Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 июня 2009 16:23

Тео Ангелопулос в поисках надежды

Тео Ангелопулос в поисках надежды

В рамках 31 Московского Международного кинофестиваля состоялась премьера нового фильма классика мирового авторского кино Тео Ангелопулоса «Пыль времени». Греческий мастер вместе с главной героиней ленты – швейцарской актрисой Ирэн Жакоб – приехал в Москву, чтобы представить картину российской публике и принять участие в церемонии закрытия кинофестиваля.

Несмотря на раннее время показа (9 часов утра), в зале кинотеатра «Художественный» трудно было найти свободные места. Утомленная 10-дневными просмотрами пишущая братия сделала последний фестивальный рывок, памятуя о предыдущих заслугах мэтра. Однако к концу этого неторопливого философского высказывания о мире и большой истории многие журналисты погрузились в объятия Морфея. Ангелопулос верен своему кинематографическому стилю. Длинные планы-эпизоды, сопровожденные драматическими музыкальными аккордами, запутанная нить пространственно-временных отношений с вплетенными в нее судьбами, в которых отражаются, как в зеркале, трагические перипетии ХХ века, у одних вызывает восторженный трепет, у других привычную скуку.

режиссер Тео Ангелопулос

После показа режиссер объяснил журналистам, чему посвящена его картина: ««Пыль времени» - это фильм о великом разочаровании, которое принес человечеству прошлый век. Мое поколение верило, что может изменить мир к лучшему. Увы, зачастую наши добрые намерения приводили к необратимым последствиям. Но во мне не угасла вера в то, что новый век принесет людям новые надежды». Прототипами главных героев фильма явились родители режиссера, ставшие жертвами гражданской войны в Греции, начавшейся после Второй мировой. В то время раскол в обществе коснулся не только властных кругов, но и простых семей. Отец Ангелопулоса был арестован его собственным двоюродным братом. Разлука с женой, сосланной в Сибирь, продлилась долгие годы. «Моя семья понесла на себе все раны этой войны», -  с грустью подчеркнул Ангелопулос.

Съемки фильма, охватившего почти полувековой период, происходили во многих уголках света – в Канаде, Берлине, России под Нижним Новгородом и северной части Казахстана, чьи заснеженные степи произвели на съемочную группу неизгладимое впечатление: «Мы ожидали увидеть бескрайние пески, а вместо этого оказались в белоснежной пустыне с суровым морозом. Нам посчастливилось встретить интереснейших людей и немного пожить жизнью, совсем не похожей на наши будни».

актриса Ирэн Жакоб

42-летняя актриса Ирэн Жакоб, знакомая российской публике по фильмам «Три цвета: красный» Кшиштофа Кесьлевского и «За облаками» Микеланджело Антониони, выдержала в фильме «Пыль времени» серьезный профессиональный экзамен: «Самым привлекательным и в то же время трудным для меня было в этой работе то, что я смога пройти долгий путь моей героини от 27 лет до старости, познав все ее разочарования и радости». Удивительно, что режиссер не придавал большого значения возрастным изменениям внешности персонажа Жакоб. Из всех признаков старения в распоряжении актрисы были лишь седые волосы. Путешествия из одного времени в другое происходили с минимальной переменой грима и костюмов. Перед актерами стояла сложная задача – психологически ухватить течение времени и отразить его в своей игре без традиционных актерских приемов. Другое препятствие заключалось в том, что многие сцены фильма снимались одним планом и с одного единственного дубля. «Иногда мы целый день репетировали один план, - вспоминала Жакоб, - и потом Тео предупреждал меня, что будет только один дубль. Я не имела права ошибиться». Но, не взирая на всю тяжесть поставленной задачи, Ирэн Жакоб и ее талантливые партнеры – Бруно Ганц, Мишель Пиколли и Уиллем Дефо – справились с ней безукоризненно.

Закончив рассказ о фильме, Тео Ангелопулос поделился со зрителями воспоминаниями о лучших годах его жизни – молодости: «Я приехал в Париж в начале 60-х, не имея ни гроша за душой. Я хотел только одного – снимать кино. Была эпоха расцвета французской «новой волны» и повсеместных открытий в кинематографе. Я стал ходить в синематеку, куда устроился на работу контролером билетов, и вскоре посмотрел все шедевры мирового кино. Это было невероятное время!» Немного позднее в жизни режиссера состоялись и две другие встречи, определившие его творческую судьбу на дальнейшие годы. В Риме ему удалось познакомиться с Андреем Тарковским, фильмы которого (особенно «Сталкер»)  во многом сформировали его собственный кинематографический стиль. Андрей Арсеньевич в свою очередь познакомил талантливого грека с мэтром итальянского кино драматургом Тонино Гуэрра. Эта удивительная встреча стала одной из самых важных в жизни Ангелопулоса: «Тонино открыл дверь своей квартиры, обменялся со мной несколькими фразами, и через 5 минут мы уже сели за работу». С тех пор творческое сотрудничество греческого режиссера и итальянского сценариста не прекращалось. «Тонино относится ко мне по-отцовски, - вспоминал Ангелопулос. - Часто просто звонит и говорит, что на улице холода, и мне стоит одеться теплее. Это великий художник и добрый человек».

Один из последних вопросов, заданных режиссеру журналистами, затронул его оценку современного кино и перспектив кинематографа на ближайшие годы. В ответе автора «Пыли времени» были ощутимы как ноты отчаяния, так и надежды: «Я не уверен, что когда-нибудь снова настанет такой яркий и богатый период, как 60-е. Сегодня мы все как будто бродим в тумане. Но иногда все же встречаются проблески. Это фильмы, которые дарят зрителям свет надежды на лучшее».

Автор:
Ксения Сахарнова
Реклама