Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама

Ретроспективы

XXVII Международного фестиваля ВГИК

Киноклуб „Round Robin” представляет

Синематика в 3-х измерениях:
Синефилия, Страсть и Медиа


Тематика всей ретроспективы связана с идеей «студенческого» кино, которое часто начинается с обыкновенного любительства, внутренней необходимости снимать фильм, во что бы то ни стало. Или, наоборот, - с импульсов к действию, исходящих из самого кинематографа, из его истории и образности. Продолжением в обоих случая является сложное взаимодействие с технологией.

Эти три компонента - синефилия, страсть и медиа - могли бы составить «декартову систему координат» в приложении к экранному творчеству. Внутри ее «осей» располагаются четыре следующие программы - «Кинолюбители», «Дневники», «Медиаполе и его пользователи», «D6J5» - каждая из них со своими тремя координатами. Где-то на первый план выходит чистый импульс к действию, где-то - синефилия как культурная память, всепроникающий образ (тотального) кино; в других случаях - выразительность технологии, избранного средства сообщения (как, например, произошло с пленкой Супер 8: изначально предназначенная для домашнего использования, вскоре она стала излюбленным форматом киноэкспериментаторов и повлекла за собой многообразную и интенсивную артистическую практику). Однако эти программы - лишь четыре возможные комбинации из всего множества точек в бесконечном 3-мерном пространстве кино. Слегка намеченные пути, пунктирные линии к первоэлементам экранной выразительности. Цикл «История кино» Ж.-Л. Годара, который проходит осью симметрии в ретроспективе, содержит все заявленные выше компоненты синематики. Он представляет собой попытку описать ту самую субстанцию - содержащую множество возможностей, - которой, в конечном счете, оказывается личность самого автора.

 КИНОЛЮБИТЕЛИ 1960-70-е

На рубеже 1960-х многочисленные эксперименты выдающихся фильмёров-любителей из смежных областей искусства с неожиданным, необыкновенным «чувством кино» значительно обогатили традиционный опыт. Во многом они были стимулированы появлением удобных и доступных кинотехнологий (легких в обращении камер, пленок с высокой светочувствительностью). Одновременно, во всех картинах этой программы, так или иначе, присутствует кино как объект, сюжет и метафора; а игра с его историей - как художественный принцип: то и другое - плод любви-культа, которую в конце 50-х-начале 60-х привнесли в кино «дети Синематеки», недавние кинокритики - зачинатели французской Новой волны.

Уже на десятой минуте «Мамочки и шлюхи», фильма, который, в свою очередь, вступает в диалог с фильмами и авторами Новой волны, Ж.-П. Лео начинает цитировать другие киноленты: «Помнишь тот фильм, где Мишель Симон говорит: «Посмотрите на неверную жену! Посмотрите на вероломного друга! Все, что они могут дать другим - это боль и отчаяние». Дальше будет любимый ресторан героя Лео на вокзале, «где все как в фильмах Мурнау - с одной стороны свет, с другой тень, справа пригородные поезда, - слева город».

Сложное переплетение киноклише и «игр в правду»; реальность, воспринятая через образы кино; бесконечная репрезентация с «умножением» экранов - все это характеризует фильмы программы «Кинолюбители».

«Пионеры видеоарта», вооруженные видеокамерой, «мечтой неореалистов» и Новой волны, являются проводниками в медиараздел синематики. 

ДНЕВНИКИ

Кинокамеры с восьмимиллиметровой пленкой появились в продаже как товар массового потребления именно в 1960-х годах и мгновенно открыли для художников целый спектр новых возможностей. Первые узкопленочные фильмы, и далее - видео, носили антропологический характер. Камера быстро превратилась в орган высокой чувствительности, а кино - в разновидность дневникового письма. Так исчезла вечная проблема «техно» и «психо»: здесь первое буквально встраивалось во второе, являясь его продолжением.

Новая техника (легкие камеры в 60-е, видеокамеры 70-80-х) с амбициозной, гибкой природой, смещающей эстетические акценты, дала возможность творить свою, очень личную вселенную с помощью камеры. В этой программе представлены авторы, которые ограничены «внутренней империей» своего home video (Д. Кауэтт, С. Брекедж, Д. Джармен), художники, которые начинают с себя и продолжают «писать» время, место, пространство вокруг (как пример, культурологические и краеведческие дневники В. Вендерса, Й. Мекаса, П. Форгача), как бы непроизвольно создавая документы истории.  

МЕДИАПОЛЕ И ЕГО ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

Медиаискусство возникло как альтернатива Искусству с большой буквы, как антиискусство, которое взламывает приемы традиционной культуры в целом. Распространение новых технологий (видео, телевидение, интернет и др.) не только расширяет экранно-визуальную область, но и смещает акценты в значении избираемых художником материала и технологии. Точнее, новые технологии вообще не обременены им, и художник получает более широкие возможности и свободу; в том числе в том, чтобы наделить их своим собственным значением.

 Пользователи медиаполя, вошедшие в программу:

- кинорежиссеры, работающие с новыми экранными формами: Ж.-Л. Годар, П. Гринуэй;

- призеры Медиа Форума за 2000-2007 гг. - официальной программы Московского Международного Кинофестиваля, посвященной медиаискусству;

- мастера «параллельного кино» - братья Алейниковы, Евгений «Дебил» Кондратьев,

Е. Юфит - авторы экспериментальных «приватных» фильмов, в которых медиумами выступают сами художники (см. статью С. Добротворского о Е. Кондратьеве «Дебил» как медиум»);

- молодые видеохудожники - В. Алимпиев как пример «возвышенной медийности» и группа «Синий Суп» с попыткой «телеосмысления реальности»;

- Б. Юхананов - один из главных «параллельщиков», теоретик и практик «медленного видео», возвращающего зрителю недискретность мира, которую у него отнял кинематограф.

D6J5

Дерек Джармен (1942-1994) - авангардный режиссер, человек эпохи Возрождения по масштабам дарования, известный также своей живописью, работой художника-постановщика на картинах Кена Рассела, социальной активностью - борьбой за права человека и сексуальных меньшинств, литературными опытами (поэзия, социальная критика, мемуары), и, кроме того, своими изысканными садами, которые он выращивал. Создатель 11 выдающихся художественных фильмов - среди которых «Себастьян», «Буря», «Ангельские разговоры», «Караваджо», «Все, что осталось от Англии», «Сад», «Эдуард II», - и более 35 короткометражных лент.

В середине 80-х, когда в кинозалах Европы праздновали победу голливудские боевики, кино Дерека Джармена олицетворяло феномен английского «поставангарда» и получило поддержку четвёртого канала британского телевидения. В это же время режиссер узнал о своем положительном ВИЧ-статусе, что обозначило новый этап в его жизни и кинематографе. Он предвосхитил возможности цифровых камер, в радикальной манере работая с пленкой Супер 8, которую Джармен использовал для создания «кинодневников» внутренних событий и образов подсознания «я-фильмов» из чистой плазмы их автора, проецируемой на экран.

Ретроспектива посвящена 65-летию Дерека Джармена.
«С уходом Дерека Джармена больше всего мне будет нехватать в кино беспорядка, вульгарности, тайного языка, поэзии, крайности, картин, музыки Саймона Фишера Тернера, настоящих лиц, интеллектуальности, науки, невоздержанности, сдержанности, дерзости, образцов, анархии, неуклюжести, романтизма, классицизма, оптимизма, активизма, вызова, длиннот, ликования, игривости, самоуверенности, сопротивления, остроумия, борьбы, красок, изящества, страсти, великодушия, красоты…»
Тильда Суинтон, август 2002.

РЕТРОСПЕКТИВА «КИНОЛЮБИТЕЛИ»

МАМОЧКА И ШЛЮХА (Франция, 1973)

Режиссер: Жан Эсташ

В ролях: Жан-Пьер Лео, Бернадетт Лафон, Франсуаз Лебрен

Последний фильм Новой волны с Жаном-Пьером Лео в главной роли. Последнее слово богемного Парижа после 68-го года. Исповедальный портрет поколения. Фильм о потерявшихся детях, бесконечном бродяжничестве. Кино речи, мысли, взглядов и жестов.

Александр ничем не занят, он все время болтает по телефону и живет с любовницей Мари в ее квартире и на ее деньги. В кафе он встречает медсестру Веронику, которая говорит о себе: «Мне грустно уже пять лет» (с мая 68-го?). Она становится любовницей Александра, потому что его пустота притягивает женщин как пропасть. «Когда вы станете стариком, и вас будут возить на каталке молодые сиделки, которым вы безразличны, вспомните, каким вы были счастливым, когда вас любили две женщины, ладившие между собой», – говорит ему Вероника. Эсташ снял совсем немного и покончил с собой в 1981 году в возрасте 43 лет. Свой последний фильм Д. Джармуш посвятил Жану Эсташу.

БЕЗЗАЩИТНАЯ НЕВИННОСТЬ (Югославия, 1968)

Режиссер: Душан Макавеев

В ролях: Драголюб Алексич, Братолюб Григорьевич, Вера Йованович, Ана Милосавлевич, Пера Милосавлевич

Макавеев построил свою работу на основе старого оригинального фильма, снятого акробатом и кузнецом Алексичем в 1942 году в Белграде во время нацистской оккупации, органично встроив его в свой материал с комментариями и воспоминаниями современников. Алексич выполнял удивительные для того времени, опаснейшие трюки, а фильм его рассказывает о любви акробата к несчастной падчерице, которую злая мачеха хочет выдать за богатого негодяя. «Новое издание одного хорошего, старого фильма» - так написано в самом начале. В Новое издание Макавеев вставил архивные документальные пленки, волшебно добавив цвет в некоторых кадрах, отснял оставшихся в живых участников тех событий, и перед нами оживает история, преображенная видением художника.

АЛЛИЛУЙЯ, ХОЛМЫ (США, 1963)  

Режиссер: Адольфас Мекас

Ассистент режиссера: Йонас Мекас

В ролях: Питер Беард, Мартин Гринбаум, Шейла Финн

Двое молодых людей влюбляются в одну и ту же девушку – Веру. Каждый из них преследует ее в разные времена года, в разных местах.

Фильм сделан в причудливой импровизационной манере, с настроением, характерным для проникнутых духом молодости 60-х, когда авторы находят забаву во всем, в том числе и в собственных попытках быть серьезными. Даже девушка, в которую влюблены герои,   сыграна двумя разными актрисами, в зависимости от сезона, в котором за ней охотятся. Вместе с тем «Аллилуйя, холмы» – это полная любви игра с историей кино.

Адольфас – один из знаменитых братьев Мекас, лидеров независимого американского кино, основателей журнала «Film Culture» (1954 г.). 

РЕТРОСПЕКТИВА «ДНЕВНИКИ»

«ПРОДВИГАЯСЬ ВПЕРЕД, Я ПОРОЙ ВИДЕЛ ПРОБЛЕСКИ КРАСОТЫ»

(США, 2000; фрагменты 8, 9).

Режиссер: Йонас Мекас.

Дневники Мекаса – это «маниакальный авторский календарь» (С. Добротворский), самовыражение вплоть до капризов физиологии, запечатленное личное и вместе с тем историческое время.

«РЕМИНСЦЕНЦИИ ИЗ ПОЕЗДКИ В ЛИТВУ»

(Великобритания-Западная Германия, 1972)

Режиссер: Йонас Мекас

В ролях: Питер Кубелка, Аннет Майклсон

«Болекс», лучшая мобильная 16-мм кинокамера, сопровождала Йонаса Мекаса с тех пор, как он переехал в Нью-Йорк из Литвы. Даже самым близким людям казалось, что он никогда не выключает её, они всё время слышали рядом с собой ровное стрекочущее дыхание. 24 кадра в секунду – 756 миллионов 864 тысячи кадров в год. Обаяние фильма «Поездка в Литву», этого удивительного человеческого документа, было столь велико, что под его влиянием сотни американских кинолюбителей схватились за кинокамеры и принялись рассказывать о своём детстве и семье, о своих корнях. Фильмы братьев Мекас – воплощение кинематографа «перемещенного лица» («displaced persons» – так братья Мекас определили себя, в послевоенную эпоху переезжавших с места на место), с чередой дорожных наблюдений, саморефлексий и набросков, моментальных снимков и случайных встреч.

 «ТРАКТАТ ВИТГЕНШТЕЙНА» (Венгрия, 1992)

Режиссер: Петер Форгач

Музыка: Тибор Семзо

Семь коротких видеоэссе на тему «Логико-философского Трактата» Витгенштейна. Семейная хроника Европы начала 20-го века в сопровождении закадрового комментария, титров из «Трактата» и печальной, лирической музыки. Обозначая разницу между языком и образом, венгерский кинематографист Петер Форгач создает символическую модель витгенштейновской теории логики, языка, реальности и представления.

«ГЛИТТЕРБАГ» (Великобритания, 1994)

Режиссер: Дерек Джармен

Музыка: Брайан Ино

В ролях: Дерек Джармен, Тильда Суинтон, Эндрю Логан, Майкл Кларк, Уильям Берроуз

Последний фильм Дерека Джармена, смонтированный из многих часов съемок на пленку Супер 8. Трогательное собрание воспоминаний, людей и ушедшего времени – в сопровождении оригинальной музыки Брайана Ино.

ПРОГРАММА КОРОТКОМЕТРАЖЕК СТЕНА БРЕКЕДЖА

Брекедж – один из последних патриархов американского подпольного кино. Соратник Йонаса Мекаса, Майи Дерен, Кеннета Энгера, он начал снимать фильмы в начале 1950-х годов. А признанным классиком стал уже в начале 1960-х, после того, как сделал ряд фильмов, в которых причудливо переплелись мотивы его личной жизни и авангардные эксперименты с изображением и звуком. Культуролог, поэт, философ кино Стэн Брекедж в своих работах стремился увидеть невидимое, без которого для него был немыслим настоящий кинематограф.

«ТОКИО-ГА» (Германия-США, 1985)

Режиссер: Вим Вендерс

В ролях: Чишу Рю, Юхару Ацута, Вернер Херцог

Роуд-муви Вендерса о Японии и Ясудзиро Одзу, одном из «трех отцов» японского кинематографа (наряду с Куросавой и Мидзогути), о котором автор фильма говорит за кадром: «Если бы в нашем веке существовало нечто вроде святости в кино, то для меня это было бы творчество Одзу». Вендерс, путешественник во времени, искатель потерянного крова, паломник в культурную историю человечества, едет в душный Токио, чтобы своими глазами посмотреть на город, вдохновлявший Одзу.

«ПРОКЛЯТИЕ» (США, 2003)

Режиссер: Джонатан Кауэтт

В ролях: Рене Леблан, Джонатан Кауэтт, Адольф Дэвис

Любительскую камеру Джонатан Кауэтт взял в руки еще в восьмилетнем возрасте. 160 часов личных дневниковых записей в аудио- и видеоформатах, охватывающих 20 лет жизни Кауэтта, вперемешку с фрагментами из ТВ-шоу, видеоклипов, голливудских фильмов, складываются в предельно откровенную автобиографию режиссёра. 

D6J5: РЕТРОСПЕКТИВА ФИЛЬМОВ ДЕРЕКА ДЖАРМЕНА

«КАРАВАДЖО» (Великобритания, 1986)

Режиссер: Дерек Джармен

В ролях: Найджел Терри, Шон Бин, Гарри Купер, Декстер Флетчер, Найджел Дэвенпорт, Тильда Суинтон

Фильм о великом итальянском живописце, Микеланджело Караваджо. Одна из самых известных работ Джармена. «Биографический стиль» картины выглядит намного сдержаннее, чем у Кена Рассела, с которым Джармен работал прежде в качестве художника («Дьяволы», «Дикий мессия»). В отличие от фильмов о современности («Все, что осталось от Англии», «Сад», «Blue», снятых на Супер-8), где автор дает волю «естественному хаосу» и импровизирует, в своих исторических лентах, при работе с пленкой 35 мм, Джармен заметно строже. Но даже в «Караваджо», прибегая к ряду намеренных анахронизмов, режиссер делает из итальянского художника начала 17 века обитателя богемного квартала современного Лондона. Первая работа с актрисой Тильдой Суинтон.

«ВСЕ, ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ АНГЛИИ» (Великобритания–Западная Германия, 1988)

Режиссер: Дерек Джармен

В ролях: «Спринг» Руперт Одли, Гэй Гэйнор, Мэтью Хоукинс, Спенсер Ли, Джерард МакАртур, Джонатан Филипс, Тильда Суинтон, Найджел Терри

Поэтическое киноэссе, один из самых личных фильмов Джармена. Кадры с самим режиссером сопровождаются печальным закадровым комментарием Найджела Терри. Отрывки из любительских фильмов чередуются с бесчисленными картинами городского упадка. Вместо диалогов и линейного повествования – экспрессивный коллаж Джармена из «всего, что осталось от Англии»: войны за Фолклендские острова, наркотиков, атомных бомб, свадьбы принца Чарльза и леди Дианы; невесты (Т. Суинтон), в исступленном танце разрезающей на себе свадебное платье. «Какие вам нужны доказательства, что мир сворачивается, как осенний лист?»

«САД» (Великобритания–Германия, 1990)

Режиссер: Дерек Джармен

В ролях: Тильда Суинтон, Джонни Миллс, Филипп МакДональд, Пит Ли-Уилсон, Спенсер Ли, Джоди Грабер, Роджер Кук

Картина со сложной метафорической структурой – лабиринт вспыхивающих в сознании автора образов, который строится вокруг новозаветных текстов. «Сад», как и «Все, что осталось от Англии», с которым они находятся в языковом единстве, представляет собой фиксацию путешествия по «траектории «уходящего» сознания, обращенного внутрь себя».

 «ЭДУАРД II» (Великобритания, 1991)

Режиссер: Дерек Джармен

В ролях: Стивен Веддингтон, Кевин Коллинз, Эндрю Тирнан, Джон Линч, Тильда Суинтон, Найджел Терри

Экранизация пьесы «Беспокойное правление Эдуарда Второго» современника Шекспира Кристофера Марлоу, действие которой происходит в Англии XVI века. В версии Джармена – современные костюмы и декорации, реальные персонажи современной ему поп-культуры, смешение стилей и эпох.

ПРОГРАММА «ПИОНЕРЫ ВИДЕОАРТА»

«Классика видеоарта из коллекции «МедиаАртЛаба». Памяти Алексея Исаева».

Куратор Ольга Шишко.

В программу вошли зарубежные работы, вышедшие в свет до 1990-го года. Представляя эту программу, «МедиаАртЛаб» постарался дать картину возникновения видео как важного явления в истории современной культуры.

«Идентификация»

1970, фрагменты, Герри Шум, Германия

«Глобальная дыра»

1973, фрагменты, Нам Джун Пайк, Корея – США

«Гимн»

1983, фрагмент, Билл Виола, США

«Избранные сочинения: 6-й выпуск»

1975, Уильям Вегман, США

«Поющий желудок»

1970­-72, Уильям Вегман, США

«Вертикальный сбой»

1972, Джоан Джонс, США

«Телевидение освобождает людей»

1973, Ричард Серра, США

«Власть скрипки» 

1978, фрагмент, Штейна Васюлка, США

«Дышать на экран»

1971, Маринус Бузем, Нидерланды

«Что это

1985, Рафаэль Монтанез Ортиз, Нидерланды

«Техно-трансформации: уандервумен»

1978­-1979, Дара Бирнбаум, США

«Тематическая песня»

1973, фрагмент, Витто Аккончи, США

«Пролог»

1989, Гарри Хилл, США

 РЕТРОСПЕКТИВА «МЕДИАПОЛЕ и его ПОЛЬЗОВАТЕЛИ»

«ИСТОРИЯ КИНО Ж.-Л. Годара» (Франция, 1988-1998, ТВ-сериал)

1.История кино: Все истории

                 Единственная история

2. История кино: Только кино

                 Фатальная красота

3. История кино: Сдача с абсолюта

                              Новая волна

4. История кино: Контроль вселенной

                  Знаки среди нас

Масштабный проект Годара, которым он занимался на протяжении десяти лет (с 1988 по 1998 гг.). Видео-эссе по истории мирового кино – и, как следствие, истории 20 века, сотворенное из самого кино, хроникальных материалов, фрагментов текстов, заимствованных из философии, литературы, театра. Труд историка кино и вместе с тем глубоко личное произведение в формате видео (в этой эстетике Годар работает с 1979 г.), который приближает автора к материалу съемок, стирает границу между субъектом и объектом. Серии фильма не подчиняются хронологическому порядку, – в каждой части есть картины разных времен, стран и стилей; каждая сцена расслаивается на множество образов, звуков (соскальзывание от семантики к фонетике), титров, вырванных из традиционного контекста, помещенных в контекст годаровского интеллекта, чувств.

Самое волнительное, зачаровывающее размышление о кино.

«В КОМНАТАХ: 26 ВАННЫХ» (Великобритания, 1985)

Режиссер: Питер Гринуэй

В ролях: Кози Фани Тутти, Джефри Палмер (рассказчик).

Музыка: Майкл Найман

(Из коллекции МедиаАртЛаб)

Рассуждение П. Гринуэя об особенности использования ванных комнат англичанами. Изначально планировалось сделать цикл программ, в которых исследовались бы гостиные, спальни и т.д. Вышли только ванные комнаты. «Нежный, ироничный, критичный взгляд на эти «секретные» комнаты в домах людей, на то, что в них происходит, как они обставлены. Где некто раздевается до самой своей сути, как в метафорическом, так и в буквальном смысле» (П. Гринуэй).

ПРОГРАММА «ПРИЗЕРЫ МЕДИА ФОРУМА 2000-2007»

(Из коллекции МедиаАртЛаб)

Медиа Форум – официальная программа Московского Международного Кинофестиваля, стартовавшая в 2000 году. Она уже 8 лет знакомит российскую публику с искусством новых медиа, авангардным направлением в творчестве художников, перформеров, видеоартистов и аниматоров, экспериментирующих с языком, контекстом и техникой электронных и цифровых средств массовой информации. Каждый год отбираются лучшие работы современного медиа-искусства.

Конкурс «Мультивидео»

«Абоненты» (Ольга Столповская, Виктор Олимпиев, Россия, 2000)

«Механическое родео» (Жюли Кристин Фортье, Канада-Франция, 2000)

Конкурс «Trash-Art»

«Займись любовью» (Вертер Джермондари, Италия, 2002)

«Russian Red» (Юрий Васильев Россия, 2002)

Конкурс «Парк аттракционов»

«Ленокс» (Эстер Джонсон, Великобритания, 2004)

«Под кайфом» (Оливер Петч, Германия, 2004)

«Трамвай. Остановка. Мост» (Группа «Общее Вздрагивание», Россия, 2005)

«Каталог» (Крис Окли, Великобритания, 2004)

«Пока Дарвин спит» (Пол Буш, Великобритания, 2004)

«Чего я ищу» (Шелли Сильвер, США, 2004)

Конкурс «Art-Reality show»

«Оральная фиксация» (Бьорн Мельхус, Германия, 2001)

«image/Word.not_a_pipe» (Ивен Сибенс (СЕВЕН), Канада-США, 2003)

Конкурс «Авто(Ритарность)»

«Конец игры « (Горан МИЧЕВСКИ, Сербия, 2005)

«In Places» (Эрик ОЛОФСЕН, Голландия, 2004)

«Даже если бы она была преступницей (Жан-Габриель ПЕРЬО, Франция, 2006)

«Бета тест» (Джорж ДРИВАС, Греция, 2005)

«Урок 13» (Кенджи УЛЕТ, Канада, 2005)

Конкурс «Nudity:Game console»

«Afterparty» (Дмитрий Булныгин, Россия, 2007)

«Танцы с Мондрианом» (Галина Шевченко, США, совместная работа со Спенсером Бейкером, 2006)

«Степное барокко – 2. Посвящается моим семи предкам» (Амагюль Менлибаева, Казахстан, 2003)

«Sex Art» – Синие носы (В. Мизин, А. Шабуров) при участии Даши Хлаповой, Россия 2006

 «РУССКИЕ ДНИ»: программа клуба «СИНЕ ФАНТОМ»

ВИКТОР АЛИМПИЕВ. ЗАРНИЦЫ.

НЕПОДВИЖНОЕ И БЕЗМОЛВНОЕ ВИДЕО.

Виктор Алимпиев родился в Москве в 1973 году. Выпускник Московского Художественного Училища памяти 1905 года. Участник 50-й биеннале современного искусства в Венеции, «Манифеста 5» в Сан-Себастьяне, групповых проектов «Body display» в Венском Сецессионе (2004), «Horizon of reality» в MUKHA (Антверпен, 2003) и других форумов современного искусства по всему миру. Создает проекты, включающие различные художественные элементы. В своих видеоработах представляет новую визуальность, которую можно определить, как возвышенную медийность.

НЕСКОЛЬКО ПОДАРКОВ ОЛЕГУ

Режиссер: Виктор Алимпиев, 1997

ОДА

Режиссеры Виктор Алимпиев, Мариан Жунин
В ролях: Сергей Вишневский, Ольга Алимпиева, Екатерина Евсеева и др.

РОК-МУЗЫКА

Режиссер: Виктор Алимпиев, Сергей Вишневский.
В ролях: Александр Облысов, Виталий Боровик, Дмитрий Ефремов.

 ОЛЕНЬ

Режиссеры: Виктор Алимпиев, Сергей Вишневский
В ролях: Сергей Вишневский, Людмила Чернова.

ЗАРНИЦЫ

Режиссер: Виктор Алимпиев

В ролях: ученицы младших классов

СОЛОВУШКА

Режиссер: Виктор Алимпиев

В ролях: Людмила Чернова, Полина Графодатская, Михаил Таллин и др.

БРАТЬЯ АЛЕЙНИКОВЫ: Игорь и Глеб.

Единственные настоящие братья-режиссеры в отечественном кино. В 80-е годы они принадлежали к школе московского концептуализма, работали в жанрах mailart, socart, homeart. В историю кино братья Алейниковы вошли как создатели «параллельного кино» – фильмов, снятых на узкой пленке, и как издатели уникального для своего времени независимого киноведческого журнала «CINE FANTOM». В марте 1994 г. один из братьев, Игорь, погиб в авиакатастрофе. Год спустя Глеб Алейников создал клуб СИНЕ ФАНТОМ.

«ТРАКТОРА» (1987)

  • «Я ХОЛОДЕН, НУ И ЧТО?» (1987). В ролях: Игорь Алейников, Глеб Алейников, Юлик Гуголев.  
  • «РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЭТЮД» (1987)Режиссеры: Игорь и Глеб Алейниковы, 1987
  •  «ЖЕСТОКАЯ БОЛЕЗНЬ МУЖЧИН» (1987). Режиссеры: Игорь и Глеб Алейниковы.

 ЕВГЕНИЙ ЮФИТ

 Лидер питерской школы «параллельного кино» и направления некрореалистов. Движения, которое восходит к традиции русского скоморошества, свободно обращающегося с табуированными темами. Трэш-фильмы Юфита про живых мертвяков, снятые любительскими кинокамерами на узкую пленку, произвели впечатление не только на русский андерграунд, но и на мировую кинообщественность.

Санитары-оборотни (1984)

Первый фильм Евгения Юфита, в котором проявились социальный гротеск и черный юмор.

Лесоруб (1985)

Эксцентричная комедия абсурда с бесконечными драками, погонями, бессмысленными убийствами и самоубийствами, перемежающимися с советскими символами мира и свободы — пионерами, выпускающими белых голубей.

ЕВГЕНИЙ «ДЕБИЛ» КОНДРАТЬЕВ

Евгений Кондратьев (он же Дебил/Де Бил, он же Enfant Terrible параллельного кино, он же Чёрная жемчужина Санкт-Петербурга) родился в Рыбинске в 1959 году. Начинал в группе питерских некрореалистов, снимался в фильмах московских концептуалистов, создал собственное, неподдающееся определению «дикое» кино. Человеческой речи предпочитает киноязык. А киноязыку – каракули: рисует свои фильмы прямо поверх отснятых плёнок (практика «бескамерного» фильма). В результате появилась кинокаллиграфия — иероглифическое кинописьмо. Своим ученикам Кондратьев выдавал засвеченные ракорды и рекомендовал делать кино иголкой, гвоздем, фломастером — всем, что непосредственно связывает руку с энергетикой визуальной среды.

 «Наброски для Моцарта» (2006)

  «Творческий поиск Бориса Кошелохова» (1984)

«Труд и голод» (1985)    

 «Сторонник Ольфа» (1987)

 «Ленины мужчины» (1989)

«Нанайнана» (1985)

 «Капли остаются на деревьях» (1990 г.)

 «Максим Максимыч» (1995)

 СИНИЙ СУП (The Bluesoup). TV-Digest.

 Группа создана в феврале 1996 года совместными усилиями Алексея Доброва, Даниила Лебедева и Валерия Патконена. «Синий суп» делает очень короткие концептуальные фильмы, в которых исследуются языки изобразительного искусства, кино и литературы.  

Синий суп варила героиня известного фильма комедии «Дневник Бриджит Джонс». Не слишком удачливая, нескладная она решила сварить для своих друзей суп из спаржи, но по ошибке положила туда синие нитки, которыми была эта спаржа обвязана. В результате получилось нечто несъедобное и невообразимое, но друзья все равно съели суп. Таким образом, смысл названия дайджеста группы «Синий суп» в том, что ТВ – это и есть тот самый суп: есть его невозможно, но все равно ведь зрители «схавают». Переключение каналов – это поэтика разложения на контраст и совмещение. «ТV Digest» — эпический виджейский сет, позволяющий почувствовать себя одновременно и среднестатистическим россиянином последних 10 лет постперестроечной страны, и обладателем собственной актуальной исторической памяти.

БОРИС ЮХАНАНОВ

«Видеороман в 1000 кассет. Сумасшедший принц» снимался и дорабатывался Борисом Юханановым с 1986 по 2006 год. Принцип работы над каждой «главой» подразумевал съемки матрицы (одноразового акта) и веер монтажных вариаций к ней. Язык этих фильмов – язык принципиально невозможный для киносъемки. Б. Юхананов был одним из первых в Советском Союзе, к кому попала в руки самая простая VHS-ная видеокамера, мечта Новой волны, как он сам говорит.«Я пережил ее не как новейший, а как архаичнейший инструмент, как возможность проявить наружу льющуюся непрерывность речи, отражающую недискретность мира».

Мы представим две из двадцати матриц «Видеоромана в 1000 кассет. Сумасшедший принц».

Вторая глава. «Игра в ХО» (Россия, 1987)

Режиссер: Борис Юхананов

В ролях: Никита Михайловский, Марат Гельфонд.

Основной ход «Игры в ХО» построен на отношении молодой культуры 80-х к диссидентской культуре 70-х годов. Уезжать или оставаться – вот основной вопрос, вокруг которого развивается сюжет.

«В фильме модулируется пространство принципиально несуществующей игры... Игры в «ХО»! Косой крест и ноль – два центральных знака поколения. Вот жизнь / (косая линия), а вот перечеркнули жизнь (Х), образовался 0 – играем в «ХО» (Хо!..) ХО – это индуктивная игра. Правила задаются в процессе самой игры... Два друга играют в ХО, подмечая или образуя вокруг себя кресты и ноли, более того являясь: Марк – крестом, Никита – нулем. У этой игры не может быть выигравшего и не может быть проигравшего...» (комментарий автора).

Четвертая глава «Фассбиндер» (1988) 

Режиссер: Борис Юхананов

В ролях: Евгений Чорба, участники Театра Театра.

Основное действие главы «Фассбиндер» проходит в студии рок-группы, в которую приходят разнообразные персонажи Театра Театра, который напоминает Антитеатр Фассбиндера. Тема «сумасшедшего принца» в импровизациях персонажей переплетается с судьбой режиссера и режиссуры вообще. «Истинным сюжетом этого фильма являются приключения духа. <...>. Вот он оживает, вот отдыхает, как бы набираясь новых сил. Дух и есть Сумасшедший принц Фассбиндер. Только свободная камера дает возможность фиксировать эту свободу» (комментарий автора).

Фильм построен на отождествлении прототипа с персонажем. Текст героя представляет собой лекцию о жизни и творчестве Фассбиндера. Это «чревовещание» видео-актера Евгения Чорбы, танец-монолог (одновременно камеры и героя), манифестирующий принципы нового видео. Внедренный в действительность он преображает ее в магическое пространство шаманского сеанса.  

Реклама