Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама

Сценарист и режиссер М. Найт Шьямалан является одним из самых выдающихся мастеров сюжета в современном кино и автором многих многогранных кино-хитов, которые отличает его фирменное сочетание напряжения, драмы, юмора и искренних эмоций. После своей дебютной работы над супер успешной историей о приведениях The Sixth Sense, он снял ряд захватывающих современных фильмов, в которых рассказывается о будоражащих воображение загадках человечества, попутно снискав восторженные отзывы критики и рекордно высокие кассовые сборы.

Теперь, в фильме THE HAPPENING Шьямалан возвращается к своим корням, создав откровенный, до боли напряженный триллер – рассказывающий о трагедии, все уменьшающейся возможности спасения и о природе смертельного конфликта с человечеством. По сути своей, этот его сюжет, возможно, самый простой и прямой, поскольку он повествует всего о трех людях – мужчине, женщине и ребенке – на дороге, пытающихся спастись от безымянной и безликой катастрофы. Но это также и история, в которой перед нами реалистично предстает впечатляющая картина апокалипсиса, вызванного не непосредственно человеком, а миром природы; в которой задается вопрос, что случится, если древний человеческий инстинкт самосохранения даст сбой; и в которой рассказывается, как любовь и нежность могут спасти нам жизнь в самое мрачное и страшное время.

Идея фильма THE HAPPENING пришла к Шьямалану, когда он вел машину в сельской местности в Нью-Джерси, любуясь на пышную растительность за окном. “Я ехал в Нью-Йорк”, - вспоминает он, “был прекрасный день, деревья свисали над шоссе, и я внезапно подумал, ‘А что если бы однажды природа обратилась против нас?’ В тот же момент в моей голове сразу же возникла вся структура сюжета THE HAPPENING, и с абсолютной четкостью я представил персонажей. Это было потрясающее ощущение, потому что кино всегда намного более понятно, когда в нем доминирует структура”.

Также с самых первых моментов посетившего его вдохновения, до того как были написаны первые слова сценария, Шьямалан также знал, что этот фильм должен быть снят в очень необычном стиле. “Я знал, что хочу, чтобы это кино получилось волнующим, ясным и динамичным”, - говорит он.

Первый вариант сценария Шьямалана был уже достаточно напряженным, но когда к работе подключилась студия “Twentieth Century Fox”, они предложили, чтобы Шьямалан пошел еще дальше и сделал бы из этого сценарий для фильма категории R, нагнетая напряжение и ощущение ужаса до такой степени, на которую он еще ни разу не осмеливался. Шьямалан был одновременно и удивлен, и взволнован той свободой, которую давало ему это предложение, и его воображение заработало еще более бурно. “Когда я подумал об этом, я понял, что именно так и должна быть снята эта история, потому что сама по себе вся эта история касается запретных тем. Я имею в виду, что если бы вы попытались снять THE EXORCIST как фильм категории PG-13, сложно было бы себе это представить”, - размышляет он.

Резюмирует продюсер Барри Мендел: “Основным замыслом фильма было всегда поддерживать стиль Найта, и на “Fox” нам просто сказали, что никаких ограничений нет, не церемоньтесь, ловите момент, что мы и сделали”. Продюсер Сэм Мерсер добавляет: “THE HAPPENING на новом уровне соединил многие сверхъестественные и эмоциональные элементы, свойственные фильмам Шьямалана. И эта история ставит перед нами более сложный и важный вопрос – не зашли ли мы, люди, слишком далеко?”

Шьямалан планировал снять современное кино в жанре параноидальных триллеров о Холодной войне 50х-60х годов – фильмов, которые развлекали и пугали холодящим кровь ощущением надвигающего конца света, но при этом, под своей бушующей поверхностью, едва ощутимо задавали вопрос о разумности направления развития современного общества. Начиная с мстительных ворон в фильме Альфреда Хичхока The Birds и до атомного монстра Godzilla, до агрессивных, похожих на растения стручков в Invasion of the Body Snatchers Дона Сигела, многие из этих классических триллеров воспринимались как фильмы ужасов, но при этом оставляли у зрителей ощущение прекрасного нового мира, в который могла бы превратиться земля, а человеческие существа могли бы не дать этому свершиться.

Шьямалан знал, что, как и во всех этих фильмах, движущей силой в THE HAPPENING будет всепроникающее чувство неуверенности и страха. Но он пошел еще дальше, придумав самый невероятный способ гибели человечества. “Я думаю, что действительно страшно в фильме THE HAPPENING, это то, что люди начинают вести себя абсолютно иначе, чем предполагается. “В конце концов, то, что обеспечивает существование живых существ – это инстинкт держаться подальше от того, что может нанести вред, защищать себя и друг друга. Но что случится, если этот инстинкт исчезнет? Очень быстро все перевернется с ног на голову”.

Сценарист/режиссер еще более туго затянул гайки в загадке сюжета, отказавшись от какого либо банального, подробного объяснения причины “явления”, просто намекнув на ответную реакцию окружающей среды, которая повлияла на человеческий разум. “Этот фильм – в своем роде проверка нашей совести, я думаю, зрители сами найдут ответ, и нам не нужно на 100% объяснять, что происходит”, - поясняет он. “Некоторые персонажи говорят о том, что происходит на самом деле, но их отстраняет или не верит им множество других людей. И все же я считаю, что в фильме много говорится об ответственности человека за то, что происходит, а также о том, что пришел день платить по счетам”.

Шьямалан был доволен тем, что отказался он типичной для него неожиданной, закрученной концовки. Он всегда видел THE HAPPENING как действие, разворачивающееся в течение всего лишь 36 часов, стремительно развивающееся от первых признаков катастрофы до потрясающей кульминации, без каких-либо отступлений, от которого при этом у зрителя захватывало бы дыхание. “Жанр апокалипсиса мне нравится, поскольку, если я пишу что-либо, похожее на игру в шахматы со зрителями, зритель от меня ожидает именно этого, даже если я не играю в шахматы”, - смеется он. “Но иногда история – это просто история. В случае с THE HAPPENING, это действительно рассказ о семье, пытающейся выжить и научиться любить друг друга, и именно это меня в ней больше всего привлекло. Моей целью всегда было снимать динамичное кино, когда у вас возникает чувство паранойи из-за того, что в мире происходят вещи, о которых вы раньше никогда по-настоящему не задумывались”.

И хотя THE HAPPENING – это в некотором роде отступление для Шьямалана, как и в других его фильмах, глобальный апокалипсис также становится способом изучить, на глубоко личном уровне, двух персонажей, переживающих разгар межличностного кризиса. В центре повествования находится семейная пара – преподаватель Элиот и терапевт Элма – которые, даже когда мир вокруг них рушится, решают для себя вопросы о том, что надо защищать и беречь друг друга в своей семейной жизни.

“Для меня основа сюжета всегда провоцирует персонажей на разговоры о верности, любви, человеческой жизни, и помогает им духовно и эмоционально возродиться”, - поясняет Шьямалан. “В отношениях Элиота и Элмы многое рассказывает о той дороге, которой идет любовь, о том, кто мы на самом деле в отношениях с другими, о том, что это значит – быть в отношениях охотником или добычей, и о том, что мы говорим друг другу, когда мы думаем, что это последний наш разговор. Чем привлекателен для меня персонаж Элиота, это тем, что он очень верит в свою жену, в то, что она все преодолеет”.

Неожиданно, по мере того, как разворачиваются события, Элиот и Элма обнаруживают, что стали частью новой семьи, образовавшейся в силу ужасающих событий, и при этом наполненной робким чувством надежды, которое дает им как раз тот лучик света в окружающей их темноте, чтобы идти дальше. “Я надеюсь, что та новая семья, которую они создали, послужит метафорой для человечества, для нашей способности верить в лучшее и двигаться дальше – и, в то же время, я надеюсь, что после кино у вас останется ощущение, что такого шанса у нас может и не быть, если мы не начнем что-то менять”, - резюмирует Шьямалан.

М. НАЙТ ШЬЯМАЛАН (режиссер, сценарист, продюсер) как режиссер снимает свой восьмой фильм The Happening, которому предшествовали Praying with Anger, Wide Awake, The Sixth Sense, Unbreakable, Signs, The Village и Lady In The Water.

Астрономический успех его завораживающего психологического триллера The Sixth Sense поднял Шьямалана на недосягаемую высоту и сделал одним из самых востребованных молодых режиссеров в Голливуде. The Sixth Sense стал одним из рекордсменов по кассовым сборам на все времена и продолжает бить рекорды в домашнем просмотре. Фильм получил в общей сложности шесть номинаций на “Оскар”, включая одну как лучший фильм, и две для Шьямалана – лучший режиссер и лучший оригинальный сценарий. Кроме этого, фильм получил три приза зрительских симпатий как “Любимый фильм”, “Любимый драматический фильм” и “Лучший актер” для исполнителя главной роли Брюса Уиллиса. Шьямалан еще раз работал с Уиллисом в фильме Unbreakable, где также снимался Сэмюэл Л. Джексон.

Вслед за Unbreakable грандиозный успех по всему миру завоевал триллер Шьямалана о сверхъестественных явлениях Signs, где снимались Мел Гибсон и Хоакин Феникс. Затем был снят фильм The Village с участием Хоакина Феникса, Брайса Далласа Ховарда, Эдриена Броуди, Уильяма Херта и Сигурни Уивер, и Lady In The Water где играли Пол Джаматти и Брайс Даллас Ховард.

Шьямалан начал снимать фильмы, когда ему было 10 в родном городе Филадельфии. В 16 он снял свою 45-ю короткометражку. В 17 он пришел к родителям, врачам, в окружении фотографий еще двенадцати врачей в семье, и сказал им, что, хотя и окончил школу с отличием и получил стипендии для обучения по нескольким престижным медицинским программам, вместо этого он решил поступить в Школу искусств Тиша Нью-йоркского университета, чтобы учиться снимать кино. Во время последнего года обучения в университете он написал эмоциональный сценарий, основанный на собственных переживаниях, который назывался Praying With Anger – о молодом студенте по обмену из США, который возвращается в Индию и оказывается абсолютно чужим на своей родине. В 1992 г. получив финансирование на первый малобюджетный фильм, Шьямалан снял эту историю в Индии и выступил в роли сценариста, режиссера, продюсера и исполнителя главной роли в этом фильме. Фильм был отобран к показу в престижной программе “First Look” Нью-йоркского фонда искусств, и в июле 1993 г. Американский институт кино Лос-Анджелеса назвал его “Кинодебютом года”.

В следующем году Шьямалан написал еще один сценарий - Labor of Love, который продал компании “20th Century Fox”. В июне 1995 г. студия “Columbia Pictures” попросила его написать сценарий для киноадаптации Stuart Little по любимой детской книжке Э.Б. Уайта с тем же названием.

Его второй художественный фильм, Wide Awake, где снимались Рози О’Доннелл, Денис Лири, Дана Деланей и Роберт Лоджиа, вышел на экраны в 1997 г. Снятый полностью в окрестностях Филадельфии, фильм рассказывает о близких отношениях между учеником католической школы и его дедушкой.

Шьямалан создал собственную продюсерскую компанию “Blinding Edge Pictures”, которая находится на окраине Филадельфии, где он также в настоящее время живет с женой и двумя дочерьми.

 

BARRY MENDEL (продюсер) ранее работал с М. Найтом Шьямаланом над фильмами The Sixth Sense и Unbreakable. Среди других его киноработ - Rushmore, The Royal Tenenbaums, The Life Aquatic with Steve ZissouSerenity и Munich. В настоящее время он является исполнительным продюсером киноверсии популярного романа Корнели Функе, Inkheart, режиссера Иена Софтли, где снимаются Брендан Фрейзер и Пол Беттани.

ТАК ФУДЖИМОТО, ASC (главный оператор) ранее работал с режиссером М. Найтом Шьямаланом над фильмами The Sixth Sense и Signs. Первыми его работами были фильмы продюсера Роджера Кормана. В это время началось его длительное сотрудничество с режиссером Джонатаном Демми. Среди их совместных работ – фильмы Melvin and Howard, The Silence of the Lambs, Philadelphia, Something Wild, Married to the Mob, Beloved и The Manchurian Candidate. Недавно он снял шпионский триллер Breach режиссера Билли Рея, популярный минисериал канала “HBO” John Adams и The Great Buck Howard, который скоро выйдет на экраны.

Реклама