Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама

 - За последние пять лет действительно наше кино сделало впечатляющий шаг вперед и об этом много что свидетельствует. Свидетельствует рост посещаемости отечественных фильмов в кинозалах, увеличение объемов их продаж на видео и DVD, занимаемая прочная позиция на телеканалах, а также призы и награды Международных кинофестивалей, которых удостаиваются наши отечественные киноленты. Из года в год повышаются объемы российского кинопроизводства, весьма показательным является рост присутствия отечественных  фильмов на российском аудиовизуальном рынке, не секрет, что в прежние годы большинство из созданных картин не доходило до зрителя именно по причине отсутствие интереса к ним со стороны прокатных организаций. Тенденции последних лет показывают, что это проблема все более уверенно преодолевается. Важно при этом отметить, что увеличивается не только количество кинолент, признаваемых клиентами прокатного рынка, но и величина валового сбора от их демонстрации зрителю, то есть налицо признание отечественного кинопроизводства его конечным потребителем. Немаловажную роль в обеспечении стабильных темпов в развитии российского кинопроизводства, улучшения положения в других сферах отечественной кинематографии играет государственная поддержка киноотрасли. Объемы которой ежегодно увеличиваются. Следует отметить, что расходы федерального бюджета, направленные непосредственно на производство и  продвижение фильмов, включая связанные с этим международные мероприятия и централизованное приобретение кинопленки, в 2007 году по сравнению с 2000 годом выросли в 6 раз и превысили 3 млрд. рублей. В ближайшие годы ожидается дальнейший рост производства всех видов кинопродукции. В частности к концу 2008 года только при государственной финансовой поддержке будет выпущено 136 игровых, 450 неигровых, 68 анимационных фильмов. Тут я кончаю о том, что такое хорошо. Дальше о том, что такое плохо. В настоящее время необходимо активизировать работу по увеличению доли присутствия российских фильмов на отечественном кинопрокатном рынке. Это то о чем как раз говорил Сергей Михайлович (Миронов), предлагая один из вариантов решения проблемы - квотирование. Последние годы этот показатель колеблется от 14 до 18%, невелико количество российских фильмов в репертуаре современных кинотеатров. Вместе с тем именно такие кинотеатры сегодня обеспечивают более 80% всей зрительской посещаемости и более 90% кассового сбора. К концу 2010 года предполагается обеспечить долю российских фильмов в прокате на уровне 22% и такие темпы, конечно, не оправданы ничем. И это объявлять, конечно, довольно стыдно.

Хочется отметить и другую проблему. Она заключается в неравномерном охвате населения России качественным кинопоказом. Наряду с впечатляющим ростом количества современных кинотеатров и кинозалов происходит их концентрация в столицах и городах с количеством жителей свыше миллиона человек. На сегодняшний день в 13 городах миллионниках, где проживает 19% населения России сосредоточено 54% общего количества современных кинозалов, тогда как в 936 городах с население менее 100 тысяч человек, где проживает 52% граждан России открыто лишь 59 современных кинозалов. Это 6% от их общего количества. Мы убеждены, что в серьезной государственной поддержке нуждается развитие сельского кинопоказа. Киноаппаратура, киноустановка повсеместно не менялась в течение последних 20-25 лет. В первую очередь по этим причинам ежегодно десятки сельских киноустановок прекращают работу, а во многих сельских районах кинопоказ не проводится уже в течение нескольких лет. Одно из перспективных направлений обеспечения кинопоказа в сельской, особо труднодоступной местности должно стать распространение передвижных киноустановок. Над чем в настоящее время и работают Минкультура и Роскультура. Наверно тут как раз  Александр Алексеевич (Голутва) об этом и расскажет. Одним из основных особенно важных направлений государственной политики в сфере   культуры является развитие производства фильмов для детей и подростков. При чем детское кино это не только произведение киноискусства художественное, но и хронико-документальные и научно- популярные фильмы, создаваемые специально для детей. К детскому кино относятся такие фильмы для взрослых, которые по своему содержанию соответствуют задачам воспитания подрастающего поколения. Общество уже сегодня несет невосполнимую утрату вследствие недостаточного внимания к проблемам культурно-нравственного воспитания детей наиболее действенными средствами, какими являются кино и телевидение. На смену современному поколению взрослых придет поколение

без нравственных ориентиров, культурно – гуманистических традиций, сформировавшихся  наиболее ярко и духовно именно в России. И вот тут то приходится признать, что современного детского кино сегодня практически нет. Прежде всего, из-за разрушения системы проката, развала в стране сети кинотеатров и, как следствие, потери зрителя. К сожалению, в России не находятся пока инвесторы, желающие вкладывать деньги в детский кинематограф. Нет никаких экономических рычагов для стимулирования производства детского кино. Для детского кинематографа нужна своя, отличная от взрослой система производства и проката. Необходима государственная политика в отношении детского кино, определяющая систему мер по поддержке кинопроизводства и проката. Отечественное кино многие десятилетия являлось одним из передовых в сфере детского кино. Возрождение его традиций является одной из первоочередных задач государства. Что при этом следует подразумевать? При проведении конкурсов проектов или сценариев фильмов, создаваемых при государственной финансовой поддержке, а затем при формировании ежегодных программ производства, картины для детей и подростков должны пользоваться первоочередным вниманием и при всех прочих равных условиях иметь преимущества и права при отборе. Кое - что в этом отношении, правда, учитывается. Немаловажно, что, в отличие от других фильмов, картины для детей наравне с фильмами - дебютами сейчас пользуются правом 100% государственно-финансовой поддержки производства. Сегодня количество фильмов, которые школьники смотрят по телевидению, на видео, в кинотеатрах далеко оставляет позади объемы продукции  всех остальных видов искусства. Вместе с тем, серьезной остается еще проблема художественного уровня таких фильмов, их творческое своеобразие. В программах кинопроизводства фильмов для детей ощутимо недостает жанрового разнообразия: музыкальных произведений, комедий, фантастических фильмов, увлекательных сказок. А ведь упомянутые жанры относятся как раз к разряду наиболее дорогостоящих, требующих специальной техники и высококвалифицированных кадров. Проблема кадрового обеспечения  вообще является весьма острой. Существование этой проблемы во многом вытекает из-за отсутствия кинематографических вузов и колледжей, необходимой учебно-производственной базы для организации учебного процесса в соответствии с условиями деятельности, технической оснащенности современных киноорганизаций. В свою очередь, ведущие организации кинематографии недостаточно заинтересованы в установлении прочных связей с отраслевыми учебными заведениями по линии направления своих ведущих сотрудников для преподавания отдельных дисциплин, предоставления производственной базы для выполнения обучающимися киносъемочных работ, прохождение ими производственной преддипломной практики. Эффективным инструментом устранения этих вещественных препятствий на пути дальнейшего развития российской кинематографии может стать утверждение ведомственных целевых программ, рассчитанных на реализацию к 2009-2011 годам. Это, в частности, программы такого рода: программа повышения конкурентоспособности национальных фильмов с объемом финансирования из средств федерального бюджета 8 млрд.193 млн. рублей. Программа направлена на создание фильмов, предназначенных для широкого проката. Целью этой программы являются формирование благоприятного инвестиционного климата, для привлечения  в российское кинопроизводство частного капитала и уменьшению рисков, связанных с низкой рентабельностью большинства отечественных фильмов. Другая программа ведомственная - цифровой кинопоказ с общим объемом финансирования из средств федерального бюджета 4 млрд. 285 млн. рублей. Программа призвана обеспечить внедрение новейших цифровых технологий для демонстрации фильмов. Третья ведомственная программа - создание цифрового контента национальных фильмов, видео- и аудио-произведений на базе новых электронных технологий с общим объемом финансирования из средств федерального бюджета. Цель программы приготовить необходимый цифровой контент для показа в кинозалах, располагающих соответствующими технологиями, а также для организации прослушивания аудио- произведений. Вот тут у многих, наверное, уже назрел вопрос: «откуда эти точные цифры?» в точности до миллиона. А цифры вот откуда. Два года тому назад в правительстве  получили задание разработать помимо федеральных целевых программ ведомственные целевые программы, то есть те программы, которые уже решают конкретные проблемы и ясно ощутимые  в соответствующей отрасли. И вот те три программы, которые я привел, это только по линии кинематографа то, что было просчитано, представлено, вынесено на рассмотрение. Значит общий итог работы такой в прошлом году: из всех проектов ведомственных целевых программ внесенных всеми министерствами правительства было утверждено четыре на все правительство. То есть в данном случае практически вся эта программа пошла не парламентским выражением «коту под хвост», но в данном случае речь идет о том, что готово, что может быть внесено заново, и как раз рассмотрение таких вопросов именно сейчас может быть очень своевременным. Еще один возникший вопрос. Требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовая база части создания, продвижения и демонстрации кино- видеофильмов. Вступление в действие с 2006 года Федерального Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных муниципальных нужд» коренным образом изменило содержание государственного финансирования кинематографии. При реализации данного закона выявлена необходимость ряда уточнений. В частности: критерии оценки для определения победителей конкурса, степень конфиденциальности информации о голосовании каждым участником конкурсной комиссии, включение в перечень допускаемых законом случаев размещения государственных заказов у единственного поставщика, в случае дополнительного финансирования исполнителей государственных контрактов на производство национальных фильмов,  при достижении установленного контрактом уровня посещаемости фильма зрителем, а также в случае приобретения прав на кинопроизведение созданного для целей проката.

Одна их острых проблем существования отечественно кино на телеэкране - вопрос авторских прав. В особенности на телевизионные и художественные фильмы, созданные на киностудиях бывшего СССР по заказу Гостелерадио СССР. Неоднозначно заданный вопрос делает невозможным полноценную защиту прав Российской Федерации в  сфере использования аудиовизуальной продукции.

В заключении я хотел бы сказать о тех шагах, которые делаются Министерством культуры и массовых коммуникаций в сфере своей компетенции. Министерство наше выступило с инициативой внесения изменений в тот самый закон, о котором говорил Сергей Михайлович (Миронов) – закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Основной целью данного законопроекта является, в частности, уточнение условий отнесения фильма в категорию «Национальный фильм» и закрепления отдельных требований к содержанию фильмов при предоставлении юридическим и физическим лицам средств федерального бюджета в рамках государственной поддержки производства и продвижения фильма. Существующая в России практика кинопроизводства показала, что установленные в статье 4 этого Федерального Закона критерии внесения фильма в категорию «Национальный фильм» содержат чрезмерные финансовые, кадровые и языковые ограничения для создателей фильмов, что в свою очередь не способствует выходу на экраны достаточного количества содержательных и полных кинопроизведений. Кроме того, статья 4 Федерального Закона  «О государственной поддержке кинематографии» не содержит положение, касающееся соблюдения ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами. В связи с этим представляется актуальность  пересмотра критериев национального фильма с учетом российского и зарубежного опыта. Важнейшим стимулирующим фактором категории «Национальный фильм» является право создателей на получение государственной финансовой поддержки его производства и продвижения. При этом в законе отсутствуют заложенные требования к содержанию национального фильма, что допускает возможность создания за счет средств Федерального бюджета кинопроизведения невысокого художественного уровня. Вот то о чем больше всего говорили последнее  время - это фильм «Сволочи», как раз прошел по категории «Национальный фильм». Разработка вышеназванного закона федерального проекта включена в план законопроектной деятельности правительства Российской Федерации на 2008 год, то есть вот-вот это пойдет. Минкультуры России разработало также Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Совмина Правительства Российской Федерации» от 28 апреля 1993 года. Это было Постановление о регистрации кино и видеофильмов, регулировании публичной демонстрации. Практика, осуществляемая Министерством культуры Российской Федерации в то время. В настоящее время Роскультура по исполнению этого постановления Совмина выявило недостаточность регламентации порядка регистрации кино и видеофильмов. Поэтому проект Постановления Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Совмина», о котором я говорю, предусматривает приведение законодательства в сфере регистрации видеофильмов в соответствие с действующим законодательством, путем введения в текст Постановления новых основных понятий, введения норм, регламентирующих ведение государственного регистра кино и видеофильмов, ведение четкой возрастной классификации и переход от рекомендательного характера классификации к непосредственно возрастным ограничениям зрительской аудитории фильма, введение конкретных оснований для отказа регистрации кино или видеофильмов, среди которых нарушение установленных правил оформления и выдачи прокатных удостоверений на кино и видеофильмы. Кроме того, проект устанавливает порядок взаимодействия  правообладателей и регистрирующего органа при передаче прав по различным договорам, дает новый исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителями для получения прокатного удостоверения, что позволит упростить процедуру регистрации фильмов. Вводит новые понятия переоформления прокатного удостоверения и устанавливает порядок его проведения. Проект сохраняет уведомительный порядок выдачи прокатных удостоверений, регистрирующий орган не проводит проверку предоставленных правообладателями документов, а лицо, указанное в этих документах в качестве правообладателя, признается таковым, если не доказано иное. Я на этом ограничусь перечислением этой конкретики. Это может быть  в процессе дискуссии продолжено, и хочу сказать, что поддержка и развитие отечественного кинопроизводства одно из основных направлений государственной политики в сфере культуры, и мы, конечно, отчетливо понимаем, что предстоит проделать большую работу в части усовершенствования экономических механизмов правового урегулирования в сферах кинематографии. Министерство культуры высоко ценит поддержку Совета Федерации, которое оно оказывает нашим инициативам, направленным на сохранение и развитие кинематографа в России. Надеюсь, что наше сотрудничество в дальнейшем будет плодотворным. Спасибо за внимание.

Реклама