Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 марта 2009 16:51

Конференция «Кинокризис. Кризис кино!»: Часть первая

Конференция «Кинокризис. Кризис кино!»: Часть первая

В последний день работы 77 Российского Международного Кинорынка состоялась конференция «Кинокризис. Кризис кино!». В мероприятии приняли участие люди, которым не безразлична судьба отечественного кинобизнеса: представители кинотеатров, дистрибьюторских организаций, актерских агентств, а также ведущие российские продюсеры. Какие изменения ожидают отрасль в условиях финансового кризиса? Попытка найти ответ на этот вопрос превратилась в живую и невероятно интересную четырехчасовую дискуссию.

Один в поле вынужден стать воином

Первая часть конференции была посвящена проблемам кинопроката. Генеральный директор компании «Нева-фильм» Олег Березин рассказал о сегодняшнем состоянии кинопоказа – как крупных сетей, так и независимых кинотеатров.

Прошлый год с точки зрения появления новых кинотеатров был очень успешным. В стране открылось 50 залов. Пару лет назад крупные сети решили развивать кинопоказ в регионах. Независимые кинотеатры в настоящий момент составляют 32% рынка современных экранов. Это примерно 369-370 залов. «Сетевики» условно делятся на три типа: существует 12 федеральных (работают как минимум не в одном федеральном округе), 14 региональных (работают в пределах одного региона) и 40 местных сетей (работают в пределах одного муниципалитета). Такое распределение кинотеатров на рынке является стабильным уже в течение нескольких лет.

52% киносетей расположены в зданиях торговых центров, что в условиях финансового кризиса является важным, по мнению Олега Березина, показателем. Все проблемы торгово-развлекательных комплексов коснутся и этих кинотеатров. Поэтому, анализируя сильные и слабые стороны независимых и сетевых кинопоказчиков и пытаясь спрогнозировать, кому из них будет легче выстоять в кризисные времена, руководитель компании «Нева-фильм» среди плюсов независимых кинотеатров выделил их удобную расположенность. Чаще всего они находятся близко к домам зрителей. Также независимым кинотеатрам проще экспериментировать с репертуаром – они могут позволить себе отказаться от попкорновых фильмов. Их владельцы буквально живут жизнью своих «детищ», всегда знают, что нравится посетителям, а что – нет. В этом смысле, независимые кинотеатры можно сравнить с уникальными ресторанами и кафе, в то время как «сетевики» являются хорошими «киномакдональдсами». Неэффективно планировать из Москвы кинопоказ в удаленных городах. В кризис нужен более индивидуальный подход к каждому конкретному кинотеатру. Преимуществом киносетей является устойчивое финансовое положение: за счет хорошего посещения в одном городе возмещаются потери от провальных показов в другом.

Количество залов не является, по словам Олега Березина, показателем успешности или, наоборот, неуспешности. Сейчас закрываются слабые кинотеатры, независимо от того, многозальные они или нет. Зоной риска являются те места кинопоказа, которые открылись в прошлом году. Кинотеатры, возникшие три-четыре года назад, чувствуют себя достаточно хорошо.

В прибыльность строительства кинотеатров в малых населенных пунктах руководитель компании «Нева-фильм» не верит. Он считает, что это является исключительно социальной проблемой, решением которой должно заниматься государство. Именно в его задачи входит выделение средств, необходимых для покупки достаточно дорогого цифрового оборудования.

В диалог на тему снижения рисков при выборе киноконтента и букинге фильмов, а также того, как осторожность дистрибьюторов сказывается на работе кинотеатров, вступили директор по прокату компании «Централ Партнершип» Вадим Верещагин и управляющий директор компании «Монитор-Олимп» (г. Краснодар) Елена Полянская.

Вадим Верещагин рассказал, что прокатчики сейчас остро ощутили финансовый кризис. Затраты на производство копий увеличились – из-за изменения курса доллара кинопленка значительно подорожала. Существенен и тот фактор, что копия сейчас востребована в течение двух недель. За столь короткое время надо постараться окупить всю стоимость пленки и возместить затраты на рекламу. В связи с этим прокатчики теперь внимательно следят за тем, в какие кинотеатры эффективнее отправить каждую конкретную копию (а на зарубежные фильмы их количество значительно сокращается). Тщательно взвешивается решение о возможном уменьшении доли копий на один город. Преимущество будет у тех кинотеатров, с которыми дистрибьюторы достаточно давно сотрудничают. Также рассматривается вопрос о возвращении к практике длинного проката, существовавшей в России лет шесть назад, когда кинотеатров было меньше. К тому же, будет проведена и определенная зачистка. Многие кинотеатры, которые раньше работали первым экраном, плавно перейдут в ряды вторых экранов.

Елена Полянская, формирующая репертуары десяти кинотеатров региональной сети, состоящей из 27 залов, озвучила проблемы областных кинопоказчиков. С влиянием кризиса ей пришлось столкнуться в феврале. Изначально дистрибьютор обещал предоставить восемь копий фильма «Другой мир-3», однако пересмотрел это решение и сократил их число до четырех. За неделю до выхода в прокат картины «Хранители» выяснилось, что киносеть обязана заплатить фиксированную сумму за показы на некоторых площадках. Возникла угроза закрытия однозальных кинотеатров, если они не будут получать фильмы первым экраном. Зрители из маленьких городов поедут в крупные населенные пункты или посмотрят пиратские DVD-копии картины. Кинотеатры остались один на один со своими проблемами. По мнению Елены Полянской, наработку необходимо считать по всей сети, а не по каждому отдельно взятому залу. При уменьшении числа копий зарубежных фильмов, российские проекты предоставляются в прежнем объеме. Однако если кинотеатры будут закрываться, негде будет показывать и отечественное кино. Поставив цифровое оборудование, региональные сети смогут получать копии, которые для прокатчиков значительно дешевле, но это нелегко осуществить, поскольку лампа цифрового проектора почти в три раза дороже обычной. В этом вопросе кинотеатр опять должен решать свои проблемы самостоятельно.

Дополнительные сложности для региональных кинотеатров создают проводимые конкурирующими показчиками акции. Так, сеть «Киномакс» неоднократно устраивала в Краснодаре промо-кампании, в рамках которых в праздники, купив билет за сто рублей, зритель получал право посетить все фильмы, представленные в текущий день в репертуаре кинотеатра. Эта акция распространилась и на «Самый лучший фильм-2», относительно которого кинопоказчики получили меморандум о непредоставлении скидок. Вадим Верещагин возразил, что ничего предосудительного в этих промо-компаниях с позиции дистрибьютора он не видит, поскольку прокатчики получают от кинотеатров суммы, которые должны были быть выплачены ими без учета проводимой акции. Если какие-то кинотеатры и устраивают такого рода рекламные эксперименты, то, скорее всего, они делают это себе в убыток.

Вступившая в дискуссию Елена Бродская, директор по маркетингу прокатного подразделения компании Disney, согласилась с Вадимом Верещагиным. Она предложила вспомнить времена восьмилетней давности, когда фильм выходил на экраны кинотеатров одной сети, которая вкладывалась в рекламу напополам с прокатчиками. Дистрибьюторов уже давно оставили один на один с их проблемами. Со всех сторон слышны жалобы кинотеатров: «не хватает федеральной рекламы», «прокатчик о нас не позаботился». Сейчас большие сети приходят к дистрибьюторам договариваться о кросс-промо. Они стараются, чтобы зритель не уходил конкретно из их кинотеатров.

Кроме того, многие кинопоказчики задерживают платежи дистрибьюторам. Об этой проблеме вспомнил Вадим Верещагин. Прокатчики возвращают вложенные деньги в лучшем случае через два месяца, в связи с чем правомерен вопрос: стоит ли продолжать сотрудничество с кинотеатрами, которые не платят по три-четыре месяца?

В кризис обострилась проблема распределения расходов на рекламную поддержку фильмов. Представления крупной студии о том, каким образом должно осуществляться продвижение картин, высказала Елена Бродская. По ее мнению, не совсем правомерно говорить о снижении рекламных бюджетов. Скорее, нужно тщательно выбирать, какие фильмы достойны того, чтобы выйти в прокат и, соответственно, иметь значительную поддержку. Согласно прогнозам директора по маркетингу прокатного подразделения компании Disney, ожидаемы несколько другие проблемы. С рынка уйдет некоторое количество игроков – мы уже наблюдаем, как закрываются кое-какие прокатные организации. Будет происходить консолидация усилий. Российское кинопроизводство сократится ввиду отсутствия финансирования. Все отчаянно будут стараться минимизировать риски. Возможно, меньше рекламы будет даваться на телевидение. Эффективность продвижения фильмов напрямую зависит от хорошей работы показчиков. Именно на деньги, полученные от кинотеатров, дистрибьюторы рекламируют следующие проекты. По мнению Елены Бродской, начинается борьба за качество. Актуальными будут оригинальные пиар-ходы, а также проведение кросс-промо.

Наталья Клибанова, представляющая компанию «Красная стрела», рассказала о том, как распределялся бюджет на промоушен «Стиляг», хотя, по ее мнению, не совсем корректно разбирать маркетинг именно этой картины, учитывая, что по большей части все было сделано до наступления кризиса. Столкнуться пришлось только с приятной стороной начинавшихся тогда финансовых проблем – уже были снижены цены на наружную рекламу. Маленькие продюсерские компании сейчас понимают, что единственный выход продвинуть свою картину в сложившейся экономической ситуации – больше работать над креативом. Чем раньше будет начата работа над продвижением фильма, тем лучше. Уже в процессе создания сценария необходимо думать о том, какое название будет лучше, какой продакт-плейсмент можно будет использовать. Наталья Клибанова советует не забывать о выгоде информационного партнерства. По ее мнению, будет важна точечная работа с регионами. Должна быть целесообразность росписи фильма по копиям и тех денег, которые на это будут потрачены.

Вопрос о прозрачности кассовых сборов был актуален еще до наступления кризиса. Однако есть вероятность, что в тяжелой экономической ситуации утаивание кинотеатрами средств увеличится.

Сергей Сельянов прокомментировал уже достаточно долгое обсуждение возможности использования системы электронного билета. По его мнению, кинотеатры не сразу примут это нововведение. Для того, чтобы система электронного билета начала действовать, на показчиков придется оказать влияние. При этом сам Сергей Сельянов предпочел бы, чтобы рынок становился прозрачным, потому что это выгодно всем звеньям цепочки – от продюсера до кинотеатра и даже зрителя. В процессе кинопроизводства продюсер в течение долгого промежутка времени остается один на один со своими проблемами. Он первым тратит деньги и последним получает прибыль, да и то не всю. Просто потому что кинотеатрам трудно отдать полученные ими от зрителей деньги. Без кинотеатральных денег невозможно не только продвижение фильмов, но и производство российского кино. А снимаются картины, в свою очередь, для того, чтобы их показывали в кинотеатрах. Зависимость одного от другого, по мнению Сергея Сельянова, очевидна.

Автор:
Мария Мухина
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама