Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 июля 2013 14:15

Владимир Дмитриев - последний Дракон

Владимир Дмитриев - последний Дракон

7 июля 2013 года после продолжительной болезни ушел из жизни Владимир Юрьевич Дмитриев - первый заместитель генерального директора Госфильмофонда России. Лауреат Госпремии России (2007). Гражданская панихида состоится 10 июля 2013 года в 12.00 в Фойе Большого Зала Дома кино. В Госфильмофонде Владимир Юрьевич проработал – вглядитесь только в эту цифру! – с 1961 года.

Девиз Госфильмофонда «Киноархив - это дракон, охраняющий наши сокровища». Владимиру Юрьевичу очень нравилось определение Жана Кокто миссии киноархивистов. Он и чувствовал себя таким Драконом. Счастливым, потому что любимую работу выбрал сразу и навсегда.

Киновед Наталья Нусинова в прощальном слове в социальной сети Facebook написала:
«Во время учебы во ВГИКе, попав на практику в Госфильмофонд, он заболел киноархивом и вернулся туда работать после защиты диплома – навсегда. У него был свой кумир и учитель, хранитель Бельгийской королевской синематеки Жак Леду, с которым он познакомился в 1964 году, во время конгресса ФИАФ, - этот человек открыл ему магию и этику архивного дела.
За годы работы в Госфильмофонде Владимир Юрьевич сумел почти в два с половиной раза, с 25 до 60 с лишним тысяч единиц хранения, преумножить его коллекцию. Будучи человеком от природы мягким и осторожным, он умел проявить недюжинную твердость и силу духа, когда речь шла о защите его детища, кинофонда. Знаменитый девиз директора Французской Синематеки Анри Ланглуа: «Хранить все, показывать все», в СССР был труднореализуем, особенно во второй своей части, но сколько фильмов спас тогда от цензурного смыва Владимир Юрьевич Дмитриев».
Уже в новые времена он никогда не боялся конфликтовать с влиятельными продюсерами, главами телеканалов, требуя от них соблюдение Закона «Об обязательном экземпляре документов», в котором было предписано бесплатно сдавать в Госфильмофонд копии на оригинальном носителе всех без исключения игровых, анимационных и научно-популярных картин, выходящих в наш прокат. В том числе и зарубежное кино. На аргументы, мол, не сдадим, потому что в стране процветает пиратство, отвечал: «А приведите хоть один пример из истории Госфильмофонда, когда после сдачи копии фильм послужил бы для обогащения пиратов».

Владимир Дмитриев

Были отдельные попытки продюсеров получить особые разрешения, чтобы не сдавать копии. Но, благодаря усилиям и Владимира Юрьевича, в том числе, Госфильмофонд добился Указа Президента Российской Федерации (от 6 ноября 1993 г. N 1847) «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации».

Таким образом, статус уникального киноархива страны был приравнен к статусу Исторического музея, Эрмитажа, музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Третьяковской галереи.
И бороться против мощи аргументов в пользу Госфильмофонда бесполезно, говорил, не скрывая радости, своим могучим оппонентам Владимир Юрьевич: «Мы же подчиняемся напрямую правительству России и финансируемся отдельной строкой бюджета».

Но первое испытание (вместе с тогдашним гендиректором Владимиром Малышевым) он прошел в первые годы распада СССР. Он всегда волновался, когда вспоминал те годы борьбы:
«…Нам удалось отстоять всю коллекцию кинофильмов, которые были сняты в республиках Советского Союза… Мы же не проводим селекцию и не выставляем оценки: это шедевр, а это отстой. Ведь главный принцип работы Госфильмофонда - мы храним все кино. Каждая картина имеет право быть показанной и увиденной. Кинофонд дореволюционной России составлял более двух тысяч названий игровых фильмов, а до наших дней дошло менее трехсот. Какая невосполнимая потеря для истории! Несколько лет назад на Тбилисской киностудии случился пожар, сгорел архив, но у нас вся коллекция любимого советского грузинского кино в целости и сохранности, с исходниками в том числе. А уступи мы тогда, в момент распада СССР, раздай советскую киноколлекцию по республикам - мир мог остаться без большой части культурного наследия!.. Раз на одном пространстве существовал многонациональный кинематограф, значит, киноархив должен его сохранить. Все, что было снято до 1991 года, мы отстояли…».
Лишь об одном он всегда сожалел и, не скрывая горечи, в интервью 2008 года для газеты «Известия» вспоминал:
«…Если на Западе сотрудники музеев, синематек, библиотек — это элита с высокой зарплатой и соответствующим кругом общения, то, как у нас обстоят дела, вы сами прекрасно знаете. Однажды в Москве я пришел на прием к бельгийскому послу вместе с директором Бельгийской королевской синематеки господином Жаком Леду, которого я считаю учителем в своей профессии. Посол вышел встречать нас к воротам со словами, что для него это особая честь. И для сравнения — с тогдашним директором Госфильмофонда Виктором Станиславовичем Привато, будучи в командировке, по делу зашли в советское посольство в Бельгии. До посла мы так и не добрались. С нами грубо, не скрывая своего пренебрежения, разговаривала некая дама — мол, кто мы такие и как посмели прийти...».
Зато его знали все киноархивисты мира, обращались за консультациями, приглашали с ретроспективами Госфильмофонда. А уж как любили его российские кинокритики и киноведы. Желающих попасть на фестиваль архивного кино «Белые столбы» всегда было больше, чем могла вместить гостиница Госфильмофонда. Даже самые капризные соглашались жить по двое в комнате, потому что сюрпризы в программах, подготовленных изобретательным Владимиром Юрьевичем, всегда компенсировали бытовые неудобства.

Но и тут Дмитриев был верен себе. Он переживал, что перестали приезжать в Госфильмофонд молодые режиссеры:
«…Раньше, прежде чем начинать новый фильм, творческие группы старались дневать и ночевать у нас. Почему столь выразительный киноязык у Михалкова, Абдрашитова, Кончаловского, у других режиссеров советской киношколы? Они часто приезжали в Госфильмофонд. Только на большом экране глаз режиссера учится работать с глубиной кадра, с композицией. Я не знаком с молодым поколением нашей режиссуры, но по их фильмам понимаю, что кино они смотрят на «видеке», с перемоткой, лишь бы считать сюжет. А ведь в кино все построено на микродраматургии, на внесюжетных деталях. Молодые режиссеры не умеют работать с пространством. В кадре ничего не происходит, только актеры на первом плане перед камерой стоят…

Зато я замечаю, как каждый второй режиссер стремится повторить стиль Тарантино, великого киномана. А учиться — так, как учился Тарантино, — не желают».
P.S. Из личного опыта

Теперь уже смешно вспоминать, но наше с ним знакомство началось с конфликта.
Сегодня трудно представить, но в 80-ые годы для вгиковцев поездку в Госфильмофонд можно было приравнять к турпутевке в соцстрану. И как же в тот день было обидно узнать о том, что Дмитриев, будучи тогда главой зарубежного отдела кино, из нашего максимального списка вычеркнул «Заводной апельсин» и «Пролетая над гнездом кукушки», посчитав третьекурсников киноведческого факультета морально и духовно неокрепшими, чтобы переварить столь мощный художественный вброс в наше сознание.

И помню, как стояли мы с Сергеем Лазаруком, Гульнарой Абикеевой, Илзой Зобеной и другими однокурсниками и отчаянно доказывали Дмитриеву свою взрослость.

В итоге спор завершился компромиссом – мы выбрали «…кукушку» и по окончании сеанса поняли мудрость Владимира Дмитриева. После Милоша Формана смотреть другое кино в тот день нам уже не хотелось. А Владимир Юрьевич, помню, не отказал себе в удовольствии прийти и посмотреть на наши «опрокинутые» лица после просмотра.
И с этого дня началось наше с ним многолетние общение.
Всегда праздничное, всегда насыщенное.

Наша справка
Родился 18 января 1940 г.
Окончил ВГИК в 1962 году.
В 1966 –ом стал начальником отдела научной обработки иностранного фонда Госфильмофонда, затем первым заместителем генерального директора Госфильмофонда России.
В течение нескольких десятилетий читал лекции о зарубежном киноискусстве в кинотеатре Госфильмофонда «Иллюзион» (цикл «Мастера экран» и др.). В 1970-е – 1980-е годы неоднократно выезжал с лекциями о киноискусстве и в рамках Бюро пропаганды киноискусства.
Снимался в фильмах «Скорбное бесчувствие» (1983) и «Долой коммерцию на любовном фронте» (1988).
Публиковался в журналах «Сов. Экран», «Искусство кино», «Киноведческие записки», «Сеанс», «Новое время», «Курьер ЮНЕСКО», «Эксперт», «Итоги», «Видео-Асс», «Кинопроцесс», «Техника кино и телевидения», «Огонек», «Кинограф», в газетах «Спутник фестиваля», «Экран и сцена», «Культура», «Коммерсант», «Сегодня», «Московские новости», «СК-Новости», в научных сборниках. Автор книг: «Александр Форд». М., 1968 (совместно с В.И. Михалковичем), книга была запрещена цензурой до издания. «Анатомия мифа: Брижитт Бардо». М., 1975 (совместно с В.И. Михалковичем).
Инициатор создания документальных фильмов на материалах архива. Соавтор сценариев документальных фильмов «Земля обетованная. Возвращение» (2000), «Цветы времен оккупации» (2003), «Большие каникулы 30-х», «Сороковые» (2004) и др.
Лауреат премий Союза кинематографистов по киноведению и кинокритике (1977, 1991). Лауреат Гильдии киноведов и кинокритиков (как руководитель проекта) – «за разработку научной концепции и подготовку программ фестиваля архивного кино «Белые Столбы» (2012). Лауреат премии «Ника» - «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» - (2013)
Автор:
Вита Рамм
Реклама