Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6 февраля 2012 11:41

Праздник киноисториков: Фестиваль архивного кино «Белые столбы 2012»

Праздник киноисториков: Фестиваль архивного кино «Белые столбы 2012»

С 30 января по 4 февраля 2012 года Госфильмофонд принимал у себя в гостях лучших представителей одной из самых непопулярных кинематографических специальностей – киноведов. В шестнадцатый раз состоялся фестиваль архивного кино, представляющий интерес в первую очередь для историков кинематографа.

В отличие от других кинофорумов, «Белые столбы» представляют собой не конкурс фильмов на звание лучшего, а смотр старого, но не устаревающего кино. Основные участники и зрители – киноведы, любители и ценители кино прошлых лет. Фестиваль предоставляет возможность насладиться свежим воздухом и белым снегом, забыть о повседневной суете, порадоваться встрече с коллегами и, конечно, посмотреть уникальные фильмы. Большинство картин, демонстрируемых во время фестиваля, – редкие и малоизвестные. Дубляж зарубежных фильмов осуществляется «вживую» во время показа, поскольку картины, не проходившие в советском прокате, не снабжены даже субтитрами. Немые картины, как и сто лет назад, идут в музыкальном сопровождении весьма подготовленного тапера.

Что касается принципа составления программы, то организаторы фестиваля предлагают коллегам материал для работы в текущем году, подают идеи для телевизионных передач, статей, показов, напоминают о грядущих юбилеях и памятных датах. Так, наступивший 2012 - год 200-летия Отечественной войны (1812), 100-летия гибели «Титаника», 75-летия трагической вехи советской истории (1937), 50-летия киножурнала «Фитиль»… Но все даты меркнут на фоне главной – 100-летия отечественной анимации. В рамках фестиваля была показана программа анимационных фильмов «Звуки и музыка», представляющая плоды сотрудничества крупных композиторов с режиссерами-аниматорами.

Пожалуй, самой ожидаемой и важной лентой фестиваля стала озвученная «Прекрасная Люканида или Война рогачей и усачей» (1912) - фильм, с которого начинает свою историю отечественная мультипликация. Лента, выполненная Владиславом Старевичем в технике объемной анимации, повествует о трагичной любви двух насекомых из разных кланов. Кукольная анимация В.Старевича имела огромный успех как в России, так и за рубежом, в том числе в американском прокате. Эти фильмы поражали зрителей, многие из которых были уверены, что наблюдают уникальные натурные съемки и мастерство дрессировщика насекомых, а не рукотворные модели. Аннотация к фильму «Прекрасная Люканида…», опубликованная в выпускаемом А.Ханжонковым «Вестнике кинематографии» за 1912 год, была непропорционально большой по сравнению с другими. Именно это наблюдение и позволяет предположить, что фильм был «кинодекламацией», а текст аннотации служил основой для декламаторов, озвучивавших его во время показа. Реконструкцию «кинодекламации» осуществил историк кино Николай Изволов с помощью актера Александра Негребы. И, действительно, в сопровождении таинственно звучащего голоса сюжет лишенного титров фильма становится понятным во всех деталях. Мало того, оказывается, история любви Люканиды и графа Героса заканчивается хэппи-эндом - счастливым воссоединением влюбленных в загробном мире.

Традиционно самыми интересными и захватывающими рубриками фестиваля являются программы «Архив. Озвучание», «Архив. Восстановление цвета», «Архив. Восстановление стерео» и наиболее потрясающая из них - «Архив. Находки». Конечно, такие находки, как продемонстрированный в прошлом году фильм Евгения Червякова «Мой сын», случаются редко. Имя Евгения Червякова оказалось забытым, ибо ни один из трех фильмов, сделанных им в немой период отечественного кино, не сохранился. Все современники отзывались о нем как о выдающемся мастере, и имя Червякова включалось во все учебники, но за отсутствием просмотрового материала память о режиссере угасала. Когда киноведы Юрий Цивьян и Петр Багров определили, что найденный в Музее кино Буэнос-Айреса неизвестный русский фильм с испанскими названием и субтитрами – легендарный «Мой сын», новость стала сенсацией. Из семи частей картины сохранились пять. Российские киноведы на прошлом фестивале в «Белых столбах» убедились, что Е.Червяков не зря был высоко ценим современниками: его метод построения кинематографической фразы, лаконичный монтаж, яркая эмоциональность сцен даже несколько опережают свое время.



Подобные находки редко, но все же совершаются по всему миру. Например, в ушедшем 2011 году программа «Классика кино» 64-го Каннского кинофестиваля открылась отреставрированной цветной версией раскрашенной вручную копии «Путешествия на Луну» (1902) Жоржа Мельеса, который в порыве отчаяния уничтожил многие свои фильмы. Цветная копия считалась утерянной навсегда, но была найдена, аккуратно восстановлена, продемонстрирована мировому киносообществу в рамках одного из самых престижных киносмотров и сейчас подготавливается к выходу на DVD.

На нынешнем фестивале «Белые столбы» были продемонстрированы три находки. Первая – часть киносъемок известного балетмейстера Александра Ширяева, проведенных им в период с 1906-1909 гг. Еще 8 лет назад, в рамках фестиваля «Белые столбы-2004» был показан документальный фильм Виктора Бочарова «Запоздавшая премьера», включающий в себя часть найденного архива. На кинопленке 35 мм сохранились эксперименты А.Ширяева в фиксировании танцев и создании кукольной анимации. Архив считался утерянным, однако в 1995 году балетный фотограф Даниил Савельев передал киноисследователю Виктору Бочарову хранившийся у него архив Александра Ширяева, включающий в себя кинопленки (35 мм и 17,5 мм) и бумажные ленты с раскадровкой танцев. Архив попал к Савельеву в 1960-х годах от последней жены сына Ширяева. Надо сказать, что некоторые скептичные критики считают фильм В. Бочарова «Запоздавшая премьера» мистификацией, настолько сенсационной оказалась эта находка. Вторая часть найденного архива представляла собой материалы на кинопленке 17.5 мм, которая требовала реставрации за границей. Реставрация негативов была осуществлена в Лондоне, и киноматериалы впервые были показаны участникам фестиваля «Белые столбы-2012». Все они представляют собой home-video или любительские экспериментальные съемки движения: семейный отдых на Украине, улицы Берлина во время гастролей группы Ширяева, катание на коньках с участием нашего первого олимпийского чемпиона по фигурному катанию Николая Панина-Коломенкина; животные в зоопарке; шутливые постановочные сюжеты с участием друзей семьи Ширяевых; трюковые съемки; выступления учеников Ширяева на сцене Учебного театра хореографического училища… Помимо своей ценности для историков танца, сюжеты, снятые А.Ширяевым, передают особый дух ушедшей эпохи.



Вторая находка, продемонстрированная на фестивале, – фрагменты несохранившихся ранних фильмов «Коллектива Петрова»: режиссера В.Петрова, оператора В.Горданова, художника Н.Суворова. Этот коллектив считался одним из сильнейших на ленинградской кинофабрике «Совкино» рубежа 1920-х - 1930-х годов. До наших дней дошли лишь зрелые работы коллектива, в то время как именно ранние ленты «Адрес Ленина» (1929), «Фриц Бауэр» (1930) и «Беглец» (1932) – вызывали живейший интерес современников. Их копии погибли в годы Великой Отечественной войны. Большим коммерческим успехом они не пользовались, заграничные прокатчики покупали их неохотно, поэтому надежд обнаружить что-либо почти не остается. Однако, благодаря главному хранителю истории «Ленфильма» Дмитрию Иванееву и киноисследователю Петру Багрову удалось обнаружить несколько фрагментов из утраченных фильмов. Незадолго до смерти оператор Вячеслав Горданов передал Иванееву коробку с неатрибутированными фрагментами. Как выяснилось лишь недавно, это – материалы к потерянным картинам: несколько дублей прохода по пустынному ночному пляжу полунищей девочки Фатимы, главной героини «Адреса Ленина» и почти целый эпизод «Пивная» (по всей видимости - черновая сборка) из «Фрица Бауэра». Конечно, получить по этим фрагментам полноценное представление о первых опытах режиссерской работы Петрова проблематично, но можно оценить работу оператора и художника: экспрессивную манеру построения композиции, принцип «романтической фотографии», влияние немецких художников…



Третья находка представляет собой фрагменты анимационных фильмов, что особенно символично в год столетия отечественной мультипликации. Долгие годы судить о мастерстве легендарного карикатуриста Бориса Антоновского в анимационном кино можно было только по воспоминаниям и статичным кадрам его картин, ни одна из которых не сохранилась. Лишь в середине 1990-х в фильмотеке «Союзмультфильма» были найдены уникальные киноматериалы, сохраненные Верой Цехановской. Это фрагменты из фильмов Антоновского длиной от нескольких кадров до нескольких секунд. Бесценная находка была передана в Музей кино и позже с помощью работников ВГИКа переведена на кассету «Betacam». Благодаря усилиям многих людей и историка анимации Георгия Бородина теперь можно не только получить представление об Антоновском-кинохудожнике, о его вкусе и изобретательности, но и оценить его мастерство как потрясающего аниматора, ведь в наиболее длинных фрагментах хорошо видно качество характерной пластики его персонажей.



Историки кино – кинематографисты особого склада: давно ушедшее и созданное в прошлом веке им намного интереснее современного кинопроцесса. А современное кино, положа руку на сердце, не может существовать в отрыве от своего прошлого, которое бережно хранится и внимательно исследуется в Госфильмофонде.
Автор:
Алёна Сычёва

Другие статьи по теме Фестиваль архивного кино «Белые столбы»

Другие статьи по теме Госфильмофонд России

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама