Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
7357
на печать
26 Апреля 2011 11:56

Искусство ради искусства или бизнес ради бизнеса?

Искусство ради искусства или бизнес ради бизнеса?

22 апреля 2011 года в отеле Swissotel Красные Холмы прошла вторая конференция в рамках цикла «Культура. Бизнес. РФ», организованная компанией «Национальные Бизнес Форумы». На этот раз тема конференции была сформулирована как «Финансирование проектов киноотрасли».

Участники и гости, среди которых было много представителей региональных государственных учреждений проката, обсуждали различные аспекты финансирования, но, несмотря на жаркие споры, в процессе все сошлись во мнении, что увеличение государственного финансирования производственной части не решит проблемы российского кино, так как произведенные на эти деньги фильмы, пусть даже и очень хорошие, элементарно не доходят до экранов. Кинотеатры заняты голливудской продукцией, и с каждым днем у отечественного кино все меньше возможностей втиснуться в репертуар, а значит, и окупить вложенные в него средства. Поэтому именно поддержка прокатного сектора (методом квотирования или налоговыми льготами), а также развитие кинопоказа в регионах были единодушно признаны главными задачами и даже обязанностью государства. Причем строительство кинотеатров в первую очередь необходимо населенным пунктам численностью 40 тыс. человек и меньше. Стоит отметить, что наиболее активными участниками мероприятия стали именно представители регионов, которые явно стремятся развиваться и сами пытаются найти решения многих своих проблем.



Что же касается финансирования производства, то здесь обсуждались и варианты долгосрочного кредитования с помощью коммерческих банков, и деятельность Федерального фонда социально-экономической поддержки отечественной кинематографии. Федор Жиляев высказал мнение, что кинопоказ в сельской местности сегодня находится в бедственном положении и ему необходима помощь государства – как финансовая, так и законодательная. Нужно разработать и внедрить полноценную программу развития кинематографии в субъектах Российской Федерации, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого региона.



Гарри Бардин поднял вопрос о короткометражном анимационном кино, которое при существующей ситуации оказывается в самом сложном положении – для него проката (в самом широком смысле этого слова) просто не существует. Показывать короткий метр в кинотеатрах сегодня не принято, потому что не рентабельно: существующие в советское время блоки мультфильмов перед сеансами заменили блоками рекламы, которая выгодна кинотеатрам и прокатчикам, поскольку привлекает зрителя на будущие премьеры. Демонстрация анимационных фильмов на различных фестивалях всегда собирает массу зрителей, чем, безусловно, можно гордиться, но это не коммерческий прокат – он не способен вернуть средства, вложенные в производство фильма. И совсем смешно дела обстоят с телевизионными показами. Чтобы доказать, насколько неадекватны закупочные цены телеканалов на анимацию, Бардин привел в качестве примера историю своего фильма «Гадкий утенок», недавно ставшего лауреатом премии «Ника» в номинации «Лучший анимационный фильм 2010 года». При бюджете $1,5 млн. «ТВ Центр» предложил купить права на 2 телепоказа (в течение двух лет) «Гадкого утенка» за… $6000. Потому что по закону о СМИ детский фильм нельзя прерывать рекламой, а значит, его показ не принесет каналу прибыли. Именно по этой причине все мультфильмы демонстрируются на отечественном ТВ примерно в 6 часов утра – чтобы не тратить на них прайм-тайм.



Тему кино для детей и юношества продолжил Борис Грачевский. Он подчеркнул, что фильмы для детей, семейное кино (приключения, сказки, фэнтези, анимация) - это самый затратный вид кинематографа. «Кино для детей, – говорит Грачевский, – должно быть красочным, зрелищным, современным и дорогим. После «Аватара» мы не имеем права снимать кино в картонных декорациях, удивлять детей чудищами из папье-маше и надеяться этим привлечь зрителя в кинотеатры. Свято место пусто не бывает. Вот студия Disney посмотрела, что у нас происходит, и сняла «Книгу мастеров». И я уверен, что на этом они не остановятся. Потому что без огромных финансовых вложений сегодня невозможно снимать кино для детей. Так мы навсегда потеряем нашего зрителя, нашего ребенка – он будет смотреть только американское кино. Поверьте, я каждый день общаюсь с детьми – это уже совершенно другие дети и к моему великому ужасу, они растут не русскими».

Грачевский отметил, что хорошее, умное кино зритель уже привык смотреть бесплатно по телевизору или в Интернете. А в кинотеатр он сегодня ходит исключительно развлекаться и отдыхать. Поэтому так сложно донести российский фильм до зрителя. «Единственный выход, который я вижу, – это клубные показы. Нужно ездить по стране с картиной и съемочной группой и пропагандировать свое кино, лично общаясь со зрителем. Много денег оно так не соберет, конечно, но хоть сколько-то народу ваш фильм увидит».



Говоря о кредитовании кинопроизводства, Юрий Бобров отметил, что компаниям бывает очень сложно получить кредит, потому банки в обязательном порядке наряду с прочей документацией требуют от них баланс за последние три года. А, учитывая, что все это время был кризис, баланс большинства кинокомпаний, которые в этот период практически стояли без дела, не удовлетворяет требованием банка. Однако на эту реплику заместитель Председателя правления Коммерческого Банка «БФГ-Кредит» Александр Мячиков ответил, что их банк, понимая эту ситуацию, просит баланс только за предыдущий год. Бобров продолжил свое выступление замечанием о финансировании 8 российских студий: «Допустим, они снимут эти 30-35 фильмов. Но кто сказал, что все они будут успешны и что их вообще пустят на экраны? Ведь сейчас происходит активное выдавливание российского производителя из кинопроката. Так насколько рентабельны вложения в эти 8 студий? И обратите внимание, какие фильмы у нас ездят по зарубежным кинофестивалям. Это депрессивное, мрачное кино, сложное для восприятия обыкновенного человека и к тому же занимающееся саморазоблачением и самобичеванием. А иностранцам это выгодно: наше кино не отнимает у них много денег в прокате, плюс поддерживается миф о непонятных русских и о том, что в России все плохо». В конце своего выступления Юрий Бобров переключился на другую тему и неожиданно внес предложение. Если банки занимаются кредитованием кинопроизводителей, то почему бы им не кредитовать кинотеатры, которые не в состоянии сами покупать оборудование для системы ЕАИС?



В ходе конференции неоднократно возникала тема страхования кинопроизводства. Ведь страховка необходима при получении кредита в банке. Ответ на многие вопросы дал представитель «Ингосстраха» Максим Звеков – он представил свою презентацию «Комплексное страхование производства аудиовизуальной продукции», в которой было подробно описано, что и как могут страховать кинопродюсеры: страхование носителей информации, грузоперевозок, рисков отмены, приостановки или остановки производства, страхование убытков от перерыва в производстве, гражданской ответственности и ответственности работодателя. Звеков также рассказал о страховых случаях и о порядке заключения договора и получения возмещения. Но презентация касалась именно страхования производства, в то время как продюсеров больше всего волнуют коммерческие риски. Из зала прозвучал вопрос от Юрия Глоцера, который поинтересовался, можно ли застраховать проект на случай провала в прокате. Максим Звеков выразил готовность обсуждать такой вид страхования индивидуально по конкретному проекту.



Время от времени участники мероприятия возвращались к вопросу о том, каким должен быть российский кинопрокат – должен ли он контролироваться государством или же целиком перейти в частные руки. Здесь мнения разделились, обнажив, тем самым, главную проблему, так и не решенную российским обществом: что есть кино – бизнес или искусство? Может ли оно быть и тем, и другим одновременно? А если не может, то какое именно кино финансировать – кино-бизнес или кино-искусство? Но, похоже, пока однозначного ответа на этот вопрос не найдено.



В трех сессиях с докладами выступили: директор АОУК «Липецкоблкиноцентр» Федор Жиляев; художник-мультипликатор, руководитель студии «Стайер» Гарри Бардин; генеральный директор ГУК «Калужский областной Киновидеофонд» Александр Суремкин; первый заместитель председателя комитета Государственной думы по культуре актриса Елена Драпеко; заместитель директора Департамента Министерства культуры РФ Игорь Каллистов; начальник управления статистики и аналитики ФГУП ГИВЦ Министерства культуры РФ Сергей Мокров; режиссёр и сценарист, художественный руководитель творческого объединения детского киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский; заместитель Председателя правления Коммерческого Банка «БФГ-Кредит» Александр Мячиков; генеральный продюсер Кинокомпании «БФГ-Медиа-Продакшн» Юрий Глоцер; продюсер, генеральный директор кинокомпании «Парамир» Юрий Бобров; руководитель компании «Рекун синема» Илья Неретин; генеральный продюсер «Проекта МЫ» и студии «МЫ», НП «Клуб молодых продюсеров» Константин Серебряков; руководитель и продюсер кинопроизводственного холдинга «Мастер-Фильм» Александр Герасимов; выпускник факультета мировой экономики и международного менеджмента МИИЯ Андрей Марамзин; старший специалист Отдела страхования предприятий сферы услуг ОАО «Ингосстрах» Максим Звеков; генеральный директор компании «Films at Work» Сергей Марочкин.
Автор:
Наталия Осипова

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Цикл конференций «Культура. Бизнес. РФ»

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама