Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
14 июня 2009 16:18

Кинотавр: конкурс завершен

Кинотавр: конкурс завершен

13 июня в Сочи завершился показ полнометражных конкурсных фильмов 20-го Открытого Российского кинофестиваля. В течение трех последних дней было показано еще шесть картин:  "Волчок" Василия Сигарева, "Сынок" Ларисы Садиловой, "Непрощенные" Клима Шипенко, "Похороните меня за плинтусом" Сергея Снежкина, "Скоро весна" Веры Сторожевой и "Бубен, барабан" Алексея Мизгирева.

Как было замечено на расширенном заседании Гильдии киноведов и кинокритиков, состоявшемся по окончании просмотров всей конкурсной программы, женское кино этого года оказалось гораздо более гуманным и светлым, нежели фильмы, снятые режиссерами-мужчинами. В картинах Ларисы Садиловой и Веры Сторожевой нет мата, что нехарактерно для конкурса Юбилейного Кинотавра. Если все остальные фильмы визуально являются воплощенными на экране «сказками про темноту», то и «Сынок», и «Скоро весна», так сказать, «дневное кино». Сюжетно же только работа Веры Сторожевой просветляет зрителей и, наряду с «Кислородом» Ивана Вырыпаева, «Я» Игоря Волошина, предлагает выход из бесконечно длящейся ночи. При этом «Скоро весна» кажется не совсем правдоподобной картиной. Подворье монастыря, где живут потерянные люди, - островок условного счастья, храм человеческого благополучия, который никогда не будет достроен и, скорее всего, сгорит от случайной искры. В аккуратной режиссуре Веры Сторожевой грубовато смотрится игра с цветом. Красные чернила несколько неуместно разливаются на полотно фильма. В этом смысле «Сынок» - более гармоничная картина, украшенная фееричной игрой Виктора Сухорукова. Фильм поднимает вопрос о сложных взаимоотношениях отца-одиночки, сознанием оставшегося в стране Советов, и сына, всей душой жаждущего движения вперед.

К семейным проблемам обращаются и дебютировавший в качестве режиссера драматург Василий Сигарев, и экранизировавший известную автобиографическую повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» Сергей Снежкин. «Волчок» впечатлил публику историей о девочке, которая не нужна своей матери, уголовнице, спитой и гулящей женщине. Этот мрачный фильм снят красиво, не менее изысканно, чем картина Николая Хомерики. Однако, как и в случае со «Сказкой про темноту», визуальное решение отнюдь не оправдывает предлагаемую режиссерами «чернушную» безнадежность, обреченность провинциальной жизни.

Сергей Снежкин снял истеричную семейную драму «Похороните меня за плинтусом», в которой, в отличие от произведения Павла Санаева, нет ничего светлого, кроме очень сильной актерской игры Светланы Крючковой и Марии Шукшиной. Фильм смотрится тяжело, не столько из-за истории, сколько из-за ее подачи: на экране слишком много эмоций, которым в какой-то момент уже не хочется верить. Любопытно, что публика неадекватно реагировала на некоторые эпизоды - смеялась, услышав брань, аплодировала во время исключительно трагических сцен. В такие моменты режиссерское понимание проблемы как будто не совпадало с воплощением на экране.

Известная истина - жанровому кино место в прокате, а не на фестивалях. Фильм «Непрощенные», снятый Климом Шипенко, - криминальная мелодрама, так сказать, «Тарантино без Тарантино», «Гай Ричи без Гая Ричи» от режиссера слишком долго учившегося в Америке. Особенность драматургии этой картины состоит в том, что зрителям предлагается без малого двухчасовая прелюдия десятиминутному действию - красиво снятая, но абсолютно неинтересная.

На расширенном заседании Гильдии киноведов и кинокритиков немало было сказано о том, что конкурсная программа достаточно ровная по уровню картин и большинство фильмов распадаются на тематические пары. Фильм Алексея Мизгирева перекликается со «Сказкой про темноту» Николая Хомерики. «Бубен, барабан» - мрачная история об одинокой женщине среднего возраста, живущей в провинции и работающей в районной библиотеке. «Самый страдающий в нашей стране человек - женщина» - так режиссер объяснил журналистам свое желание снять трагедию героини Екатерины Артемовны. «Бубен, барабан» замкнул кольцо программы Юбилейного Кинотавра, которая сформировалась по большей части из очень талантливых работ режиссеров «депрессивного поколения».

Решение жюри будет объявлено сегодня, 14 июня уже через несколько часов.

Реклама