиливает эффект реальности происходящего. Потому и смотрится их поездка в Герат за документами, где семья Сониты в любой момент может решить, что вот оно, отличное время для заключения брака, жестче, чем игровой триллер. Такой прием распространен и порой применяется буквально – можно вспомнить хотя бы «В ад и обратно» Данфунга Денниса о солдатах в Афганистане и их послевоенной реабилитации, победителя «Свободной мысли» ММКФ, обладателя награды Sundance и номинации на «Оскар». В кадре во время маршброска военных один из солдат упал, и из-за камеры вдруг протянулась рука режиссера, помогающего упавшему встать.

Сейчас Сонита Ализаде учится в США, записывает песни, говорит в интервью, что у нее все началось с Эминема, а ведь поначалу она даже не понимала, о чем он поет. Она хочет быть не только рэпером, но и правозащитницей, хочет получить образование и вернуться в Афганистан, чтобы помогать девочкам, которым не так повезло, как ей. Сейчас ей 18 лет.

Показы «Сониты» на ММКФ закончены. Но скорее всего, Московским кинофестивалем российская судьба фильма не ограничится. По информации ПрофиСинема, на данный момент переговоры о его приобретении ведет телеканал 24Doc.

Автор:
Марина Латышева
Реклама