«Как бы то ни было, есть одна вещь, за которую я благодарен Мельвилю: это уважение, с которым он отнесся к построению романа, событиям, диалогам, персонажам, бережно перенес все это с моих страниц на пленку».
Премьера фильма состоялась 2 ноября 1966 года в шести парижских кинотеатрах, из которых только один, Select Pathй, дожил до наших дней под именем “Le cinйma des cineastes”. Фильм стал настоящим хитом: во Франции было продано почти два миллиона билетов, из которых почти 650 тыс. – в Париже.
Январь 2005 года. Ален Корно, его жена Надин и я выходим с пресс-показа одной из картин. На ужине мы говорим о фильме, о кино в целом, о наших проектах… У Алена сейчас как раз ничего не намечается. Я спросил: «Почему бы тебе не вернуться к «поларам»? Тебе же вроде бы нравится, да?» Ален Корно кивает, но без особого энтузиазма: «Сегодня детективы сохранились разве что в телесериалах. Фильмы очень реалистичные, мир в них – вполне обыденный. Я-то люблю классические триллеры. Преступный мир, информаторы, гангстеры… Римейк «Второго дыхания» - это было бы интересно, а все остальное…»
Мы сразу забываем про ужин. Мы обсуждаем фильм до утра и сходимся в одном: нужно вернуться к истокам, к роману. На следующий день Корно предстоит долгая поездка на поезде и он берет с собой книгу. Мы отдаем ему экземпляр, подписанный Хосе Джованни: «Двум продюсерам, которые защищают знамя настоящего французского кино, кино увлекательных историй и актерского чувства». Потом он добавил: «На страницах с 31-ой по 36-ую вы обнаружите знаменитую сцену с главным инспектором Блотом. 90% диалогов в фильме взяты из книги, а уж действие – на все 100%».
Вместе с Аленом Корно мы перечитываем книгу, пересматриваем фильм и приходим к выводу, что фильм Мельвиля – это шедевр, великолепная экранизация, но отнюдь не вся книга. Есть линии, которые в фильме не прорисованы, взять хотя бы линию Мануш. Книга раскрывает ее в новом для нас свете. Эта женщина влюблена в Гю, но ей и в голову не приходит, что ее жизнь под постоянной мужской опекой – не единственный путь. Гю разделяет ее чувства, но, тем не менее, их отношения обречены: для Гю его моральные принципы важнее всего на свете, важнее даже любви женщины и возможности обрести с ней счастье. Книга также полнее раскрывает сложный характер интспектора Блота, выдающегося, блестящего героя этой истории. Ален решает взяться за сценарий самостоятельно. “По крайней мере, в первой версии. Потом, возможно, мне понадобится помощь». Ален настолько застенчив и так озабочен результатом, что ему и в голову не приходит то, что мы уже знаем: он так давно мечтал об этом фильме, что ничья помощь в работе над сценарием ему не понадобится. Но мы даем ему самому справиться со своими сомнениями. Единственный важный вопрос, который нужно решить вместе: оставляем ли мы события фильма в 1960-х или попробуем перенести действие в наши дни. Похоже, что изменить период – нереальная задача. Такие поступки, такие моральные установки сегодня уже не в чести, хотя во времена Мельвиля они еще встречались. Так что если перенести историю в начало XXI века, она будет звучать несколько фальшиво. Трагедия должна развиваться в своем оригинальном контексте, но с одним условием: снимать прошлое глазами настоящего. Используя самые изощренные технические средства: необычные насыщенные цвета, протяженные сцены, которые стали возможны благодаря стэдикамам, трехмерную технику, камеры высокого разрешения, например, для съемки ночных сцен, как Майкл Манн использовал камеры “Genesis” в «Соучастнике». Поскольку практически идеальный образец фильма уже существует, нам необходимо было заново придумать «Второе дыхание», вписать эту вечную трагедию в рамки современного фильма. На ум приходят примеры «Гладиатора» и «Долгой помолвки». Древний Рим Ридли Скотта отличается от Древнего Рима «Бен Гура». Жан-Пьер Жене снимал траншеи совсем иначе, чем Стэнли Кубрик в «Тропах славы».
Так что нам предстоит найти свой, новый способ передать атмосферу и «кодекс чести» ранних 60-х. Модернизировать их с тем, чтобы придать силу этой легенде. В свободном творческом процессе и с глубоким уважением к оригинальной истории, нам предстоит воссоздать картину безнадежной борьбы между нравственностью и компромиссом, между доверием и предательством, между королем и сбродом…