Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 марта 2012 13:53

Что важнее – проценты или хорошие фильмы?

Что важнее – проценты или хорошие фильмы?

В Москве завершился 87-й Российский Международный Кинорынок (12-16 марта 2012 года). Кроме презентаций и деловых переговоров, участники между собой обсуждали и инициативу Минэкономразвития о введении для кинотеатров обязательной квоты на показ российского кино. Споры в «курилке» были жаркими, но дискутирующие явно делились на две группы. Продюсирующие российское кино были «за», дистрибьюторы и владельцы киносетей и кинотеатров – против.

Зачем нужны проценты?

Именно в те дни, когда в Москве шли мероприятия Кинорынка, заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский направил в Министерство культуры России письмо с предложением рассмотреть возможность ввода минимальной квоты в «экранном времени» в размере 24 процентов для отечественного кино в российских кинотеатрах.
Надо сказать, что письмо замминистра о квотировании противоречит вступлению России в ВТО. Решение о присоединении к Всемирной Торговой организации было одобрено в декабре прошлого года и вступит в силу после его ратификации российским парламентом, но не позднее августа 2012 года. Но экономисты уже дали подсказку. Оказывается, квотирование показа предусмотрено международным Генеральным соглашением по тарифам и торговле (GATT).
В письме господина замминистра, как пишет газета «Коммерсант», есть даже ссылка на западный опыт: во Франции такая доля достигает 43 процентов, в Италии - 21, в Великобритании и Австрии - 16.
И действительно, европейский зритель смотрит свое кино, как, например, свидетельствует в интервью ПрофиСинема от 11 марта 2012 года генеральный директор Агентства «Интерсинема» Раиса Фомина: «В кинопрокате место есть только голливудскому кино, и кинематографии своей собственной страны. В Китае смотрят китайское кино и американское. В Индии – индийское и американское. В Германии – немецкое и американское. Только в России катастрофически падает посещаемость российских фильмов. В России смотрят американское и кино других стран, среди которого российские фильмы занимают скромное место».

Аргументы в поддержку квотирования

Наши же продюсеры и режиссеры уверены, что в этой проблеме виноваты владельцы кинотеатров. Например, идею квотирования поддерживает президент Ассоциации теле- и кинопродюсеров России Сергей Сельянов: «Сегодня необходимо заниматься протекционистскими мерами. Ведь что происходит? Дистрибьюторы голливудских мейджоров требуют от сетей и кинотеатров самой лучшей экранной росписи. Блокбастеры занимают все сеансы и тем самым ограничивают выбор нашего зрителя. Так что, 24 процента для российского кино весьма разумная цифра».
Во время обсуждения «проблемы 24%» на радио «Финам FM» Юрий Грымов, режиссер фильмов «На ощупь» (2010), «Чужие» (2008) и ряда других, и вовсе предложил для российского рынка закупать больше европейского кино, поскольку оно «ближе к нам по менталитету, а долю американского кино следует сокращать. У нас идет самое низкопробное кино. И зритель это кушает, он уже привык».

Реплика в сторону

Жаль, конечно, что господин Грымов не смотрит статистику. Например, фильм «Артист». Самый громкий европейский фильм 2012 года, «оскароносный», получивший в России и хорошую прессу, и прекрасный «сарафан» в социальных сетях, за 5 (!) недель проката собрал $2 344 460. Фильм посмотрело 282 276 человек. А французская прима Изабель Юппер смогла в России привлечь 71 тыс. зрителей. Сборы в России фильма «Моя маленькая принцесса» составили чуть больше $31 тысячи.
Говорить о совсем незнакомом норвежском, австрийском или швейцарском кино и вовсе не приходится.
Господин Грымов к возможному введению квот относится положительно еще и потому, что в инициативе замминистра он видит защиту и поддержку независимых режиссеров: «При этом государству не обязательно инвестировать в кинопроизводство – гарантия проката и так стабилизировала бы ситуацию и позволила бы выйти на рынок множеству талантливых независимых режиссеров».
Ах, хочется сказать, какие прекрасные мечты… Какая кинопрокатная компания захочет заняться подобной благотворительностью?

С точки зрения кинотеатров

Совсем иначе проблему видит президент некоммерческого партнерства «Киноальянс» Олег Березин: «Наши продюсеры собственные проблемы качества фильма стараются переложить на кинотеатры, мол, те виноваты в том, что наш зритель не смотрит отечественное кино. Удобная позиция, ничего не скажешь – наше кино хорошее, и зрители только и мечтают смотреть российские фильмы, но только кинотеатры эти фильмы плохо показывают…».

Позицию господина Березина поддерживает и генеральный директор «Каро Премьер» Алексей Рязанцев: «У нас же был 2008 год, когда доля российского кино составляла не 24%, а 25%. Кино было хорошее, зритель охотно за него голосовал билетами. А если мы будем «заставлять» зрителя смотреть только наше кино, то результатов не добьемся. Воспоминания о том, как же было хорошо все устроено в советские времена, сегодня уже несостоятельны. Тогда было жесткое квотирование, и потому мексиканская двухсерийная «Есения», прошедшая цензурное «сито», била в 1975 году зрительские рекорды. 91,4 млн. зрителей на серию – фантастические цифры. Даже на советские рекордсмены «Пираты ХХ века» (87,6 млн.) и «Москва слезам не верит» (84,4 млн.) продавалось меньше билетов. Но тогда и количество кинотеатров было совсем другим, и посещаемость кинотеатров в СССР была очень высокой - 18-19 просмотров в кинотеатре в год. А сегодня возврат к квотированию и экономически не выгоден. Если бы в России было 35 тысяч экранов! Но мы же не Китай, где население страны – миллиард человек, и прирост кинозалов в год составляет 500%. Вместо того, чтобы агитировать за введение квот, а письмо замминистра явно подсказано заинтересованным лобби, нашим продюсерам и режиссерам полезнее было бы соревноваться с мировым кино, снимая качественное кино. Приведу в пример маленькую Финляндию. Национальное кино там занимает первые строки по посещаемости. Прежде всего, надо стать интересными собственному зрителю».

Программный директор кинокомпании «Парадиз» Армен Бадалян считает: «Если данное решение будет принято на государственном уровне, то придется его исполнять. Но предложение о 24% процентах, на мой взгляд, не очень перспективное. Подобные разговоры возникают уже не первый раз. Зрители, внимательно следящие за появлением отечественного кино на рынке, определяются в своих предпочтениях сами, без всякого давления сверху. И если хороших фильмов будет больше, чем 24%, то кинотеатры отреагируют моментально».

В ответ на мой вопрос о квотах директор сети кинотеатров «Вега-фильм» в Тольятти (общее количество мест 1480) Наталья Васильевна Фазлыева отреагировала с улыбкой: «Организациям, вложившим собственные средства и создавшим рабочие места, приказывать не совсем корректно. А что касается моей сети, то я с российскими фильмами работаю очень активно. Каждый новый кинотеатр в своей сети я открываю только премьерой нашего кино. Очень хорошо поработали в новогодние праздники. Не буду говорить, сколько фильмов я показываю в процентном соотношении, но все достойные внимания зрителей отечественные фильмы обязательно присутствуют в моем репертуаре. Я выбираю фильмы, исходя из своего профессионального и жизненного опыта. Очень хороший «сарафан» у нас имеют фильмы «Мамы» и «8 первых свиданий». Про анимационные ленты кинокомпании Сергея Сельянова и не говорю, всегда отличные кассовые сборы. Но даже если я понимаю, что какое-то серьезное кино не принесет большой коммерческий успех, все равно нахожу возможность поставить его в расписание. Российское кино есть, и нашему тольяттинскому зрителю оно интересно. Уже не слышны голоса, как раньше, мол, раз наше, то не пойдем».

Участник Кинорынка из города Вуктыл (население 12,7 тыс. человек) Республики Коми Александр Янчук рассказывает о том, что в его городе не было кинотеатра двадцать лет. И в какой-то момент он понял, что стало скучно и что надо что-то предпринять. Поэтому рискнул и в ноябре прошлого года взял в аренду помещение. НП «Киноальянс» и «Нева фильм» поспособствовали приобретению цифровой установки. Бизнес, поясняет господин Янчук, идет тяжеловато, городок маленький. Но народ постепенно привыкает, особенно хорошо покупают билеты (цена от 50 до 300 рублей) на голливудские триллеры и русские мультики. Главной же задачей молодой директор считает рекламу самого кинотеатра, так что проблема 24% ему кажется очень далекой. Надо вложения отбивать, тем более, что от местных властей нет никакой помощи.


 
Немного актуальных и грустных цифр

Наверно, отдельных продюсеров или отдельных директоров кинотеатров (сетей) цифры по кассе радуют, но впадать в эйфорию, на мой взгляд, нет больших причин. Как бы все заинтересованные игроки рынка не старались угодить зрителям и угадывать их ожидания, в стране сформировалось новое поколение, к походам в кинотеатры, увы, уже равнодушное. Помните о 18-19 посещениях кинотеатра в год в советские времена, о которых чуть выше говорил господин Рязанцев? Увы, нынешний потенциальный кинозритель фильмы если смотрит, то билеты уже не покупает.
На прошедшем 87 Кинорынке социологи независимой исследовательской компании Movie Research и исследовательского холдинга «Ромир» провели семинар на тему «Кинопотребители снижают свою активность?». Результаты общероссийского опроса интернет-аудитории получились шокирующими.
Почти три четверти респондентов (72%) смотрят фильмы в режиме online, больше половины (54%) скачивают их на Интернет-ресурсах, а еще треть участников исследования (33%) – в локальных сетях, большинство из которых дают возможность своим пользователям бесплатно обмениваться цифровым контентом.
31% респондентов смотрят фильмы, таким образом, не менее раза в месяц. 49% опрошенных практикуют этот вид просмотра минимум раз в неделю, еще 13,2% участников исследования прибегают к нему ежедневно…

А тем временем Правительство России ставит перед отечественными кинематографистами новую задачу. 19 марта нынешнего года было опубликовано Постановление правительства «О федеральной целевой программе «Культура России (2012—2018 годы)». И там записана цифра – ориентир для всей киноотрасли. Доля отечественных фильмов в российском кинопрокате к 2018 году должна увеличиться до 28% от общего числа релизов. По данным ПрофиСинема, в 2011 году доля отечественного кино в прокате составила 21%.
Автор:
Вита Рамм
Реклама