Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 февраля 2024 10:45

Берлинале 2024: «Сокровище» – все, что нажито непосильным трудом

Берлинале 2024: «Сокровище» – все, что нажито непосильным трудом

16 февраля в рамках специальных гала-показов на Берлинале прошла премьера трагикомедии «Сокровище» / «Treasure» немецкого режиссера Юлии фон Хайнц со Стивеном Фраем и Линой Данэм в главных ролях. Картина стала завершением трилогии «Последствия», в которую также вошли «Путешествие Ханны» / Hannas Reise 2013 года и «А завтра весь мир» / Und morgen die ganze Welt 2020 года. Цикл посвящен последствиям Холокоста в Германии и во всем мире.

Юлия фон Хайнц не новичок на фестивалях. В 2007 году она дебютировала на Берлинале с подростковой драмой «Предисловие», за которую получила приз. «А завтра весь мир» был показан в конкурсе 77 Венецианского кинофестиваля и получил номинацию на лучший фильм German Film Awards 2021. Лента «Сокровище» попала во внеконкурсную программу Берлинале.

Действие картины, основанной на автобиографическом романе Лили Бретт «Слишком много мужчин» 1999 года, разворачивается в 1991 году. После падения железного занавеса, журналистка из «Rolling Stone» Рут и ее отец Эдек, переживший Холокост, отправляются в турне на родину, в Польшу. Они посетят Варшаву, Лодзь, Краков и концентрационный лагерь Освенцим-Биркенау. Рут хочет узнать историю своей семьи. Эдек, когда-то принявший решение навсегда покинуть Польшу и покончить с прошлым, сопровождает дочь прежде всего для того, чтобы присматривать за ней. Весельчак и кутила, считающий себя еще вполне привлекательным мужчиной, заводит новых друзей и подружек, пьет, поет, танцует, получает удовольствие от поездки и не хочет ничего вспоминать. Чего не скажешь о Рут, закомплексованной, полной, сидящей на странной диете, одинокой 36-летней женщине. Она недовольна поездкой, отсутствием плана и навязчивостью отца.

Только когда они побывали в бывшем доме семьи и познакомились с польской семьей, которая там живет, отношение Эдека начало меняться. Впервые в жизни отец и дочь по-настоящему становятся ближе друг к другу. И он, наконец, преодолев страх вновь пережить боль утрат, делится с дочерью своим сокровищем – воспоминаниями о прошлом, молодости, семье. 


Дуэт сильно постаревшего Стивена Фрая и располневшей Лины Данэм удивительно органичен. Отец зовет дочь нежно «Тыковка», а ее это нереально бесит. Она пародирует его плохой английский! и польский акцент, а он обижается: «Мой английский не настолько плох!». Они явно любят друг друга, но проявления заботы как-то неловки и нередко создают комичные ситуации, и оба актера отлично проигрывают их. Вообще, снять в роли польских евреев комедийных актеров – британца и американскую звезду сериала «Девочек», оказалось очень удачным решением немецкой постановщицы. Для любого европейского актера это было бы слишком личным высказыванием. Кроме того, в фильме много специфических шуток по поводу Холокоста и отношений между поляками и евреями, которые тоже, наверное, были бы не так смешны, будь они чуть больше личными.

В этом году на Сандэнсе была показана очень похожая картина – «Настоящую боль» / «A Real Pain», срежиссированная Джесси Айзенбергом по его же сценарию, за который он получил Премию Уолдо Солта в секции Американская драма. Фильм о путешествии двух кузенов в Польшу в поисках своих корней под ноктюрны Шопена. Спустя тридцать лет после событий, показанных в «Сокровище», американцы едут по точно такому же маршруту, осматривают Освенцим, который молодые поляки называют музеем. Кладут камушки на еврейские могилы и стоят у дома, где жила их бабушка. Фильм Айзенберга поддержан Польским киноинститутом и практически не затрагивает (за исключением одного эпизода) тему отношения поляков к евреям. 

«Сокровище» – немецко-французская копродукция (в Польше было снято только несколько обязательных натурных сцен) более правдоподобно описывает ситуацию. На всем делаются деньги – на специальных турах для евреев «Our roots», малограмотных экскурсиях в концлагерь и даже продаже личных вещей их владельцам, присвоенных когда-то новыми квартирантами.

Правда, без Шопена тоже не обошлось.

Автор:
Нина Ромодановская

Другие новости по сюжету Берлинале 2024

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Фоторепортажи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама