Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
7 апреля 2010 14:41

Стандартов точка нет

Стандартов точка нет

25 марта 2010 года Научно-исследовательский кинофотоинститут (далее – НИКФИ) совместно с Российской секцией Общества инженеров кино и телевидения (SMPTE, Society of Motion Picture and Television Engineers) провел круглый стол «Стандартизация в кинематографии: современное состояние, задачи и направления развития».

В мероприятии приняли участие представители ОАО «НИКФИ», Гостелерадиофонда, кинокомпании SVA, Российского Государственного архива кинофотодокументов, ОАО «Кинопроизводственная мастерская», ЗАО «НИКФИ», Национального центра развития инновационных технологий, ФГУП НИИ Радио, Госфильмофонда, ООО «Джерси групп», Санкт-Петербургского Университета Кино и Телевидения, ЗАО «Синема-парк», Каро Фильм, Компании SONY, ОАО «Кинотехника», ЗАО «НЕВАФИЛЬМ», ФГУП Киноконцерна «Мосфильм», Всероссийского научно-исследовательский института телевидения и радиовещания, ФГУП «ОП НИКФИ», ООО «Кинопроект».

27 декабря 2002 года были внесены поправки в федеральный закон «О техническом регулировании». В результате, в России, как и во всем мире, стандартизация продукции стала добровольной. Но что везде добровольно, у нас – «гиблое дело». Ранее в нашей стране все стандарты являлись обязательными не только по безопасности продукции, но и в области ее качества, что, по мнению многих, сдерживало производство и давало возможность различным проверяющим инстанциям оказывать давление на предприятия, например, через сертификацию продукции. По словам Нонны Ковалевской, сотрудника ОАО «НИКФИ», действующий закон «О техническом регулировании» предусматривает отмену всех отраслевых стандартов с 1 июля 2010 года:  «Это станет настоящей катастрофой не только для киноиндустрии, но и других отраслей. В последнее время доходит до того, что некоторые прямо заявляют: стандартизация нужна лишь тем, кто ее разрабатывает».

На сегодняшний день нормативное обеспечение техники и технологий в кинематографии состоит из международных стандартов, ГОСТов, установленных еще в советское время, национальных стандартов (ГОСТРы, принятые после перестройки) и отраслевых стандартов (различные ОСТы, РТМы, рекомендации). Список нормативных документов в кинематографии содержит более трехсот наименований. Более ста международных стандартов в отрасли кино могли бы быть приняты в качестве государственных в современной России. Отмена нормативных документов, по словам Нонны Ковалевской, приведет к отсутствию национальных требований по безопасности и качеству кинопродукции, что сделает невозможным производить работы, а также вести диалоги на законных основаниях в конфликтных ситуациях или даже аварийных случаях. ОАО «НИКФИ» намерено этому противодействовать, в связи с чем, разработало план мероприятий по стандартизации. Чтобы привести нормативные документы в порядок, нужно осуществить анализ действующей нормативной базы, пересмотреть или отменить национальные стандарты, потерявшие актуальность, обеспечить разработку новых национальных стандартов, учитывая необходимость их гармонизации с международными стандартами, провести анализ отраслевых стандартов и подготовить предложения, касающиеся их дальнейшего использования. Для выполнения запланированной ОАО «НИКФИ» работы необходимо участие всех специалистов в области кинотехники и смежных областей и, конечно, финансовая поддержка государства.

Генеральный директор ЗАО «НЕВАФИЛЬМ» Олег Березин возразил, что непродуктивно ждать, когда государство выделит на это средства, и пытаться сказать свое новое веское слово по проблеме стандартов. Он считает, что нужно консолидировать усилия и адаптировать нормативные документы Международной организации по стандартизации (ISO, International Organization for Standardization), поскольку, по его словам, «де факто» стандарты устанавливает Голливуд. Дискуссия, разгоревшаяся во время круглого стола, только подтвердила эти слова Олега Березина. Например, отсутствие соответствующих нормативных документов может стать препятствием перспективного развития в России показа стереокино, переживающего второе рождение.

Сотрудник ОАО «НИКФИ» Сергей Рожков предостерег: если не учитывать специфику стереопоказа, велика вероятность, что через три-четыре года бум стереокино завершится, как уже было в США в середине прошлого века. В 1952-55 гг. в Америке было снято сорок шесть стереоскопических фильмов. Владельцы кинотеатров массово закупали специальные проекторы, которые впоследствии оказались ненужными. Чтобы людям было комфортно смотреть стереокино в кинотеатрах, необходимо нормировать параметры стереокинопроекции и требования к зрительному залу для стереокинопоказа. Например, нужно учитывать, что при понижении яркости нагрузка на глаза сильно увеличивается. Яркость от одного края зала до другого изменяется, поэтому кресла должны располагаться особым способом, а зрительская зона – быть компактной. Сергей Рожков также отметил, что в одном зале нельзя показывать и 2D-, и 3D-проекты, поскольку либо в семь раз понижается яркость демонстрируемого трехмерного проекта, либо в семь раз повышается яркость двухмерного кино. И то, и то вредно для зрителей.

Установление стандартов в области стереопоказа могло бы гарантировать посетителям кинотеатров то качество демонстрации фильмов, за которое они платят. Однако все далеко не так просто: на сегодняшний день каждый режиссер, снимающий 3D-проект, устанавливает собственные стандарты под свой фильм. Консорциум DCI (Digital Cinema Initiatives, LLC – коалиция семи ведущих голливудских киностудий, созданная для выработки единых требований киностудий Голливуда к цифровой кинопроекции) определил, что оптимальный уровень яркости в центре экрана при показе 2D-фильма – 14 фут-ламберт (или около 48 кандел на квадратный метр). Стандарты для стереопоказа пока не выработаны. Летом 2009 года дистрибьютор «20 Век Фокс СНГ» разослал по кинотеатрам требования к демонстрации картины Джеймса Кэмерона «Аватар»: в письме была названа величина в 4 фут-ламберт (около 14 кандел на квадратный метр). Однако цветокоррекция фильма делалась под уровень яркости в 5,5 фут-ламберт (около 19 кандел на квадратный метр). В некоторых кинотеатрах показ «Аватара» осуществлялся именно с таким показателем уровня яркости, а где-то удалось достигнуть величины в 6 фут-ламберт (около 20 кандел на квадратный метр) и даже 6,9 фут-ламберт (около 23 кандел на квадратный метр). Получается, что кому-то удалось увидеть хит прошлого года именно таким, каким его снял Джеймс Кэмерон, а кому-то – нет. По словам Олега Березина, в ближайшее время, скорее всего, будет установлен стандарт уровня яркости для стереопоказа в 8 фут-ламберт (около 27 кандел на квадратный метр).

Генеральный директор ООО «Кинопроект» Александр Рубин рассказал о сегодняшней ситуации в стереопоказе. Подробнее с приведенными им данными можно ознакомиться, посмотрев презентацию. Александр Рубин отметил, что без стандартизации, без понимания «правил игры» коммерческие успехи 3D-фильмов могут стать очень кратковременными. Достижения «Аватара», по его мнению, будут дискредитированы отсутствием качества показа других стереофильмов. Он предложил собравшимся подумать о том, как добиться, чтобы проблема отсутствия соответствующих нормативных документов вызвала наиболее широкий резонанс. Возможно, по словам Александра Рубина, для этого необходимо обратиться к общественным организациям, Союзу кинематографистов и недавно созданному Фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.

Проблема стандартизации существует не только в стереопоказе. Например, сотрудник ОАО «НИКФИ» Юрий Индлин рассказал о наборе архитектурно-акустических и электроакустических характеристик, которые необходимо измерять, чтобы оценить качество звучания в кинозале, а сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания Лаврентий Лишин поднял вопрос об оцифровке архивов кинофондов (текст доклада и презентация). Представительница Санкт-Петербургского Университета Кино и Телевидения Елена Нестерова предложила участникам круглого стола собственный системный подход к решению задач стандартизации (презентация).

В рамках круглого стола было поднято и обозначено немало проблем. Однако их решение, вероятнее всего, не получится найти не помощью государства (как надеется ОАО «НИКФИ»). Как известно, по законам рынка действительно необходимые, полезные для отрасли стандарты устанавливаются в соответствии с выбором потребителей (в данном случае – зрителей, которые, например, могут прекратить массово смотреть стереокино, если для этого не будут созданы комфортные условия) и с учетом максимальной выгоды для производителей.
Автор:
Мария Мухина
Реклама