Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
17 февраля 2013 15:56

Берлинале – 2013. Финал…

Берлинале – 2013. Финал…

63 Международный кинофестиваль в Берлине завершился объявлением лауреатов. Имена их известны, и первые дни предстоящей недели кинообозреватели еще будут обсуждать результаты и, скорей всего, не соглашаться с мнением жюри. Кто-то сожалеет, что фильм Брюно Дюмона «Камилла Клодель, 1915» остался без наград, кто-то вспоминает об Ульрихе Зайдле и его картине «Рай: надежда». Российские критики болели за фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь».

Зачем нужна «красная дорожка»?

Писать о «красной дорожке» МКФ в Берлине неинтересно, потому что ее формальность на фестивале была очевидной.

С одной стороны, все как в эталонном Канне или «Оскаре». Спец-авто подвозят особо почетных, но малознакомых и совсем непопулярных персон. И организаторы совсем не заботятся сообщать их фамилии.

С другой - фотокорреспонденты без соблюдения дресс-кода, украшающего Канн, что понятно – минусовая погода не располагает. Дамы еще стараются блистать в платьях в пол, но мужчины кто в чем – костюмы, куртки, пиджаки с непременным шарфом…

Но «дорожка» необходима, потому что она первой подсказывает возможных лауреатов.
Вот на нескольких авто прибывает съемочная группа казахского фильма «Уроки гармонии». Среди них мелькает знакомое российским кинематографистам лицо продюсера Анны Качко («Горячие новости»). С 2009 года Анна активно работает в Казахстане, где продюсирует кино и организовала «Spotlight: New Kazakh Cinema» – рынок кинопроектов направленный на продвижение Казахстанского кино на международный рынок. Величина делегации подсказывает, что приз будет. Так и оказалось – оператор Азис Джамбакиев за «Уроки гармонии» награжден «Серебряным медеведем» за выдающееся художественное достижение. 


Обладатель "Серебряного медведя" за выдающееся художественное достижение оператор Азиз Джамбакиев

На церемонии красавец Азис благодарственную речь произнес на английском. Во время итоговой пресс- конференции на вопросы отвечал на великолепном русском. И показал себя умным юношей, воздав все необходимые почести режиссеру Эмиру Байгазину: «Его ждет большое будущее и я счастлив, что работал с ним».

Пустота «красной дорожки»…

Какие фильмы жюри оставило без внимания, можно было понять, наблюдая «красную дорожку» в режиме on-line на портале Берлинале. Не было Мэтта Дэймонаи Джона Красински с Гасом Ван Сентом (жюри, правда, в адрес их фильма «Земля обетованная» сделало жест в виде «особого упоминания», но он не предусматривает выхода на сцену за «медведем»). По окончании первой части церемонии закрытия стало очевидно, что Шайя ЛаБаф («Влюбиться до смерти»), Изабель Юппер и Мартина Гедек («Монахиня»), Катрин Денев («На моем пути»), Стивен СодербергДжуд Лоу и Руни Мара («Побочные эффекты»), Жюльетт Бинош («Камилла Клодель, 1915») также останутся без наград Берлинале 2013.

Финальный пресс-релиз перечислял имена приглашенных на церемонию закрытия послов, но и они оказались ложной наводкой. Посол, например, Польши был, а польский фильм «Во имя» Малгожаты Шумовской с Анджеем Хырой в главной роли остался без призов, получив лишь «утешительную» премию «Тедди», как лучший фильм, затрагивающий проблемы сексуальных меньшинств.

Жаль, что жюри проигнорировало и мастерство ведущего актера своего поколения в Польше, и сложнейшую тему священства в католичестве.

На мой взгляд, в аналогичную с польским фильмом ситуацию, попала и наша картина. Александру Яценко (на фестивале его называли европейским Шайя ЛаБафом), как и Анджею Хыре режиссеры не помогали. И потому избыточность Малгожаты Шумовской, как и аскетизм Бориса Хлебникова вполне могли стать причиной тому, что жюри, одарив Даниса Тановича из Боснии Гран-При за фильм «Эпизод из жизни сборщика железа», решило, что в его документальной драме есть и лучший исполнитель мужской роли. Да, в 2013 году, если говорить о том, что Берлинале определяет какие-то тенденции, то мерилом профессионального мастерства теперь является непрофессиональный актер, цыган Назиф Муджич. А ведь все дело в режиссерском мастерстве оскаровского лауреата Тановича («Ничья земля»).

Лучший актер Назиф Муджич

Быстрая церемония

Сама церемония прошла так стремительно, что даже стало жаль людей, которые пришли всего на час в фестивальный дворец и карабкались по многочисленным лестничным пролетам. Главной звездой церемонии была вовсе не ее ведущая и не лауреаты фестиваля, а сам глава международного кинофестиваля Дитер Косслик. Он и на вопросы ведущей отвечал о фестивале (вновь прозвучала цифра о 300 тысячах проданных билетов), и главный приз вручал и во время финальной фотосессии стоял в центре.

Тенденции Берлина?

Выстраивать фестивальные концепции, основываясь на решении данного жюри, на мой взгляд, можно лишь в том случае, если оно в одном составе работало бы лет десять.

А раз жюри каждый год организаторы формируют новое (какое жюри, таковы и решения, увы), то рассуждать о неких тенденциях мирового кинематографа можно лишь по отношению к подбору конкурсной программы.

Что и сделала продюсер румынского фильма – лауреата «Поза эмбриона» / Poziţia Copilului. Госпожа Ада Соломон попыталась вернуть концептуальность самому фестивалю, подчеркнув, что в этом году на МКФ в Берлине было много фильмов, снятых женщинами. И что многие картины и вовсе не случились бы без продюсерского участия женщин.

Обладатели "Золотого медведя" режиссер Калин Петер Нецер и продюсер Ада Соломон

Но суть речи Ады Соломон была в том, что в кинематографе, кроме политической и прочих цензур, есть еще одна, не менее опасная ипостась цензуры – коммерческая. И потому Берлинале необходимо для тех авторов, которые снимают арт-кино и стараются противостоять цензуре денег. Речь явно нарушала регламент, но была выслушана с большим вниманием и несколько раз поддержана аплодисментами публики.

Кстати, название румынского фильма почему-то переводят у нас как «Поза ребенка», что является прямой калькой с английского Child's Pose. Если же переводить с румынского, то получается более осмысленно и ближе к содержанию – «Позиция ребенка».

Фестиваль в Берлине завершился. И теперь все кинематографисты мира уже размышляют о собственных перспективах в Канне.

Автор:
Вита Рамм
Реклама