Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама

Как и с каждым фильмом, Шьямалан имел очень четкое представление о том, каким он хотел видеть THE HAPPENING, и какое впечатление фильм должен оказывать, еще до того, как появиться на съемочной площадке. В окружении группы профессионалов, с многими из которых он сотрудничал до этого – включая оператора Така Фуджимото, художника по костюмам Бетси Хейманн и композитора Джеймса Ньютона Говарда – а также несколькими новичками, включая оскароносного художника-постановщика Джаннин Оппеуолл, он определил основные принципы творческой основы фильма: придать страху и тревоге их уникальную необычную красоту, сохраняя простоту вещей.

“Я хотел снять триллер в очень натуралистичном стиле, очень ясно, практически в старых традициях, вернувшись в те времена, когда у нас еще не было всех этих технических наворотов и компьютеров, когда было только прямое, звучное повествование”, - говорит он. “Мы говорили о том, как бы мы сняли фильм, если бы у нас не было всех этих современных средств, и о том, как на самом деле сделать так, чтобы он воспринимался как вариант параноидального триллера 50-х от 2008 года”.

В то время как в фильме THE HAPPENING рассказывается о том, как в природе произошли радикальные изменения и она обратилась против человечества, в процессе съемок возлагались большие надежды на содействие со стороны природы. За неделю до начала съемок Шьямалан собрал съемочную группу и сказал им: “Для всех нас это будет новый опыт в кино, в некотором смысле фильм, снятый на дороге. Восемьдесят пять процентов натуры – открытая местность, и завершение работы будет зависеть от помощи матери-природы. Мы находимся во власти стихий”.

Так и было. Съемочная группа работала синхронно с погодой и пейзажем, которые влияли на весь дизайн фильма. Обладательница многочисленных номинаций на “Оскар”, художник-постановщик Джаннин Оппеуолл, учившаяся в Пенсильвании, отмечает: “Я думаю, у многих из нас было негласное понимание того, как земля и пейзаж помогут нам рассказать эту историю, и как важно будет создать реалистичные декорации для путешествия Элиота и Элмы из Филадельфии в сельскую местность. Для меня это пейзаж моей юности, и я чувствую его очень хорошо, так же, как, думаю, и Найт, который здесь вырос”.

Съемки фильма начались 6 августа 2007 г., что примечательно, через девять лет после начала съемок фильма The Sixth Sense. Последовательные съемки в течение 44 дней проходили с молниеносной скоростью, места съемок менялись каждые несколько дней, перемещаясь из города в маленькие городишки, следуя за траекторией Элиота и Элмы, когда они пустились в бегство в надежде на спасение. Идея заключалась в том, чтобы ощущение убегающих людей явно чувствовали все, кто работал над фильмом.

“Каждое место съемки было новое приключение”, - говорит Хосе Родригез. “Это действительно было шоу на дороге, и мы никогда точно не знали, на что мы наткнемся, когда приезжали на новое место съемок. Я думаю, это заряжало всех энергией, так как каждому приходилось быть постоянно в игре. Никогда не было времени познакомиться с местностью, или снизить темп, что действительно помогало постоянно держать актеров и съемочную группу в центре этого напряженного путешествия. Они действительно это чувствовали, и я думаю, зрители тоже это почувствуют”.

Среди нескольких основных мест интерьерных съемок фильма был культовый вокзал “30-я Стрит” в Филадельфии, крупная транзитная станция на полпути между Нью-Йорком и Вашингтоном, где Элиот, Элма, Джулиан и Джесс начинают свое путешествие, чтобы убежать из города вместе с сотнями других людей. Национальная компания железнодорожных пассажирских сообщений предоставила, что бывает нечасто, съемочной группе доступ в залы и коридоры вокзала, до той степени, насколько это не мешало движению поездов, и создатели фильма были рады возможности побродить по второй по объему перевозок железнодорожной станции в США и запечатлеть мраморное великолепие ее стиля ар деко 30-х годов. “Это одно из тех зданий, в которые вы входите и говорите, ‘О, как невероятно красиво!’” поясняет Родригез.

На железнодорожном вокзале, как и в остальном фильме, важной частью фона были актеры массовки. Фактически они были настолько важны для общего видения фильма Шьямаланом, что он отбирал отдельно каждого и всех актеров для больших массовых сцен. Он хотел, чтобы фильм был переполнен ощущением, что такое бедствие может затронуть каждого человека, занимающего любое положение в обществе – поэтому ему требовалось много разных людей, от бабушек до топ-менеджеров и фермеров, которые станут жертвой ужасного синдрома. “Что касается актеров массовки, Найт хотел, чтобы было ощущение, что в любой момент фильм последует за историей каждого из толпы, что они все интересные люди, и что все представители человечества оказались в равной степени под угрозой”, - говорит Мерсер.

В сцене в поезде непреодолимое напряжение растет по мере того, как слухи с невероятной быстротой распространяются из в вагона в вагон. События достигают кульминации, когда поезд неожиданно останавливается посреди незнакомой местности и пассажиры оказываются в безвыходной ситуации. Для съемок этой сцены съемочная группа арендовала четыре вагона при содействии руководства Юго-Восточной Железной Дороги штата Пенсильвания.

Еще одним из основных мест интерьерных съемок был ресторан “G-Lodge” в крохотном Фениксвилле, Пенсильвания, примерно в 30 милях от Филадельфии, который превращается в малонадежное укрытие – ресторан “Filbert’s”, где горожане и сельские жители собираются вместе, надеясь спастись от невидимого убийцы, находящегося среди них. “Мы искали некое придорожное заведение подобного вида, которое бы выглядело очень изолированным, наподобие места, являющегося центром захолустного городка, и в конце концов мы нашли этот старый придорожный ресторан, построенный в 20-е или 30-е годы в Фениксвилле, который выглядел именно так, как нам хотелось”, - говорит Мерсер.

Однако большая часть действия фильма происходит вне помещений, на открытых всем ветрам просторах, где, кажется, нет никаких опасностей, однако в любой момент может разразиться настоящая бойня. Большая часть второй половины натурных съемок фильма велась на ферме “Walker Farm” в Юнионвилле, Пенсильвания, где среди 1600 акров буйной растительности нашлись поля, поросшие высокой травой, и холмы для съемок финальной сцены фильма THE HAPPENING.

Здесь у съемочной группы были некоторые сложности, связанные с необходимостью контролировать определенный силы природы, в частности, ветер, который в фильме становится основным символом, воплощающим в себе вырвавшуюся на волю ярость природных стихий. “Ветер – это настоящий персонаж в этом фильме, и его надо воспринимать именно так”, - объясняет Сэм Мерсер. Нам пришлось управлять ветром на различном уровне, так, чтобы в определенные моменты он был едва заметным, а в другие – невероятно сильным”.

Ветер также занимал центральное место в намерении Шьямалана выразить все страшные космические силы, которые могли бы обратиться против человека, в простой и элементарной форме. Первая часть этой задачи выпала группе по созданию спецэффектов под руководством Стива Кремина, который искал способ изобразить ветер в различных ипостасях, от нежного, укачивающего бриза до безудержных порывов. В итоге Кремин решил использовать большие передвижные вентиляторы, некоторые из которых были более 20 футов в диаметре и работали от двигателей гоночных автомобилей, обеспечивая на пленке гораздо более гибкий и выразительный, чем стандартный ветродув. Затем режиссер спецэффектов Эд Хирш добавит цифровую обработку, чтобы придать сценам еще больше выразительности, а звукооператор Тод Мейтлэнд подберет уникальные записи ветра, свистящего среди деревьев, шелестящего в траве и воющего в открытые окна, чтобы таким хитрым образом усилить внутреннее ощущение зрителей, что опасность исходит от самого воздуха.

“Реалистичность ветра, созданного профессионалами из “FX”, помогла актерам почувствовать, что они оказались в центре необычных событий и служила им вдохновением”, - говорит Родригез.

Последняя и наиболее сложная сцена снималась на ферме миссис Джонс, где эта эксцентричная немолодая горожанка жила многие годы в спартанской изоляции, абсолютно отрезанной от окружающего мира. Джаннин Оппеуолл начала с двухсотлетнего фермерского дома на территории государственного парка Ридли Крик – всего в 16 милях от центра Филадельфии, но являющегося при этом оазисом нетронутых лесов и лугов – и превратила его в мир, находящийся вне времени. Ее специалисты спрятали линии электропередачи, построили крыльцо, добавили старые ставни и удалили все следы современной жизни. Они также разбили большой сад и огород, с которых годами могла бы кормиться одинокая женщина, и принесли кроликов и кур. Внутри дом обставили причудливыми старыми вещами, раздобытыми в окрестных магазинах, начиная от кровати с балдахином и до набора сигнальных фонарей, которые служили единственным источником света в этом доме.

Звук в THE HAPPENING был так же важен для Шьямалана, как и дизайн фильма, и он работал в тесном сотрудничестве со звукооператором Тодом Мейтлэндом, чтобы убедиться, что каждый скрип и свист окажет влияние на аудиторию. “М. Найт Шьямалан – редкий режиссер, который постоянно обращает внимание на звук”, - говорит Мейтлэнд. “Даже в его сценариях дается подробное описание звуков, а в этом фильме, в частности, реалистичный звук действительно помогает создать моменты напряжения и почти становится еще одним персонажем”.

Шьямалан в равной степени обращал внимание и на музыку к фильму, для создания которой он еще раз обратился к своему давнему коллеге Джеймсу Ньютону Говарду, чья музыка – в том числе, в фильмах Шьямалана The Village и в недавнем Michael Clayton – была номинирована на получение нескольких наград Академии.

“С Джеймсом я всегда работаю одинаково – даю ему сценарий и рассказываю ему о свои идеях, и он изначально пишет музыку к темам и идеям, а не к готовому фильму”, - говорит Шьямалан. “Этот процесс всегда был для нас по-настоящему органичным, так что мы всегда исходим из одного и того же творческого источника”.

Сценарист/режиссер продолжает: “Для фильма THE HAPPENING мы обсудили несколько различных подходов к музыке. Один из них был сделать ее наподобие “Болеро”, чтобы музыка нарастала, нарастала и нарастала, и затем захватывала всех, как волна на протяжении всего фильма. Другой подход был создать странное чувство диссонанса с помощью ударных, наподобие музыки в первой Planet of the Apes, такой звук, который вызывает чувство паники и отражает всю ненормальность поведения людей. В итоге Джеймс написал красивую музыку, которая действительно задает движение фильма. Он также создал очень запоминающуюся тему для виолончели, которая олицетворяет борьбу человечества”.

После окончания съемок Шьямалан углубился в работу с режиссером монтажа Конрадом Баффом, получившим ранее “Оскар” за фильм Titanic. Вместе эти двое работали над тем, чтобы осуществить изначальное видение Шьямалана: удалить из фильма все лишнее, сделав его динамичным и простым. “Я все повторял ему, в первом Invasion of the Body Snatchers была 81 минута, всего 81 минута!” вспоминает он. “Это служило нам вдохновением”.

Кажется, с того момента, как к Шьямалану на дороге впервые пришла идея фильма THE HAPPENING , скорость и вдохновение были всегда его неотъемлемой частью.

“Это был действительно самый легкий фильм из тех, которые я когда-либо снимал”, - говорит Шьямалан, “и я думаю, это из-за того, что у него такая сильная структура и темы с того момента, как сюжет его впервые возник у меня в голове, и эта структура и эти темы определили все от начала и до конца. Главным вопросом после этого всегда было, где мы находимся по десятибалльной шкале ужаса и паники – и мы просто продолжали подниматься по ней”.
Реклама