Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 августа 2010 15:39

Новые горизонты новой «Эры»

Новые горизонты новой «Эры»

С 22 июля по 1 августа 2010 года в польском Вроцлаве прошел очередной, десятый, международный кинофестиваль «Эра новые горизонты». Амбициозный проект был задуман Романом Гуткой с целью демонстрации в Польше новейшего фестивального кино, а также современных экспериментов режиссеров с формой. Отсюда и претензия на открытие «новых горизонтов». Сегодня «Эра» выросла до значительного мультидисциплинарного события и, безусловно, главного международного кинофестиваля Польши со сложно выстроенной программой: помимо фильмов, здесь устраиваются концерты, презентуются выставки, проводятся перформансы, выпускаются книги, назначаются встречи, организуются мастер-классы и так далее.
Фестиваль трудно вписать в традиционное ранжирование, «присообщить» к какому-либо классу: с одной стороны, «Эра» сознательно почти никогда не проводит мировых премьер, с другой - формирует более чем внушительную программу: за 11 дней здесь было показано более 200 полнометражных фильмов, в том числе 16 картин с последнего киносмотра в Каннах. Сухая статистика цифр говорит сама за себя: в 2009 г. «Эру» посетило 122 тысячи зрителей, в нынешнем – судя по всему, еще больше.
Можно сказать, что сегодня «Эра» переживает свой «золотой век». По словам ее директора и президента Романа Гутки, он не видит смысла «расширять» фестиваль, предпочитает теперь работать «вглубь»: приглашать больше международных журналистов, чаще организовывать премьерные показы, проводить более жесткую селекцию. Впрочем, с последним как раз нет проблем: на «Эре» просто невозможно встретить случайный фильм или картину, взятую в конкурс из соображений вроде «я дружу с режиссером» или «цена копии – привлекательный заработок». Гораздо проще на фестиваль попасть малобюджетному или откровенно любительскому, агрессивному безденежному кино (как например, взятая в основной конкурс греческая картина «Среди деревьев», снятая на экран мобильного телефона и камеры фотоаппарата), чем какой-нибудь мелодраме с многомиллионным бюджетом. И после всего этого тем более трудно поверить в то, что такой масштабный киносмотр делается силой небольшой группы людей – не считая приглашаемых специалистов, на «Эре» работают всего пять отборщиков: кроме самого Гутки, Иоанна Лапинска, Эва Шабловска, Магдалена Шторц и Ян Топольски.

История
В 2001 году небезыствестный всей стране Роман Гутек - вспомним хотя бы, что это он 25 лет назад организовал Варшавский кинофестиваль, вырастив его словно какой-нибудь Санденс из студенческого киноклуба; а одновременно глава лучшего кинотеатра Варшавы, Muranуw, настоящего кинотеатра с лонг-прокатом; владелец дистрибьюторской компании «Гутек-фильм», ведущей компании, по прокату артхауса и оффого кино в стране; член всевозможных комиссий, редакционных советов и пр. – решил организовать фестиваль, целью своей поставивший привозить в Польшу кино, которое она не видела и не имела возможности смотреть – «фестиваль о людях и для людей». Первая «Эра» прошла в маленьком городе Санок, в ужасных условиях: при нехватке мест для проекции, элементарной возможности ночлега, незначительном рекламном бюджете, и, даже удивительно, как собрала при этом 25000 посетителей. (Нужно отдать должное польскому зрителю, присягнувшему на верность собственной культуре, и имеющего в наборе ценностей такую черту, как ехать за тридевять земель на культурное событие, которому доверяет. Нынешнее место расположения – Вроцлав, более близкий к Германии, чем к собственной стране, привлекает огромное количество специально приезжающих на «Эру» из Варшавы, Кракова, Гданьска и др. городов). Уже на следующий год киносмотр сменил месторасположение на граничащий с Чехией Чешин, приобрел мощного финансового патрона – ведущую компанию сотовых коммуникаций «Эра» (что-то вроде нашей «Евросети») – отсюда и первая часть названия, что позволило ему оставаться независимым от властей и государственных подачек (Polski Instytut Sztuki Filmowej финансирует только 4% бюджета) и одновременно проводить свои мероприятия на достойном уровне. В Чешине «Эра» просуществовала следующие четыре года, где приобрела влияние, зрителей и свой неповторимый характер и атмосферу настоящего киноманского кампуса.
С 2006 года «Эра» проходит во Вроцлаве – красивейшем городе на юго-западе Польши, месте, где благодаря богатой и сложной истории сошлись одновременно немецкая, австрийская, прусская и польская культуры. Именно здесь, в такой мешанке стилей, архитектур, национальных парадоксов фестиваль оформился в по-настоящему международное событие. Окончательно определился и выровнялся международный конкурс: сегодня это пять программ: «Конкурс «Новые горизонты», «Конкурс фильмов об искусстве», «Конкурс новых польских фильмов», «Конкурс короткометражных польских дебютов» и «Конкурс европейских короткометражных дебютов». С прошлого года введена политика международного жюри фестиваля, а в этом – FIPRESCI—международная федерация кинопрессы впервые вручала собственную награду на конкурсе «Новые горизонты».

Программа
Первое, что хочется сделать на «Эре» – растеряться и заблудиться. На фестивале проходит более 600 сеансов, доводя показ каждой полнометражной картины до трех. Впрочем, система бронирования мест на сеансы уже после двух-трех фильмов представляется весьма удобной и совершенной. Ежедневно зрителю предоставляется возможность просмотреть не более 5 лент, которые расписаны по удобным разделенным друг от друга сеансам (на память сразу приходят воспоминания об одном отечественном фестивале, где сетка сеансов сформирована таким образом, что просмотр порой напоминает марафон: полчаса в одном зале, полчаса в другом, чтобы потом успеть в третий). Резервация возможна на бесплатных мониторах в любом месте фестивальной жизни (т.е. по всему городу). У «Эры» - имидж демократичного форума: здесь нет пресс-показов, а фильмы смотрятся в одном зале зрителями, журналистами и членами жюри. Однако за 11 дней не приходится держать в руках ни одного билета: все участники имеют специальные «карнеты», которые посредством электронного устройства (похожего на ленты при кассах супермаркета) считывают информацию о резервации.

Одно из наиболее важных достижений «Эры» –  ежегодная презентация современной кинематографии одной из стран, в том числе весьма экзотичных (как, например, Новая Зеландия несколько лет назад). Если в прошлом году это были сразу Швеция и Канада, а в следующем запланирована Норвегия, то на десятой «Эре» представлялась Турция.
Пограничная Турция – самая нетипичная из европейских стран, а Стамбул – европейская столица культуры этого года (право за которое так усиленно борется сам Вроцлав), процессы, происходящие в остальной Европе, сегодня неизменно касаются этой экзотичной кинематографии: Турция – динамично развивающаяся киноиндустрия, ежегодно выпускающая более 70 фильмов, а лучшие работы турецких режиссеров – лауреаты ведущих фестивалей («Золотой медведь» на Берлинале 2010 года получил фильм «Мед» Семиха Капланоглу, Приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале в 2008 году – автор картины «Три обезьяны» Нури Бильге Джейлан). Организаторы «Эры» собрали внушительную ретроспективу из 30 картин, демонстрируя расцвет турецкого кино, прежде всего обращая внимание на трех ее репрезентантов: Зеки Демиркубуза, Реха Эрдема и Нури Бильге Джейлана. Творчество последнего было представлено не только панорамой фильмов, но и выставкой «Турецкий синемаскоп», напоминающий о первоначальной профессии режиссера, влияние которой ощущается в его фильмах до сих пор.
Еще одной важной и показательной традицией «Эры» стало проведение ретроспектив польских классиков кино и лучшей польской анимации. Если в 2008 году - это были фильмы Кшиштофа Занусси, а в 2009 году - предвосхитившей «кино морального беспокойства» Анджей Мунк, нынешняя ретроспектива посвящалась Войчеху Ежи Хасу. Не страдающая вовсе комплексом «юбилейности», «Эра», никак не заметившая собственного десятилетия, кроме как, отметив это событие показом большого количества хороших фильмов, здесь не могла не среагировать на сразу две важные даты: 10 лет со смерти классика национального кино и 80 лет со дня его рождения. Представленная ретроспектива – самое полное собрание видеодокументов, дневников, фотографий, визуальных практик. Ретроспектива объединила как все работы Хаса, включая короткометражные, а также фильмы о нем и организованную в эти дни фотовыставку «Хас. Недостижимое».
Что касается анимации, которая в Польше была и продолжает оставаться важным направлением в искусстве, ценимым, почитаемым (буквально перед «Эрой» в Познани прошел очередной масштабный фестиваль «Аниматор») и активно развивающимся (что особенно обидно на контрасте с отечественной ситуацией), на фестивале вручаются две награды за мультипликационное мастерство (польское и европейское) и устраиваются ежегодные ретроспективы: в прошлом году это был Петр Думала, известный прежде всего рисованными экранизациями произведений Достоевского и фильмом о Франце Кафке, в этом – творчество Даниеля Щехюры.
Однако, пожалуй, самой значимой и ожидаемой ретроспективой отбывшего фестиваля стала полная ретроспектива Годара. Открывшаяся новым фильмом «Социализм» и продемонстрировавшая свыше сотни его работ и фильмы о самом режиссере в самом большом франкоязычном зале, специально перенесенным для этого из Парижа TV5 Monde. Мифическая фигура Годара – крайне важный элемент нынешнего фестиваля: Роман Гутек назвал его «самым новогоризонтовским режиссером в мире». По закону жанру, сам классик отказался от приезда на фестиваль в последний момент.
Кроме большого количества ретроспектив (а ко всему прочему в этом году прошли программы «Братья Квай», «Laura Mulvey», «Клаус Мария Брандауэр»), «Эра» несколькими своими программами охватывает новые фильмы ведущих кинофестивалей. Такие секции, как: «Панорама мирового кино», «Сезон 2009/2010», «Документы, эссе» продемонстрировали новые фильмы Ксавье Бовуа, Гаспара Ноэ, Оливье Ассайас, Мануэля де Оливейры, Койи Вакаматцу, Бруно Дюмона, Бертрана Тавернье, Сергея Лозницы, Эжена Грина, Вернера Херцога, Миклоша Янчо, Корнеля Мундруцо, Ксавье Долана, Тодда Солондза, Александра Сокурова, Джонатана Демме, Стива МакКуина, Клаудии Льосы, Альваро Пасторо и Антонио Нахаро, Петра Думалы, Самуэля Маоза, Аньес Варда, Жака Одияра, Тома Форда, Джима Джармуша, Ивана Вырыпаева и многих других.

Наконец, основной конкурс в этом году претерпел серьезные изменения. Он вырос (с 8 фильмов до 14), радикализировался в открытии «новых горизонтов»: франко-бельгийский хоррор «Амер», экзистенциальный итальянский «La Quattro Volte», скептичный эстонский «Искушение святого Тони», молчаливый русский «Мама», псевдодокументальный филиппинский «Революции повторяются как рефрены в песне», настроенческий бразильский «Я путешествую потому, что должен, возвращаюсь, потому что люблю тебя», трэшевый американский «Помойные трахальщики» и отстраненный «Shit Year», малобюджетный греческий «Среди деревьев», философский тайский «Обыкновенная история», метафизический «Между двумя мирами» из Шри-Ланка, итальянский «Пасть волка» и особенно ожидаемый у себя на Родине режиссерский дебют Адама Сикоры «Исключенный» -- фильмы, составившие конкурс этого года. В этом основной конкурс добавил еще одну награду FIPRESCI.

И все же лучшей программой «Эры» был и остается «Международный конкурс фильмов об искусстве», включающий в себя наиболее значимые и интересные документальные эссе, исследования, зарисовки, музыкальные концерты уходящего года. Безусловным фаворитом стала получившая в итоге награду французская документальная картина «Мы не зависим от музыки». Герои ее – представители японской электронной поп-сцены, музыканты с кажущимся невероятным чувством отношения к собственной музыке, проникнутые, пропитанные ею, проводят свое время в бесконечных разговорах о музыке, которая равносильна для них ударам сердца, дыханию – самой жизни, или репетициям на различных штуках, издающих космические звуки электроник-поп. Апофеозом становится виртуальный концерт на пляже японской певицы и ее басиста. В названии нет противоречия, герои фильма действительно не зависят от музыки, они полностью растворены в ней. Имена Sakamoto Hiromichi, Otomo Yoshihide, Numb, Saidrum, Takehisa Ken, Shimazaki Tomoko вряд ли что-то скажут россиянам, но это и правда отличные музыканты, создающие новое звучание электрик-поп сцены.


Книги
Издание собственных книг в рамках фестиваля – отнюдь не ноу-хау Романа Гутка. Подобные практики проводят, например, фестивали в Салониках, Гетеборге и некоторые другие. Но оно удачно вписалось в стиль и характер киносмотра. В этом году на «Эре» издано восемь книг, три из них посвящены главному, так и не приехавшему гостю, Яну Лукашу (так здесь шутят, подчеркивая польскую близость с его кинематографом) Годару. «Страсть» Эвы Мазерской – основательная монография о творчестве Годара от первых опытов в кино вплоть до самых последних работ, написанная профессором журналистики университета в Престоне, специалисткой по Поланскому и Сколимовскому. «Годар-сейсмограф» Гжегожа Круликевича – записи бесед, дискуссий знаменитого киноведа о Годаре с его студентами в течение 25 лет. «Пассажи» Павла Мосцикого – переводы текстов самого Годара разных лет, а также критика вокруг Годара, комментарии к его творчеству.
«Новое кино Турции» под редакцией одного из ведущих польских киноведов Яна Топольского – сбор материалов турецких и польских критиков о турецком кино последних десяти лет, его новых именах и горизонтах.
«До потери зрения» Laura Mulvey – тексты разных лет одной из самых известных теоретиков кино, феминистки и режиссера, чья ретроспектива проходила на «Эре».
А также монография, посвященная творчеству братьев Квай; исследование сюрреалистичных мотивов в польском кино в книге «История греха» и альбом, посвященный творчеству Хаса.

Награды и лауреаты

Международный конкурс «Европейские короткометражные дебюты»
Награда – 1000 евро.
Игровой фильм: «Мой невидимый друг», Испания, 2010 г. реж. Пабло Ларкон
Документальный фильм: «Дорога Марии», Шотландия, 2009 г. реж. Энн Милн
Анимационный фильм: «Logorama», Франция, 2009 г., реж. Collective H5

Международный конкурс «Польские короткометражные дебюты»
Награда – 1000 евро.
Игровой фильм: «Некрасивые слова», 2009 г. реж. Марчин Мазаревски
Документальный фильм: «Viva Maria!», 2010 г. реж. Агнешка Смочинска
Анимационный фильм: «Millhaven», 2010 г., реж. Бартек Кулас

Международный конкурс «Новые польские фильмы»
Награда 100 000 евро
«Эва», 2010 г. реж. Адам Сикора, Ингмар Вилкист

Специальная награда «Вроцлавская кинонаграда», вручаемая Нижнесилезским воевоством за лучший фильм конкурса – 100 000 zł.
«Made in Poland», 2010 г. реж. Пшемыслав Войчешек

Международный конкурс «Фильмы об искусстве»
Награда 10 000 евро и гарантированная дистрибьюция в Польше
«Мы не зависим от музыки», Франция, 2009 г. реж. Седрик Дюпир, Гаспар Квент


Международный конкурс «Новые горизонты»
FIPRECCI «Мама», Россия, 2010 г. реж. Николай и Елена Ренард
Награда общественности La Quatro Volte, Италия, Германия, Швейцария, 2010 г. реж. Микеланджело Фраммартино
Grand Prix Награда 20 000 евро и обязательная дистрибьюция в Польше
«Обыкновенная история», Тайланд, 2009 г. реж. Аноча Сувичакорнпонг


Опера
Для Романа Гутка не существует  невозможных вещей. Вроцлавская опера летом на каникулах, однако на один вечер пан директор специально открыл ее двери для всех своих гостей и привез сюда самого известного современного голландского композитора Мишеля ван дер Аа с его новой оперой «Книга беспокойства».

Здесь никто не поет и не расхаживает в исторических костюмах. Опера – камеральная постановка для маленького оркестра из 5 скрипок, 2 альтов, виолончели, перкуссии и духовых на 60 минут, больше напоминает мультимедийное шоу: в центре сцены два больших круга, на которых транслируются истории девушки и старика, мысленно переживающего сцены молодости. Перед проекцией за столом сидит Клаус Мария Брандауэр и читает монологи о жизни помощника бухгалтера. Путешествие в глубины самого себя навеяно ван дер Аа прозой португальского модерниста Фернандо Пессои. Голландский композитор уже не в первый раз экспериментирует с формой, добавляя в собственные постановки кинопроекции: эти элементы уже появлялись в его спектаклях «Один» и «После жизни».

«Эра» завтра
Очередной «Эры» осталась ожидать не так уж долго. Она пройдет традиционно во Вроцлаве 21-31 июля 2011г. Уже известно, что в следующем году на фестивале будет представлена Норвегия, ожидается показ «Pinku eiga» - короткого периода в японском кино конца 60-х – начала 70-х, создавшего большое количество высококлассного «артистического» японского порно, ретроспективы Анджея Мунка и Терри Гиллиама – самого нетипичного нонконформиста из всех героев фестиваля. На горизонте...

Автор:
Дина Назарова
Реклама