Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
3 июня 2014 12:21

Александр Сокуров: «Сквернословие на экране – это тупик»

Александр Сокуров: «Сквернословие на экране – это тупик»

2 июня 2014 года знаменитый российский режиссер, обладатель наград Каннского, Берлинского и Венецианского кинофестивалей Александр Сокуров провел мастер-класс для гостей и участников 25-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», где днем ранее получил почетный приз «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию».

Церемония открытия 25 фестиваля "Кинотавр", режиссер Александр Сокуров

Речь на мастер-классе пошла о современном состоянии кинематографа, формулируемых государством запретах и будущем отечественного кино. Перед мастер-классом в программе «Кинотавр. Короткий метр» состоялась премьера картины «Приоткрывая дверь» студентки Александра Николаевича Сокурова – Малики Мусаевой. Она учится на 4-м курсе факультета искусств и средств массовой информации Кабардино-Балкарского университета, где Сокуров преподает мастерство режиссуры.

25 Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр", мастер-класс Александра Сокурова

Сокуров рассказал, что на его курсе обучается 13 студентов, дисциплина у них практически военная: ребята учатся с утра и до глубокой ночи. Жестких ограничений по тематике работ у студентов нет, однако он просит их не снимать кино на религиозные темы, войны и агрессии. А, наоборот, предлагает работать над картинами о любовных отношениях. Большое время обучения отведено под курс российской и зарубежной литературы, так как, по мнению Сокурова, «литературная база – это главное, что есть у снимающего человека». При этом литературу режиссер называет самым свободным видом культуры, в то время как кинематограф – самым тоталитарным.

25 Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр", мастер-класс Александра Сокурова

«Наша главная задача – дать молодым людям хорошее, академическое гуманитарное образование. Они много работают на площадке. Ставили «Мастера и Маргариту». На мой взгляд, получилось. Я хочу, чтобы мои студенты жили со своим народом, помогали соотечественникам осмыслять свою жизнь. Я хочу, чтобы и там возникало сообщество сильных, умных, образованных людей, которые ничего не боятся», - рассказал Александр Сокуров.

Он также отметил, что необходимо ввести бесплатное высшее образование в творческих вузах – вне зависимости от того, первое это образование или второе, чтобы взрослые, уже опытные люди также смогли обучаться режиссерской профессии.

25 Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр", мастер-класс Александра Сокурова

Одной из главных проблем современного кинематографа Сокуров считает упор на технологию создания фильмов – в ущерб их художественной составляющей. «Вообще завышение значения в кинематографе инженерных проблем губительно для кино как культуры и искусства. Звук – категория, которая практически вышла из-под контроля художественных профессионалов кино. При этом развития профессии в художественном смысле нет. Кинорежиссера никто не спрашивает, нужны ли ему 3D или стереозвук, актера никто об этом не спрашивает тоже. За нас с вами решают те, кто шаг за шагом превращают кинематограф в визуальный товар», - отметил Сокуров.

25 Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр", мастер-класс Александра Сокурова

Что же касается запретов, насаждаемых в кинематографе государством, властью, то, по его мнению, авторы должны думать, как сделать кино, не нарушая законы. «Организация жизни общества с помощью законов – это норма демократического общества. И надо искать такие способы, чтобы не было нарушения демократических ценностей. Издать закон, сформулировать его – это очень тяжелая, большая работа. Автор должен думать, как делать так, чтобы не нарушать закон. Уходить в тотальные сражения с властью не нужно, право будет на стороне власти», - отметил режиссер.

25 Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр", мастер-класс Александра Сокурова

По поводу активно обсуждаемого сейчас запрета на использование мата в кино Александр Сокуров имеет вполне четную позицию. «Сквернословие на экране – это тупик. В нашем деградирующем обществе создается очень рискованное пространство для существования культуры. В культурном контексте Россия специфическая страна. Когда школьники, учителя, врачи начнут замещать более сложную и многозначную речь короткими и простыми словами из мата, общество начнет движение в сторону всеобщего взаимного насилия. Это то, что имеет отношение к дисквалификации культурной среды, деморализации общества как единого культурного пространства», - подчеркнул Сокуров.

Автор:
Мария Токмашева

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Другие статьи по теме Режиссер Александр Сокуров

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама