Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
31 Августа 2011 00:01

Поздравляем Алексея Учителя

Поздравляем Алексея Учителя

В его послужном списке всего 6 игровых фильмов, но каждый из них стал ярким событием российского кино. Его экранное творчество близко и понятно как искушенной фестивальной аудитории, так и широкому кругу зрителей. В каждом фильме он открывается для нас с новой стороны, показывая разные грани своего таланта. Сегодня, 31 августа 2011 года Алексей Учитель отмечает 60-летний юбилей.



Сын Ефима Учителя - документалиста, лауреата Сталинской премии – Алексей Учитель начал свой путь в кино с документальных фильмов, процесс создания которых был знаком ему с детства. Окончив в 1975 году ВГИК, он на протяжении многих лет работал на Ленинградской студии документальных фильмов. Широкую славу Учителю принесла документальная картина «Рок» (1988), - первый отечественный фильм, посвященный советскому рок-движению 80-х. Камера Учителя беспристрастно наблюдала за жизнью музыкантов из групп «Аквариум», «АукцЫон», «ДДТ», «Кино» и «Авиа», не пытаясь навязать какую-то мораль. Неофициальные интервью рок-звезд, отказ от закадрового текста, полумистические кадры выступлений в подпольных клубах, подсмотренные эпизоды из несценической жизни героев – это была другая несоветская документалистика, которая предлагала зрителям самостоятельно делать выводы об увиденном. Однако уже в этой картине обнаружило себя стремление режиссера не просто наблюдать за реальностью, но и художественно преображать ее.



Большой успех картины позволил Алексею Учителю основать собственную студию, названную в честь фильма «Рок». Последними документальными фильмами режиссера стали «Баттерфляй» - картина о жизни и творчестве Романа Виктюка, получившая первый приз IV Открытого фестиваля неигровых фильмов «Россия», и «Последний герой» - фильм-посвящение Виктору Цою, выполненный в стилистике «Рока».


Игровым дебютом Учителя стала необычная ретро-картина «Мания Жизели» (1995) о легендарной балерине Ольге Спесивцевой. На ее роль режиссер пригласил молодую и еще никому неизвестную актрису Галину Тюнину, получившую за эту работу целый ряд престижных кинонаград. Учитель увидел в Тюниной – обладательнице большого драматического таланта и внешности на любителя – и главную героиню своей следующей картины «Дневник его жены» (2000), ставшей главным фильмом 2000 года. Лента о мучительной частной жизни великого русского писателя Ивана Бунина, показанной глазами его жены, невзирая на противоречивые оценки критики, получила высшее признание академиков «Ники» и жюри кинофестиваля «Кинотавр».



В дальнейшем в творчестве Алексея Учителя, в 2002 году в обход заслуженного получившего звание Народного артиста России, все происходило буквально как по маслу. По крайней мере, именно так все выглядело со стороны. 2003 год – успех лирической «Прогулки» (Главный приз кинофестиваля «Окно в Европу») – любовной мелодрамы, рассказанной в режиме реального времени. 2005 год – триумф драмы о поколении тех, кто верил в светлое будущее, «Космос как предчувствие» по сценарию Александра Миндадзе (Премии «Ника», «Золотой Орел», Гран-при XXVII ММКФ). 2008 год – выход на экраны «Пленного», прохладно воспринятого российской критикой и жюри «Кинотавра», обделившего картину призами, но отмеченного наградой за режиссуру на ММКФ в Карловых Варах.



Несколько расшатанный баланс успеха восстановила последняя на сегодняшний день картина Учителя «Край» - энергичная драма о людях и паровозах, наделавшая много шуму в прошлом году (четыре «Золотых Орла», номинация на «Золотой глобус»). Снимая «Край», Учитель, прежде работавший в более камерных условиях, впервые взялся за постановку столь масштабной картины (8 месяцев съемок, бюджет $11 миллионов), предназначенной, по его словам, для зрителей от 5 лет до глубокой старости. Критика, по своему обыкновению занявшая противоположные полюса, все же признала за режиссером умение профессионально работать в размашистой стилистике.



Помимо собственного творчества, Алексей Учитель получил известность и как продюсер, давший возможность заявить о себе многим способным дебютантам, среди которых Екатерина Шагалова, Авдотья Смирнова, Мария Можар, Александра Стреляная и другие.



Говоря о рецепте режиссерского успеха, Алексей Учитель прежде всего отмечает неоценимую роль интуиции и умения режиссера создать на площадке такую атмосферу, чтобы вся съемочная группа не просто отрабатывала свои деньги, но искренне верила в успех общего дела, трудясь на износ, но с удовольствием.

Редакция Интернет-портала ПрофиСинема поздравляет Алексея Ефимовича с юбилеем и желает ему новых успехов на поприще режиссуры и продюсирования.
Автор:
Ксения Сахарнова

Другие статьи по теме Юбилеи, дни рождения

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама