Война вокруг нас, или благими намерениями…
У сержанта Клея Юзи, одного из самых успешных вербовщиков в США, отчего фильм Эдет Белзберг, показанный в рамках программы Экран.doc фестиваля Новые образы Америки, и получил свое название, - «The Recruiter» («Вербовщик»), намерения действительно благие. А вот последствия военной службы для завербованных им школьников самые непредсказуемые.
Итак, сюжет картины строится вокруг деятельности вербовщика Клея Юзи, харизматичного сержанта, который горячо предан армии своей родной страны и старается вовлечь как можно больше новобранцев в ее ряды. Это личность с ярко выраженным национальным колоритом. Пафос пламенных речей Юзи и его заявления о том, что нет ничего лучше армии Соединенных Штатов, что самопожертвование – это единственный путь служения своему народу, может вызвать у российского зрителя целый спектр эмоций: от равнодушия до полного отторжения. И действительно, фильм, снятый в традициях “cinema verité” (прямого кино), поначалу ничем особенно не впечатляет. Во-первых, бьющее через край обилие крупных планов, что, конечно, вполне соответствует телевизионной специфике, но очень раздражает на большом экране. Во-вторых, плохое техническое качество съемки, неистребимый налет любительщины. И тем, кто не знает, что Эдет Белзберг потратила на съемки фильма два года, что чаще всего съемочная группа состояла из нее одной, и что лишь изредка к ней присоединялся ассистент, это может показаться непростительным. Да и сюжет, в принципе, не нов: сержант присматривается к нескольким молодым людям, а потом вербует их в армию. Сам вербовщик производит противоречивое впечатление: с одной стороны, это действительно дело его жизни (по словам режиссера: «Но что самое интересное: он в это верит!»), с другой, бросается в глаза его двуличность. Встретив младшего брата погибшего солдата, ранее завербованного им же, он тут же начинает агитировать мальчика за вступление в армию, когда тот подрастет. Со стороны все это кажется настоящим кощунством.
Однако и личность, и деятельность самого вербовщика постепенно отступает на задний план. Крупные планы постепенно сменяются дальними, и создается ощущение, что мы видим уже не только разрозненные детали, но начинаем схватывать целиком картину, с одной стороны, как бы отстраняясь от героев, но, с другой, становясь им ближе. В фильме говорится о войне, но нет ни единого кадра этой самой войны. Режиссер поднимает один из фундаментальных вопросов: почему существует война и люди, ее пропагандирующие. Начинаясь с будней одного из военных функционеров, картина поднимается до поистине философских абстракций.
Когда после окончания просмотра у режиссера спросили, почему название фильма не в полной мере соответствует содержанию, то Эдет загадочно улыбнулась и ответила: «Предложите мне более подходящее название, и я его поменяю». И она права. Вербовщик – просто ширма, та самая оболочка, отодвинув которую, можно добраться до сути. И недавние школьники именно благодаря тому, что сержант Юзи повстречался им на жизненном пути, начинают сознавать, что же им действительно важно. Есть люди, у которых образ жизни вояки заложен в крови, и есть те, кто болезненно переживает свой разлад с окружающим миром и, поступая на службу в армию, надеется убежать от самих себя. В фильме показаны и те, и другие.
Границы мира словно расширяются, и становится понятно, что армейская и мирная жизнь, - это, по большому счету, одно и то же. Иными словами, мы на судьбах героев уясняем, что представляют собой единство и борьба противоположностей, о которых писал еще Гегель. Или, говоря языком поэтическим, мы внезапно для себя открываем,
Что холод есть источник теплоты,
Как темнота – всегда источник света,
И тот с высоким космосом на «ты»,
Кто понял это.
Это не тот фильм, который предоставит страждущим ответ на один из самых спорных вопросов: почему люди, сознавая бесчисленные и жуткие последствия военных действий, продолжают убивать себе подобных. Наоборот, режиссер показывает проблему во всем многообразии ее проявлений. Нет сомнений в том, что Эдет Белзберг сделала противоположное тому, о чем в прошлом веке писал В.Высоцкий: «А мы все ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса». Это – фильм-вопрос, ответить на который каждому придется самостоятельно.
Другие материалы о фестивале Новые образы америки:
Фоторепортаж с фестиваля американского кино "Новые образы Америки" (Амфест)
"В поисках полночного поцелуя"