Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2 февраля 2024 14:28

ИРИ об итогах 2023 года: 400 проектов – 6,5 млрд просмотров

ИРИ об итогах 2023 года: 400 проектов – 6,5 млрд просмотров

1 февраля в кинотеатре Музея Москвы прошла презентация Института развития интернета (ИРИ). Генеральный директор Алексей Гореславский и генеральный продюсер Елена Лапина подвели итоги 2023 года и рассказали о планах на 2024 и трендах цифрового рынка. На мероприятии также анонсировано стратегическое партнерство с исследовательской компанией Mediascope.

В 2023 году у ИРИ вышло 400 проектов, а суммарно за 2022 и 2023 годы было поддержано около 1000 проектов. За прошлый год доля мультиформатных проектов и спецпроектов СМИ – 39%, блогосфера – 31%, видеоконтент – 30%.

«Мы всегда смотрим как на количественные, так и на качественные показатели в динамике нескольких лет. Итоги 2023 года показывают не только, как растет ИРИ, но и как растет рынок российского контента, – отметил Алексей Гореславский. – Перевес в сторону мультиформатных проектов объясняется тем, что в этой категории было много региональных проектов и небольших, но значимых спецпроектов».

Просмотры контента, созданного при поддержке ИРИ, на российских онлайн-платформах составили в прошлом году 334 млн. По премьерным originals-проектам в Топ-3: Premier (20%), Wink (16%) и Okko (14%). При этом за последние годы доля оригинального контента, созданного при поддержке ИРИ, на отечественных сервисах выросла почти вдвое – в 2021 году – 18%, а в 2023 году уже 37%.

За 2023 год общее количество просмотров проектов ИРИ достигло 6,5 млрд, в 2022 году эта цифра была 4,2 млрд.


Среди самых популярных проектов ИРИ по просмотрам на стриминговых платформах – «Слово пацана. Кровь на асфальте» (премьера на телеканале НТВ состоится весной, дата пока неизвестна, но никаких изменений в показанную онлайн-версию, внесено не будет), «Мастодонт» с Федором Добронравовым в главной роли, «Политех», «Крутая перемена» и исторический детектив Егора Кончаловского «Большой дом».

Генеральный директор компании Mediascope Руслан Тагиев рассказал о системе, которая осуществляет обработку данных по онлайн-кинотеатрам и преобразует их в стандартные метрики анализа медиарынка: «Mediascope предоставляет отчеты по оценке аудитории профессионального онлайн-видео контента для госорганов. Сейчас к системе подключены несколько десятков партнеров, включенных в перечень Роскомнадзора. Мы реализовали систему, которая "на лету" принимает и обрабатывает огромные потоки внешних данных, а затем преобразовывает их в информацию, близкую к аудиторным стандартам медиарынка. Эта работа играет большую роль в повышении прозрачности рынка и формировании единых метрик для измерения онлайн-видео».

После релиза в Интернете проекты ИРИ становятся доступны для просмотра и телевизионной аудитории: в 2022 году на телевидении вышло всего 3 проекта, созданных при поддержке ИРИ, в 2023 году уже 15, а в первой половине 2024 года (январь–май) выйдет 18 проектов.

Рост числа проектов, вышедших на ТВ, по словам Елены Лапиной, «лишний раз доказывает, что синергия с телевидением не просто возможна, а необходима».

Примерная ежегодная сумма поддержки ИРИ – 18,2 млрд рублей (примерно €180 млн). ИРИ стремится приблизиться к европейским коллегам – для сравнения были представлены траты аналогичных институтов за рубежом (за исключением США и Китая). Так, у европейского Creative Europe Media эта сумма равна €242 млн, Ignite в Саудовской Аравии тратит $137,5 млн, а Южная Корея – $475 млн.

Тренды года от ИРИ и флагманские проекты-2024

ИРИ назвал несколько основных трендов в создании контента, которые будут отвечать на запросы аудитории в 2024 году. Именно подобные темы ИРИ ожидает увидеть в ближайших заявках.

Популярный в настоящее время жанр сказки уступит место фэнтези, мультиформатных историй и проектов смешанных жанров станет больше. ИРИ собирается развивать аудиальные проекты, в которых голоса будут «отдавать» звездным актерам. Документальному контенту будет уделено особое внимание. Также усилится тренд на обращение к национальной культуре и ее переосмыслению, заявленный в прошлом году: в 2024 авторы будут обращаться к малоизученным периодам истории и менее известным героям. ИРИ планирует в том числе поддерживать контент, посвященный событиям XI-XIII веков.


Одним из самых ожидаемых релизов при поддержке ИРИ в январе–мае 2024 года станет шпионская драма «ГДР» о противостоянии разведок мира в 80-90-е годы в Берлине. Премьера сериала состоится 16 февраля на Wink и 26 февраля на НТВ. Проект представил генеральный продюсер телеканала НТВ Тимур Вайнштейн, отметив, что «сегодня, 1 февраля, стартует масштабная рекламная кампания с большим охватом аудитории».

В ближайшее время также выйдут многосерийные военно-исторические драмы «Адмирал Кузнецов», «Десять дней до весны», «20/22», «По зову сердца», а также сериал «Точка ноль. Эпицентр» о вирусологе, который ведет борьбу за жизни пациентов с неизвестным вирусом и документальный проект «Нефть».

Среди флагманских проектов – семейный контент и контент для подростков: комедийные игровые сериалы «Многодетство», «Любопытная Варвара», «Казачок», а также анимационный сериал о команде отечественных супергероев «Невский», драмеди «Все ОК» об интроверте Илье, которому приходится взять на себя заботу о своих родных сестрах, первый российский сериал о важной профессии «Курьеры» и детский приключенческий проект о поисках сокровищ «Три друга, клад и матрос Кошка».

В финале мероприятия ИРИ представил контент-витрину из всех поддержанных проектов. На сайте ИРИ уже доступна информация о проектах 2023 года, впоследствии раздел дополнится контентом, поддержанным в 2020–2022 гг. Пользователь может искать контент по темам и годам, а также получить полную информацию по каждому из них и узнать платформу, на которой он размещен.

Главные проекты второго полугодия будут представлены на фестивале Пилот в июне.

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Стриминговые сервисы, OTT, VOD

Другие статьи по теме Кино- теле- стриминговое производство

Другие статьи по теме Институт развития интернета (ИРИ)

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама