Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
в фокусе:
Реклама
5726
на печать
21 Мая 2012 09:25

105 лет Лоуренсу Оливье – лучшему другу Шекспира

105 лет Лоуренсу Оливье – лучшему другу Шекспира

Сегодня, 21 мая 2012 года исполняется 105 лет со дня рождения Лоуренса Керр Оливье – всемирно известного режиссера, исполнившего более 70 ролей в кино и театре. Он родился в семье сельского священника, где существовала многовековая традиция служения богу. Но Лоуренсу было предначертано совсем иное развитие биографии. «Великие роли — каннибалы. Это опасная игра» – сказал он как-то раз. Лицо Оливье не мелькало в заголовках афиш, как это было с его современниками Х.Богартом и К.Гейблом. При этом, именно персона Лоуренса стала национальной гордостью Великобритании.

Лоуренс Оливье

В английском послевоенном кинематографе было два ключевых направления: абсурдистские и с «черным юмором» фильмы производства Ealing Studios («Мистер Питкин», Р.Эшер, «Убийца Леди», А.Маккендрик) и классическое английское кино (А.Корда, Д.Лин) с фильмами на историческую тему (в основном – экранизации). Как раз к последнему относился Лоуренс Оливье – в основном в качестве режиссера и актера.

Англия – родина Шекспира, а произведения Шекспира – предмет непрекращающегося поклонения театров и актеров всего мира. Но мало кто думал о том, что главным ценителем его творчества был именно Лоуренс Оливье. «Он мог говорить строки из Шекспира также естественно, как если бы он на самом деле так думал» – сказал о нем драматург Ч. Беннет. В каком-то смысле Оливье был настоящим фанатиком (говоря современным языком – фанатом) Шекспира. Этот сложившийся в итоге тандем стал хрестоматийным.

Когда Лоуренсу было 9 лет, в школьной театральной постановке он сыграл Брута в «Юлии Цезаре» и Катарину в «Укрощении строптивой», демонстрируя незаурядные способности. В 1935 году, когда он устроился в «Royal Theatre», в паре с Д.Гилгудом играл Ромео и Меркуцио. Затем последовали Гамлет, Макбет, Генрих V, Яго, Кориолан, Ричард III, Лир, Антоний, Мальволио, Тит Андроник.

Академическое образование Оливье получил в университете Оксфорда. А также изучал актёрскую технику в Центральной школе дикции и драматического искусства Элси Фогерти в Лондоне.

С 1938 года Оливье будет замечен в кино (до этого момента он выступал в малозначительных ролях английских и американских картин). Здесь ему достанется амплуа героя-любовника, ставшее естественным фактом внешних данных и человеческого темперамента этого благородного и крайне серьезного джентльмена. Обладающего к сказанному мощным и уникальным драматическим талантом. В рамках империи успешного продюсера и просто образованного человека А.Корды, своевременно понявшего, что англичане и американцы хотят видеть на экране частную жизнь, была запущена успешная серию подобных картин. «Леди Гамильтон» (1941) прославила Оливье на мировой киноарене и считалась лучшим историко-биографическим фильмом времен войны. И хотя больше восторгов публики и критики выпало здесь на долю Вивьен Ли, исполнившей роль возлюбленной капитана, ее партнеру Лоуренсу «досталась» сама Вивьен, в качестве жены на целых 20 лет.

2.	Из фильма «Леди Гамильтон», 1941, реж. А.Корда. Лоуренс Оливье и Вивьен Ли

Экранизация на студии United Artists первой части «Грозового перевала» по роману Э.Бронте режиссером У.Уайлером в 1939 году принесла оглушительный успех Оливье в Голливуде. Правда, из 9 номинаций на «Оскар», статуэтки получили только продюсер (С.Голдвин) и оператор (Г.Толланд). В «Ребекке» (1940) А.Хичкока ему тоже чуть было не достался «Оскар».

Лоуренс Оливье не всегда скрывал, что кино и его роли там – «безделушки», несмотря на признание. Театр и Шекспир – вот к чему он всегда относился серьезно.

Некоторое время Оливье настойчиво высказывал собственную мысль, что Шекспира ни в коем случае нельзя экранизировать. Поэтому в 1936 году он категорично отверг предложение Д.Кьюкора сыграть в «Ромео и Джульетте» (роль досталась Л.Говарду). Но ровно в том же году вдруг согласился сняться в фильме П.Циннера «Как вам это понравится» в роли Орландо.

После чего Оливье самостоятельно приступает к экранизациям Шекспира - как режиссер, автор/соавтор сценариев, продюсер и главный персонаж. «Генрих V» (1944) принес ему колоссальный успех и до сих пор считается лучшим киновоплощением этого произведения. Гармония стилизации и условности, изобразительного ряда и шекспировского языка, нетривиальность и остроумие… Оливье создал лучший кинематографический эквивалент произведениям великого драматурга и получил за это мировую славу.

Следующие за тем две экранизации тоже были сенсационными. «Гамлет» (1948), о котором А.Бредли писал: «Гамлет шекспировской пьесы — героическая и грозная фигура. Он мог бы устрашить Отелло или Макбета. Если бы сентиментальный Гамлет попался ему на пути, одним движением руки он бы отшвырнул его в сторону». Поскольку Оливье показывает нам не Гамлета-гуманиста, а воина. С точки зрения изобразительного ряда картина снята под очевидным влиянием «Гражданина Кейна» О.Уэллса.

3.	Из фильма «Гамлет», 1948. Лоуренс Оливье

В фильме «Ричард III» (1955) экранное зрелище становится еще более стилизованным, что режиссер и не пытается замаскировать. Но непревзойденная игра лучших шекспировских актеров Англии (С.Хардвик, Д.Гилгуд, Р.Ричардсон) на одной сцене с Оливье представляет особенный интерес. Кстати, в советском прокате, именно эта картина была наиболее успешной.

Затем Оливье хотел экранизировать «Макбет» с Вивьен Ли в главной роли: «Я хотел снимать в Шотландии и на острове Скай. Я заметил, как зимой умершие папоротники и заросли дрока приобретают цвет запекшейся крови, который, как мне казалось, есть идеальнейшая изобразительная метафора для этой кровавейшей из великих пьес». Но не удалось найти соответствующий бюджет. В 1965 году выходит «самый утомительный и откровенно театральный», по мнению критиков, «Отелло». Оливье играет темпераментного негра, который в каком-то экстазе убивает Дездемону.

Если бы Шекспир являлся современником Оливье – они бы непременно стали лучшими друзьями. А если бы Шекспир оказался женщиной – Оливье точно бы на нем женился и уехал с ним жить на необитаемый остров. По-другому и быть не могло. В этом вопросе Оливье тоже был традиционен. И три брака с красивыми дамами (Д.Эсмонд, В.Ли, Д.Плаурайт) доказывают этот факт.

Стоит отметить, что роль Мэкхита в «Опере нищих» (1953) Питера Брука стала неотъемлемой причиной мировой славы этого актера в кино. Еще среди значительных ролей Оливье называют его работы в «Марафонце» (1976) Дж.Шлезингера, «Спартаке» (1960) Красса, «Комедиантах» (1960) А.Райса.

Оливье умер летом 1989 года. Спустя 16 лет на экраны вышел новый фильм с его участием – «Небесный капитан и мир будущего» режиссера К.Конрана, снятый в жанре дизельпанка. Актеру досталась роль главного злодея Доктора Тетенкопфа («мертвая голова»). Его лицо было произведено по старым кадрам и, если углубиться в символику, он олицетворял Бога Отца… При всей спорности художественной ценности картины, режиссеру хватило мудрости не прикручивать голову Оливье к иному актерскому телу и делать из этого «великую загадку». Таким образом, вековую семейную традицию становиться священниками Лоуренс Оливье не мог унаследовать в принципе, ведь как можно служить самому себе?

4.	Из фильма «Небесный капитан», 2005, реж.К.Конран. В роли «мертвой головы» - Лоуренс Оливье
Автор:
Настя Ласточкина

Другие статьи по теме Юбилеи, дни рождения

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама