Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
15 декабря 2008 17:03

76 Российский Международный кинорынок: две инициативы государственно-частного партнерства

76 Российский Международный кинорынок: две инициативы государственно-частного партнерства

В последний день 76 Российского Международного кинорынка директор Департамента кинематографии Сергей Анатольевич Зернов и начальник Экспертно-аналитического  отдела Министерства культуры Алексей Сохнев провели круглый стол на тему: «Инициативы государственно-частного партнерства на рынке кинопроката и кинопоказа». Дискуссия была посвящена двум проблемам: созданию системы учета кассовых сборов в кинотеатрах и организации электронного кинопоказа в средних и малых населенных пунктах.

Во вступительной речи С. А. Зернов рассказал, что это собрание является результатом деятельности, осуществленной по поручениям Правительства и Президента РФ. Говоря о первой из инициатив, директор Департамента кинематографии сообщил, что Министерство культуры ведет работу над внедрением единой системы по учету посещаемости кинозалов. Такой контролирующий механизм существует во всех цивилизованных странах. Он необходим для того, чтобы провести реструктуризацию кинотеатральной деятельности в нашей стране. Эта система будет строиться по принципу государственно-частного партнерства. Начало ее разработки запланировано на 2009 год. Подробности того, как и с кем это может быть осуществлено, и форму реализации инициативы еще необходимо обсудить. Круглый стол был организован для того, чтобы поделиться тем, какие мероприятия Министерством культуры уже были проведены, какие проработки по этому вопросу существуют в настоящий момент. Зернов подчеркнул, что окончательных решений практически ни по одному вопросу еще нет – есть только ряд предложений, которые должны быть озвучены и обсуждены.

Далее слово было передано генеральному директору компании «Вьюжн Консалт» Алексею Сохневу, подробно изложившему суть обеих инициатив, имеющих, как многим известно, достаточно долгую историю. Важно, что Министерство культуры на сегодняшний момент подготовило пакет нормативно-правовых актов и имеет конкретные поручения продвигать эти инициативы. Именно поэтому было принято решение вынести данные проблемы на обсуждение, целью которого является осознание, насколько те или иные аспекты создаваемых систем могут быть приемлемыми для разных участников рынка.

«Мы говорим о «государственно-частном партнерстве», несмотря на то, что этот термин сегодня в законодательстве не определен. Это понятие стало достаточно модным на всех уровнях государственной власти – на федеральном и на региональном» – сообщил  Сохнев. Оно подразумевает распределение сил между игроками рынка, когда каждый из них берет на себя часть обязательств и часть прав, и согласно этой схеме реализуются некоторые инвестиционные проекты, или проекты по оказанию, в том числе и государственных, услуг. «Фактически, говоря о государственно-частном партнерстве, мы имеем в виду реализацию некоторых крупных инвестиционных проектов» - добавил докладчик.

Учитывая выше сказанное, о создании системы сбора сведений о  результатах показа фильмов было решено говорить именно в этом контексте. Для этой системы сейчас уже не актуально ранее выбранное название «Электронный кинобилет». В данном проекте государство и участники рынка берут на себя разную долю рисков. Они возлагают на себя различные обязательства и совместными усилиями реализуют важный для всей отрасли механизм.

Идея создания системы, которая объединила бы все кинотеатры страны, и позволила в режиме реального времени или ежедневно, еженедельно отслеживать изменения результатов проката и показа фильмов в разных регионах, возникла еще в конце 90-х годов. Тогда, собственно, она и называлась «Электронный кинобилет», потому что услуга продажи билетов через интернет еще не была развита. Подразумевалось, что данные будут приходить в единую базу данных в цифровом, электронном виде – отсюда и пошло название.

С тех пор об этой системе говорилось не раз, но она до сих пор не была оформлена законодательством и не вылилась в конкретные действия. Сейчас значимо то, что, наконец, подготовлен проект нормативно-правовых актов, который регламентирует внедрение этой системы, и проведено экспериментальное апробирование возможности такого сбора данных на одном сервере – в одном пункте обработки данных. Можно говорить о сделанном первом шаге.

Сохнев еще раз заметил: «В настоящий момент мы отказываемся от понятия «Электронный кинобилет», в связи с возникающей путаницей – все думают, что речь идет не о сборе данных, а о продаже билетов в электронном виде через Интернет». Разрабатываемая система должна позволить собирать необходимую аналитику, прежде всего, данные о посещаемости, о валовых сборах от каждого конкретного кинотеатра в разрезе каждого фильма, каждого сеанса. Проект должен позволить обозревать полную картину по всей стране – не по отдельным дистрибьюторам или кинотеатрам, а по всем игрокам рынка.

Разработка конкретного механизма внедрения системы обнаруживает ряд нюансов и проблем, преодолеть которые возможно только путем объединения и поиска общих интересов. Очевидно, что дистрибьюторы и кинотеатры преследуют собственные цели и задачи. Зачастую многие не заинтересованы в прозрачности рынка, в то время как именно для этого система и создается. Сначала реальную картину можно будет видеть не чаще, чем раз в день, но впоследствии существует надежда достичь уровня Гонконга, где все изменения посещаемости и валовых сборов можно наблюдать каждый час в электронном режиме. «Мы нацелены на инфраструктурную составляющую этой системы» - сообщает докладчик.

Каким образом проект будет реализован? Практически во всех экономически активных кинотеатрах есть работающая билетная система, а также счетчик посещаемости и валовых сборов. Созданием системы не преследуется цель навязать какой-то единый стандарт оборудования, программного обеспечения или вынудить кинотеатры установить и использовать продукцию некоего одного производителя. Предъявляемые требования касаются только качества и достоверности информации, которая должна поступать на единый сервер. Системой должны учитываться все проданные билеты. Очевидно, что полной достоверности добиться не удастся – билетные системы в кинотеатрах зачастую взламываются и перенастраиваются, но это уже другой вопрос, касающийся налогового контроля финансовой деятельности. Этими словами Алексей Сохнев предвосхитил вопрос генерального директора сети кинотеатров «Каро фильм» Игоря Ильчука, который поинтересовался, будет ли осуществляться мониторинг реального количества людей в кинозалах в соотношении с данными по проданным билетам – «ведь не секрет, что кинотеатрам каким-то образом удается купировать эти данные». Некогда поднимался вопрос об установке в кинозалах специальных камер, но это слишком дорогостоящие меры. Министерство культуры не планирует брать на себя фискальные функции, необходимо просто систематизировать учет данных, проходящих по билетным системам, которые сейчас собирают добивающиеся прозрачности от своих кинотеатров дистрибьюторы. Речь идет о  программном дополнении. В кинотеатрах будет установлена программа, которая позволит упаковывать данные о результатах посещаемости и валовых сборах и отправлять их на единый сервер.

Данная программа должна быть проста в управлении, поступать в кинотеатры в заархивированном виде, быстро распаковываться, устанавливаться и использоваться. Планируется создать информационно-аналитический центр, который будет содержать сервер, обрабатывать данные и выдавать аналитические отчеты. За организацию этого процесса, в том числе, за погашение затрат информационно-аналитического центра (ИАЦ), поддерживающего систему в работоспособном  состоянии, отвечает Министерство культуры.

Предполагается, что данные из этой системы будут открываться  разным категориям пользователей в разном виде. Например, дистрибьюторы смогут увидеть сводные данные сборов по своим фильмам, кинотеатры или киносети смогут наблюдать результаты по показу. Каждому пользователю будет установлен определенный срез информации, который он сможет получать. Формат взаимодействия участников – тот вопрос, который необходимо еще обсуждать.

«Мы встречались с одной из компаний, которая сейчас организует процесс использования программного обеспечения, позволяющего дистрибьюторам получать отчетность от кинотеатров. С этой организацией работают все прокатные компании, которые взаимодействуют с американскими мэйджорами. Стало ясно, что уже существует система, которая активно функционирует, и половина всех кинотеатров в ней работают, поставляя данные в установленном формате на их сервер. К нему получают доступ работающие в нашей стране дистрибьюторы – Дисней, Сони и другие мейджоры» - рассказал Сохнев. Таким образом, существуют два варианта: воспользоваться тем программным продуктом, с которым уже работают наши кинотеатры или разработать и внедрить что-то свое, сделав новую систему достаточно открытой и свободной от обязательств. Выбор уже разработанного программного обеспечения накладывает ограничения: коммерческая компания занимается продажей услуг дистрибьюторам, поэтому последним будет необходимо платить за программное обеспечение фиксированную плату по подписке. В этом случае система станет платной и одна категория игроков рынка, а именно, дистрибьюторы окажутся в ущемленном положении – у них не будет к ней свободного доступа. Вопрос о выборе программного обеспечения остается открытым.

На сегодняшний день разработан пакет документов, необходимых для осуществления инициатив. Прежде всего, это поправки в федеральный закон 126 «О государственной поддержке кинематографии» - проект постановления Правительства РФ, утверждающий положения о внедрении единой системы сведений о результатах кинопоказа в российских кинотеатрах. Кроме того, будут разработаны поправки к постановлению Правительства об утверждении правил по киновидеообслуживанию населения. Эти нормативные документы будут обязательными для кинотеатров. Законодательством будет определено обязательное участие в этой системе. Однако Сохнев заверил, что при всем при этом использование системы предполагается настроить так, чтобы она была выгодна всем участникам рынка – чтобы кинотеатры и прокатчики ощутили как можно меньше отрицательных эффектов и, наоборот, выиграли от того, что у них появилась дополнительная возможность анализировать результаты своей работы.

Вторая инициатива, условно названная «Электронный кинопоказ», в полной мере может считаться результатом государственно-частного партнерства за счет достаточно существенного объема инвестиций и охватывающих всю страну масштабов. Этой инициативе тоже не меньше пяти лет. Несмотря на то, что рынок кинопоказа бурно развивается, на сегодня мы имеем многие населенные пункты, где кинопоказ попросту отсутствует. И это даже не сельские населенные пункты, а городские, потому что частному бизнесу туда не выгодно идти. В связи со сложившейся ситуацией было принято решение о создании сети цифровых кинотеатров в регионах, в малых и средних населенных пунктах численностью населения менее пятисот тысяч человек. Мирза Алиев, считающий важным, что в настоящий момент ставится требующий глубочайшей проработки вопрос о подъеме регионального кинопоказа, также заметил, что «сегодня решать эту проблему возможно исключительно в тех городах, где население не менее трехсот тысяч человек».

Существуют два вида кинопоказа: электронный и цифровой. Разница между ними, прежде всего, в способе показа, качестве и в стандартах. В частности, есть стандарт DCI, который используется на международном уровне. «Чтобы не быть оторванными от всего мира, мы будем внедрять стандарт, удовлетворяющий требованиям DCI» - сообщил Алексей Сохнев.

Примерно половина кинотеатров расположена в крупных городах, где проживает менее 20% населения региона. А около половины населения оказывается практически не охвачено кинопоказом, потому что проживает в малых населенных пунктах. Далеко не всегда есть возможность потратить 40 минут на дорогу и приехать в близко расположенный город, где есть кинотеатр. В сравнении со средними показателями в Европе, по обеспеченности населения кинопоказом Россия сильно отстает. Для того, чтобы наша страна приблизилась к этим показателям, количество залов необходимо увеличить еще раза в четыре.

Каким образом можно создать работающую сеть кинопоказа, когда очевидно, что частным операторам кинотеатров не выгодно идти в малые населенные пункты, потому что вложения не окупятся? Не в состоянии решить эту задачу и государство, поскольку не может взять на себя обязательство рефинансировать вложения в строительство всех этих залов в течение 4-5 лет – получаются достаточно большие финансовые затраты. К тому же, совершенно непонятно, как в дальнейшем управлять этой киносетью, как работать с правообладателями и как эффективно осуществлять работу этих кинозалов.

В связи с этим Алексей Сохнев рассказал о нескольких механизмах, которые сейчас используются в государственно-частном партнерстве в России. Так, например, школы или больницы могут передаваться в управление местным муниципальным или частным структурам, оставаясь при этом в собственности государства. Однако в кинопоказе важна не только управленческая функция, но и какая-то степень владения объектами оператором частной киносети. Существуют и другие механизмы: доверительное управление, создание совместного предприятия с распределением долей в этом предприятии между участниками проекта и передача имущественного комплекса в аренду.

Схема решения данной проблемы может быть достаточно простой, когда государство частично покрывает затраты на закупку оборудования компанией, которая создает и управляет киносетью. В свою очередь регионы и муниципальные образования передают этому оператору киносети объекты – дома культуры, кинотеатры, земельные участки, на которых они находятся, или пустые земельные участки, где возможно развернуть строительство кинотеатров или модульных конструкций. Оператор киносети (как частный вариант) тоже вкладывает средства в оборудование, проводит, если требуется, ремонт помещений и обеспечивает дальнейшее управление этой киносетью. Таким образом, риски распределяются между сторонами.

Вовсе не обязательно создание киносети-монстра под управлением одной компании. Это могут быть операторы-киносети, работающие в российских регионах, могут быть несколько операторов. Данная схема находится в стадии разработки, поэтому именно в настоящий момент важно узнать мнение ведущих киносетей, возможно ли их участие в этом процессе и каким образом.

Если подробно определять роль каждой стороны, можно описать одну из потенциальных моделей. Из средств федерального бюджета финансируется приобретение технического поста, защищенной доставки и показа цифровых кинокопий – это практически проектор и сервер в одном флаконе, позволяющий получать эти данные в виде защищенных записей на дисках или по спутниковым каналам, в случае, если эта технология доставки будет экономически разумной и эффективной. Все условия правообладателя на фильм при его трансляции будут соблюдены. Со стороны государства может быть осуществлено управление логистикой цифрового контента и доставка его в кинозалы, в случае, если частный оператор киносети не посчитает необходимым оставить это право за собой. Частный оператор, в свою очередь, именно как управляющая компания киносети  получает имущественные объекты, осуществляет ремонт или строительство, приобретает необходимое для оснащения зала оборудование и организует управление киносетью, включая репертуарное планирование, кадровые и финансовые вопросы. Регионы или муниципальные образования передают имущественные объекты, обеспечивают режим наибольшего благоприятствования для оператора киносети, в том числе и льготные подключения к основной инфраструктуре.

По окончании выступления Алексей Сохнев подчеркнул, что он предлагает варианты того, как данные инициативы могут быть осуществлены, и призвал представителей кинотеатров, киносетей и дистрибьюторов обсудить поднятые в докладе вопросы.

Представитель курской киносети поинтересовался, какие экономические расчеты положены в основу данной программы. Например, о какой цене билета идет речь – сейчас ситуация в регионах такова, что стоимость одного похода в кинотеатр не должна превышать сумму в 20-30 рублей. Однако Сохнев заверил, что при составлении проекта учитывалась специфика сельской местности: средняя цена билета – 25 рублей, уровень заполняемости зала – 25-30%. «Экономические прогнозы не очень оптимистичные. Именно поэтому мы говорим, что этот проект носит ярко выраженный социальный характер». На вопрос о том, что будет с сельскими киносетями, которые работают на старом оборудовании, он объяснил, что в рамках обсуждаемого проекта нет цели преобразовать все установки – это было бы слишком масштабной задачей, которая, к тому же, входит в полномочия местных управлений. «Предлагаемая программа должна носить характер импульса и дать возможность для запуска дальнейших более серьезных изменений». Во время конкретных переговоров с регионами будет ясно, где какие объекты стоит задействовать так, чтобы это не было слишком затратно. Наряду с кинозалами в соотношении 50% на 50% планируется использовать мобильные передвижные установки. Это позволит увеличить охват населения и, как следствие, улучшить показатели посещаемости. В репертуар войдут только те картины, которые будут выпущены в цифровом формате.

Алексей Сохнев напомнил всем частникам Круглого стола, что государство не ставит задачу подменять собой игроков рынка. Проведением в жизнь обеих инициатив преследуются в большей степени социально-культурные цели. Пока все только подготавливается к их осуществлению, но, возможно, в скором времени удастся поговорить о конкретных результатах. 

Автор:
Мария Мухина
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама