«Африканские страсти» бокс-офиса 2008: итоги российского кинопроката зарубежных фильмов прошедшего киносезона
Пока отечественные блокбастеры штурмуют вершины новогоднего бокс-офиса, настало самое время обратить внимание на весь прошедший год – как распределились места финальной таблицы рейтингов кассовых сборов зарубежных картин (которые по-прежнему составляют 65% общего проката в СНГ) и дистрибьюторов в отечественном прокате?
И именно «африканской страстью» можно литературно синонимировать повышенное внимание российского зрителя к анимационной ленте «Мадагаскар 2», которая собрала более 40 млн. долларов (850 копий). Картина вышла в разгар шумихи в прессе по поводу мирового экономического кризиса, и на осенние праздники (релиз ленты) народ, видимо, захотел отвлечься от мрачных мыслей. И беззаботные африканские приключения четверых анимационных друзей (плюс кучка пингвинов и лемуров) явились на экраны как раз кстати. Итог – 1 место в рейтинге зарубежных картин в нашем прокате (не только в этом году, но и за всю его новейшую историю). Благодаря этому компания UPI стала самым доходным российским дистрибьютором в 2008 году (суммарный кассовый сбор всех фильмов превысил планку в 203 млн. долларов).
Успех UPI в прошлом киносезоне – это не только «Мадагаскар 2». В ТОП 10 также попали: «Мумия: гробница императора драконов» (854 копии, 27,7 млн. долларов – 2 место), «Особо опасен» (859 копий, 26,3 млн. долларов – 3 место), «Кунг-Фу Панда» (821 копия, 20,8 млн. долларов – 5 место), «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа» (811 копий, 17 млн. долларов – 7 место). Таким образом, в лидирующей десятке оказалось сразу 5 позиций UPI, включая три первых места. Удастся ли и в 2009 году этой компании удержать пальму первенства (напомним, что году они были лидерами и в 2007), покажет время и … касса. Ведь пакет «Парамаунт» перешел от UPI к Централ Партнершип, а пустующую нишу занял контракт со студией «Дримворкс». Но какие проекты окажутся более выгодными, решит зритель.
Остальные 5 мест в ТОП 10 достались другому дистрибьютору – BVSPR. Их релизы: «Хэнкок» (645 копий, 26 млн. долларов – 4 место), «Квант милосердия» (750 копий, 18,2 млн. долларов – 6 место), «Хроники Нарнии: принц Каспиан» (735 копий, 14,8 млн. долларов – 8 место), «Сокровище нации: книга тайн» (450 копий, 13,6 млн. долларов – 9 место), «ВАЛЛ-И» (615 копий, 11,7 млн. долларов – 10 место). К показателям 10 места приблизился и находящийся сейчас в прокате (с ноября) «Вольт» (570 копий, более 11 млн. долларов).
Статистика вещь упрямая, и от нее никуда не уйдешь. Но ТОП 10 не означает, что всю прибыль от проката зарубежного кино разделили между собой UPI и BVSPR. Ведь в 2008 году значительно расширился сектор «десятников» - фильмов, собравших в нашем прокате «почти 10 млн. долларов». И здесь выгодно отличилась компания Каро Премьер: «Я - легенда» (509 копий, 9,2 млн. долларов), «Секс в большом городе» (496 копий, 9,1 млн. долларов), «10 000 лет до нашей эры» (536 копий, 8,8 млн. долларов), «Путешествие к центру Земли» (365 копий, 8,6 млн. долларов), «Темный рыцарь» (610 копий, 8,6 млн. долларов), «Золотой компас» (525 копий, 8,1 млн. долларов).
Таблица. Зарубежные фильмы в российском кинопрокате в 2008 году.
НАЗВАНИЕ ФИЛЬМА |
дистрибьютор |
количество копий |
КАССОВЫЕ СБОРЫ, $МЛН. |
НАРАБОТКА НА КОПИЮ, $ |
1. Мадагаскар 2 |
UPI |
851 |
40,9 |
48120 |
2. Мумия: гробница императора драконов |
UPI |
854 |
27,73 |
32470 |
3. Особо опасен |
UPI |
859 |
26,3 |
30620 |
4. Хэнкок |
BVSPR |
645 |
26 |
40310 |
5. Кунг-Фу Панда |
UPI |
821 |
20,8 |
25330 |
6. Квант милосердия |
BVSPR |
750 |
18,2 |
24270 |
7. Индиана Джонс и королевство хрустального черепа |
UPI |
811 |
17 |
20960 |
8. Хроники Нарнии: принц Каспиан |
BVSPR |
735 |
14,77 |
20100 |
9. Сокровище нации: книга тайн |
BVSPR |
450 |
13,62 |
30270 |
10. ВАЛЛ-И |
BVSPR |
615 |
11,7 |
19020 |
11. Вольт* |
BVSPR |
570 |
11,5 |
20180 |
20ВЕК ФОКС СНГ |
724 |
10,9 |
15060 | |
13. Железный человек |
UPI |
608 |
9,49 |
15610 |
14. Мама мия! |
UPI |
516 |
9,3 |
18020 |
15. Я – легенда |
Каро Премьер |
509 |
9,22 |
18110 |
16. Астерикс на Олимпийских играх |
Централ Партнершип |
550 |
9,09 |
16530 |
17. Секс в большом городе |
Каро Премьер |
496 |
9,07 |
18290 |
18. Однажды в Вегасе |
20ВЕК ФОКС СНГ |
476 |
9,06 |
19030 |
19. 10 000 лет до нашей эры |
Каро Премьер |
536 |
8,8 |
16420 |
20. Путешествие к центру Земли |
Каро Премьер |
365 |
8,6 |
23560 |
21. Темный рыцарь |
Каро Премьер |
610 |
8,59 |
14080 |
22. Хэллбой 2: Золотая армия |
UPI |
555 |
8,5 |
15320 |
23. Телепорт |
20ВЕК ФОКС СНГ |
422 |
8,1 |
19190 |
24. Золотой компас |
Каро Премьер |
525 |
8,09 |
15410 |
25. Хортон |
20ВЕК ФОКС СНГ |
568 |
7,46 |
13130 |
26. Чужие против хищника |
20ВЕК ФОКС СНГ |
495 |
7,32 |
14790 |
27. Смертельная гонка |
UPI |
427 |
6,88 |
16110 |
28. Невероятный Халк |
UPI |
500 |
6,4 |
12800 |
* прокат продолжается
Если судить по наработке на копию, то сетка лидеров широкого проката изменится несущественно, лишь несколько картин – «Хэнкок», «Сокровище нации: книга тайн», «Путешествие к центру Земли», «Телепорт», «Однажды в Вегасе» – значительно улучшат свои показатели.
Если судить по жанрам, то успешное зарубежное кино 2008 в нашем прокате – это анимационные комедии и сиквелы нашумевших проектов, а иногда оба варианта сразу – как раз получится лидер – «Мадагаскар 2».
В ограниченном прокате успешно в 2008 году прошли ленты «Перемотка», «Беззаботная», «Два дня в Париже», «Во власти женщины» (эта лента собрала 1 копией более 120 тысяч долларов, что в три раза превышает наработку лидеров широкого проката!), «Париж», «Мои черничные ночи», и др. Их успех достигается за счет длительного проката (блокбастеры идут в среднем 4-5 недель), который может продолжаться целый год – как это было с хитом Мишеля Гондри «Наука сна» в 2006-2007 годах – 58 недель в прокате!
В 2008 году ни одна из западных лент так и не превысила рубеж в 1000 прокатных копий (ни один блокбастер не получил даже 900), а наш «Адмирал» стартовал с позиции 1107 копий. Так что в этом направлении дистрибьюторам есть, где работать.
Наступил 2009 год, новый киносезон открыт. Насколько он будет удачнее/неудачнее предыдущего, каким образом отразится на кассе экономический кризис (снизится ли посещаемость кинотеатров или подешевеют билеты), мы узнаем совсем скоро. И будем все вместе, разумеется, верить только в лучшее.