Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2540
на печать
9 Июня 2010 13:27

Краковский кинофестиваль отметил свой юбилей

Краковский кинофестиваль отметил свой юбилей

6 июня 2010 года завершился 50 Международный Краковский кинофестиваль. Старейший польский кинофорум представил на суд зрителя более 250 фильмов, созданных авторами из Польши и многих стран мира. 20 из них вернулись домой, награжденные статуэтками и дипломами кинофестиваля.

По причине юбилейной цифры прославленного  кинофестиваля его проведение сопровождалось рядом приятных сюрпризов и новшеств. Впервые площадкой для демонстрации фильмов стали не только кинозалы, но и одна из центральных площадей старого Кракова – площадь Щчепанского.

Помимо трех конкурсных показов, команда фестиваля подготовила 15 внеконкурсных программ. В программе «Краковские документальные премьеры» были показаны новые фильмы признанных мастеров документального кино. На показах «Краков. Топ 10» зрители получили возможность увидеть 10 лучших документальных произведений, показанных на Краковском кинофестивале в разные времена. 7 известных кинокритиков – авторов этой программы – включили в нее и нашумевший фильм российского документалиста Сергея Дворцевого «Хлебный день», в 1999 году ставшего обладателем главного приза кинофестиваля. Ретроспектива фильмов Йонаса Мекаса дала возможность фестивальной публике познакомиться с творчеством 87-летнего американского кинорежиссера – авангардиста, критика и теоретика кино, поэта и пропогандиста творчества Энди Уорхола. Литовец по происхождению Мекас в этом году был награжден призом за заслуги в киноискусстве «Dragon of Dragons» (Дракон Драконов). Фильмы лауреатов этой престижной награды других лет были показаны в разделе «Лауреаты Dragon of Dragons». Достойное местро среди них заняла выдающаяся работа награжденного в Кракове в 2005 году российского художника – мультипликатора Юрия Норштейна «Сказка сказок».

Что касается конкурсных призов фестиваля, то и здесь документальное кино из России, традиционно почитаемое в Польше, не было обделено вниманием. В конкурсе полнометражного документального фильма принимала участие картина молодого документалиста Андрея Грязева «Саня и воробей». Искренний рассказ о взаимоотношениях двух молодых рабочих на московской стройке Сани и его младшего товарища по прозвищу «Воробей», уже несколько месяцев не получающих зарплату, пришелся по душе международному жюри во главе с известным польско-американским документалистом Марьяном Мажиньским. Фильм получил приз «Золотой рог» в номинации «Лучший документальный фильм от 30 до 60 минут».

Картине «Враги народа» совместного производства Великобритании и Камбоджи достался «Серебряный рог». Режиссер фильма – житель Камбоджи Тет Самба в детстве лишился родителей, ставших жертвами камбоджийских коммунистов, когда власть в этой стране была захвачена «красными кхмерами», режим которых унес жизни более миллиона мирных жителей. Режиссер попытался разыскать тех, кто повинен в смерти его родителей и уговорить их на откровенный разговор перед камерой. Эта смелая попытка была по достоинству оценена жюри.

Гран-при «Золотой рог» Краковского кинофестиваля для фильмов свыше 60 минут была удостоена лента швейцарского документалиста Калео Ла Белл «Жизнь где-то далеко», в которой автор также отправляется на поиски своего прошлого. Типичное дитя эпохи «хиппи», он решает разыскать своего отца, которого не видел почти 40 лет.

В кокурсе короткометражного фильма состязались как документальные, так и художественные ленты. Жюри под председательством польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси выбрало 4 из них. Победителями стали документальные ленты «Вне доступа сети» (реж. Якуб Стожек) и «Во мраке» (реж. Джей Розенблатт). Первый фильм анализирует взаимоотношения двух девочек-подростков, рано лишившихся родителей. Второй – представляет собой оригинальное попурри из отрывков художественных фильмов, герои которых сводят счеты с жизнью.

Из игровых фильмов наградами были отмечены шведская картина «Инцидент в банке» (реж. Рубен Остлунд) – история ограбления банка, запечатленного двумя прохожими на мобильный телефон, и стилизованный под документ черно-белый английский мультфильм «1000 голосов» (реж. Тим Траверс Хэвкинс).

Заметными событиями фестиваля также стали пресс-конференция «Все еще документ или уже фикция?», посвященная зыбкой грани между документальными и игровыми фильмами в современном кинематографе, питчинг документальных проектов со всего мира «Драгон форум», предоставивший возможность авторам фильмов встретить будущих инвесторов и дистрибьюторов, а также 4-х дневные мастерские по документальному кино с ведущим польским документалистом Марчином Кошалкой.

За 50 лет своего существования Краковский кинофестиваль из скромного внутреннего смотра польских документальных короткометражек превратился в наиболее крупный международный фестиваль документального кино в Польше. C Краковом сегодня считаются и такие престижные смотры документального фильма, как Лейпциг, Нион, Амстердам. С каждым годом программа форума расширяется, обогащаясь всевозможными мастер-классами, симпозиумами, ретроспективами. И неделя, проведенная начинающим документалистом или тем, кто только помышляет заняться этой непростой профессией, на Краковском кинофестивале сможет заменить по крайней мере год степенного и невсегда плодотворного обучения в кинематографическом ВУЗе.
Автор:
Ксения Сахарнова
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама