Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
10 октября 2008 19:59

Война вокруг нас, или благими намерениями…

Война вокруг нас, или благими намерениями…

У сержанта Клея Юзи, одного из самых успешных вербовщиков в США, отчего фильм Эдет Белзберг, показанный в рамках программы Экран.doc фестиваля Новые образы Америки, и получил свое название, - «The Recruiter» («Вербовщик»), намерения действительно благие. А вот последствия военной службы для завербованных им школьников самые непредсказуемые.

Итак, сюжет картины строится вокруг деятельности вербовщика Клея Юзи, харизматичного сержанта, который горячо предан армии своей родной страны и старается вовлечь как можно больше новобранцев в ее ряды. Это личность с ярко выраженным национальным колоритом. Пафос пламенных речей Юзи и его заявления о том, что нет ничего лучше армии Соединенных Штатов, что самопожертвование – это единственный путь служения своему народу, может вызвать у российского зрителя целый спектр эмоций: от равнодушия до полного отторжения. И действительно, фильм, снятый в традициях “cinema verité” (прямого кино), поначалу ничем особенно не впечатляет. Во-первых, бьющее через край обилие крупных планов, что, конечно, вполне соответствует телевизионной специфике, но очень раздражает на большом экране. Во-вторых, плохое техническое качество съемки, неистребимый налет любительщины. кадр из фильмаИ тем, кто не знает, что Эдет Белзберг потратила на съемки фильма два года, что чаще всего съемочная группа состояла из нее одной, и что лишь изредка к ней присоединялся ассистент, это может показаться непростительным. Да и сюжет, в принципе, не нов: сержант присматривается к нескольким молодым людям, а потом вербует их в армию. Сам вербовщик производит противоречивое впечатление: с одной стороны, это действительно дело его жизни (по словам режиссера: «Но что самое интересное: он в это верит!»), с другой, бросается в глаза его двуличность. Встретив младшего брата погибшего солдата, ранее завербованного им же, он тут же начинает агитировать мальчика за вступление в армию, когда тот подрастет. Со стороны все это кажется настоящим кощунством.

кадр из фильмаОднако и личность, и деятельность самого вербовщика постепенно отступает на задний план. Крупные планы постепенно сменяются дальними, и создается ощущение, что мы видим уже не только разрозненные детали, но начинаем схватывать целиком картину, с одной стороны, как бы отстраняясь от героев, но, с другой, становясь им ближе. В фильме говорится о войне, но нет ни единого кадра этой самой войны. Режиссер поднимает один из фундаментальных вопросов: почему существует война и люди, ее пропагандирующие. Начинаясь с будней одного из военных функционеров, картина поднимается до поистине философских абстракций.

Когда после окончания просмотра у режиссера спросили, почему название фильма не в полной мере соответствует содержанию, то Эдет загадочно улыбнулась и ответила: «Предложите мне более подходящее название, и я его поменяю». И она права. Вербовщик – просто ширма, та самая оболочка, отодвинув которую, можно добраться до сути. И недавние школьники именно благодаря тому, что сержант Юзи повстречался им на жизненном пути, начинают сознавать, что же им действительно важно. Есть люди, у которых образ жизни вояки заложен в крови, и есть те, кто болезненно переживает свой разлад с окружающим миром и, поступая на службу в армию, надеется убежать от самих себя. В фильме показаны и те, и другие.кадр из фильма

Границы мира словно расширяются, и становится понятно, что армейская и мирная жизнь, - это, по большому счету, одно и то же. Иными словами, мы на судьбах героев уясняем, что представляют собой единство и борьба противоположностей, о которых писал еще Гегель. Или, говоря языком поэтическим, мы внезапно для себя открываем,

Что холод есть источник теплоты,
Как темнота – всегда источник света,
И тот с высоким космосом на «ты»,
Кто понял это.

Это не тот фильм, который предоставит страждущим ответ на один из самых спорных вопросов: почему люди, сознавая бесчисленные и жуткие последствия военных действий, продолжают убивать себе подобных. Наоборот, режиссер показывает проблему во всем многообразии ее проявлений. Нет сомнений в том, что Эдет Белзберг сделала противоположное тому, о чем в прошлом веке писал В.Высоцкий: «А мы все ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса». Это – фильм-вопрос, ответить на который каждому придется самостоятельно.

Другие материалы о фестивале Новые образы америки:

Открытие Амфеста

Фоторепортаж с фестиваля американского кино "Новые образы Америки" (Амфест)

"В поисках полночного поцелуя"

«Смешно, ха-ха» («Funny Ha Ha»)

«Ржунимагу» («LOL»)

Автор:
Фаина Фардо
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама