Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 ноября 2023 15:47

Только 26% женщин-режиссеров снимают европейские игровые фильмы

Только 26% женщин-режиссеров снимают европейские игровые фильмы

В конце октября Европейская аудиовизуальная обсерватория опубликовала новое исследование, посвященное гендерному неравенству среди профессионалов европейской киноиндустрии. По данным организации, в период с 2018 по 2022 год только 26% женщин снимали европейские игровые фильмы в качестве режиссеров.

В среднем женщины в четыре раза меньше снимали фильмов, чем мужчины, и в меньшей степени были единоличными режиссерами игровых полнометражных фильмов, чем их коллеги-мужчины. По этим причинам средняя доля женщин-режиссеров на один фильм составила 23%, что ниже, чем доля женщин среди всех действующих режиссеров в составе рабочей группы за тот же период времени.


В представленной выборке женщины-режиссеры были задействованы, самостоятельно или в партнерстве с другими коллегами, в режиссуре 26% европейских игровых полнометражных фильмов. Однако доля фильмов, снятых командами с женщиной во главе, составила лишь 21% – поскольку, когда женщины совместно режиссировали фильм, то в большинстве случаев это происходило в сотрудничестве с коллегой-мужчиной.

Если расширить временные рамки и рассмотреть не 5-летний период, а 10-летний, с 2013 по 2022 год, в совокупности женщины составляли 25% режиссеров европейских игровых полнометражных фильмов. По отдельным годам можно наблюдать незначительное увеличение доли женщин-режиссеров. Наибольшее количество женщин-режиссеров наблюдалось в 2019 году – тогда над европейскими игровыми полнометражными фильмами поработали 634 женщины.


Доля женщин среди режиссеров различается в зависимости от жанра кино. Больше всего женщин-режиссеров работает в документалистике (31% в период с 2018 по 2022 год), чем в категории игровых (21%) или анимационных (20%) фильмов. Если сравнивать пятилетки, последнюю (2018-2022) с предыдущей (2013-2017), то доля женщин-режиссеров выросла в каждой жанровой категории, особенно в анимации (на 8%, с 12% до 20%).

Уровень активности женщин-режиссеров применительно к производству европейских игровых полнометражных фильмов был несколько ниже, чем у коллег-мужчин. Большинство режиссеров, независимо от пола, сняли только один фильм в период с 2013 по 2022 год. При этом только 22% женщин из выборки сняли более одного фильма за этот период против 28% у мужчин.

Если посмотреть на соотношение долей женщин и мужчин среди общего числа режиссеров каждого европейского игрового полнометражного фильма, то в период с 2018 по 2022 год средняя доля женщин-режиссеров на фильм составила 23%. За последнее десятилетие эта доля увеличилась лишь незначительно (до 23,3% в 2018-2022 годах по сравнению с 20,6% в 2013-2017 годах).


Исследование показывает, что с 2018 по 2022 год доля-женщин режиссеров (26%) европейских игровых полнометражных фильмов оказалась значительно выше, чем доля женщин-операторов (11%) или женщин-композиторов (10%). При этом женщины-режиссеры уступили женщинам-сценаристам (29%), женщинам-монтажерам (33%) и женщинам-продюсерами (35%). Но это та часть исследования, которая касается того, что происходит «за экраном». Если же рассматривать противоположный случай, категорию «на экране», то здесь ситуация выглядит куда более сбалансированной: актрисы составили 41% всех профессиональных актеров, сыгравших хотя бы одну главную роль в европейском игровом полнометражном фильме.

В период с 2013 по 2022 год средняя доля женщин-режиссеров в фильмах-дебютах была несколько выше (26%), чем в фильмах в целом (22%). За этот же период средняя доля женщин-режиссеров на фильм составила всего 19% для вторых и последующих работ, что позволяет предположить, что женщины могут столкнуться с препятствиями при попытке срежиссировать другие фильмы после своего режиссерского дебюта.

Присутствие на съемках женщины в позиции режиссера или сорежиссера вероятно влияет на увеличение общего количества женщин на съемочных площадках. Если рассматривать категорию женщин-профессионалов, работа которых происходит вне экрана (например, сценаристы, продюсеры, монтажеры, и др.), то присутствие женщин-профессионалов было выше на съемках фильмов, режиссером которых была хотя бы одна женщина, чем в фильмах в целом. Например, для фильмов, снятых хотя бы одной женщиной-режиссером, средняя доля женщин-сценаристов на фильм составляла 77% (по сравнению с 28% для фильмов в целом). Этот же показатель составил 48%, если из анализа исключить фильмы, написанные и снятые одним и тем же человеком.

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Европейская аудиовизуальная обсерватория/European Audiovisual Observatory

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама