Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 мая 2013 17:40

Прощание с Петром Тодоровским

Прощание с Петром Тодоровским

Во вторник, 28 мая 2013 года в Большом зале Дома кино с 11 до 13 часов коллеги и зрители будут прощаться с Петром Ефимовичем Тодоровским. Похороны состоятся на Новодевичьем кладбище. Он ушел из жизни 24 мая. Народного артиста России, фронтовика, режиссера, оператора, актера, композитора на 88-году жизни подвело сердце. 29 апреля случился сердечный приступ, после которого Петр Ефимович уже не смог оправиться.

В первой части его биографической справки нет ничего, что выделяло бы его из сотни тысяч подобных биографий советских юношей, его ровесников. Петр Ефимович родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец Кировоградской области Украинской ССР. С лета 1943 года – он курсант Саратовского военно-пехотного училища, а с 1944 года — командир минометного взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта. Воевал храбро, был ранен, награжден орденами и медалями. Победу встречал на Эльбе. В 19 лет некоторое время служил комендантом небольшого немецкого городка. Можно сегодня представить юношу его лет руководящим, пусть и небольшим, но городом?

Петр Ефимович хотел снять об этом своем военном и жизненном опыте фильм под названием «Оглушенные тишиной». Сценарий уже написан, действие там происходит 8 мая, во время встречи советских и американских солдат на Эльбе. Увы, не успел…

Но, если у нас продюсеры жалуются в нехватке хороших сценариев, уж мастерству и таланту Петра Ефимовича, полагаю, можно доверять. Проявите, господа, любопытство!

Послевоенные годы Петра Тодоровского также мало, чем отличались от большинства студентов ВГИКа. Фронтовиков в институте было много. Так в советском кино сложилось целое направление военного кино. Осмысливая свой жестокий жизненный опыт, отвоевавшие режиссеры старались беречь своих ровесников – зрителей. Потому военные эпизоды на экране были без кровавых подробностей, зато оставалось время для человеческих историй.

Петр Тодоровский в графу «военное кино добавил фильмы «Верность», «Военно-полевой роман», «В созвездии Быка», «Риорита» и сыграл главную роль в фильме своего друга Марлена Хуциева «Был месяц май».

Правда, институт кинематографии он заканчивал на операторском факультете. На режиссерский поступать постеснялся. Понял, что может поменять профессию, поработав на Одесской киностудии, на съемочной площадке с Марленом Хуциевым, снимая «Весну на Заречной улице» (1956) и «Два Фёдора» (1958). Режиссерский дебют (совместно с Владимиром Дьяченко) «Никогда» снимал в Ленинграде.

Об этом времени чаще всего и с благодарностью вспоминает его жена Мира Григорьевна. История их знакомства похожа на кино. Только там настоящие мужчины так берут гордые женские крепости – быстро и красиво. Так и Петр Ефимович высмотрел юную Миру в Одессе во время выступления художественной самодеятельности. Отважился познакомиться и спеть под гитару, а через неделю пригласить с собой в ленинградскую экспедицию и там предложить руку и сердце.

А 8 мая 1962 года в Одессе родился сын Валерий.
И, перескакивая через полвека, можно написать, что сын – продюсер, режиссер и сценарист, стал яркой персоной в нашем кинематографе. Внук Петр работает на телевидении, пишет сценарии. Подарил дедушке правнука Илью, названного в честь брата Петра Ефимовича, погибшего на фронте в 1941 году. Внучки - 15-летняя Катя и трехлетняя Зоя.

Первый красавец Одессы, как тогда называли холостяка кинооператора в городе, выбор жены сделал со снайперской точностью: «Очень непростое дело – прожить вместе 49 лет и по-прежнему любить друг друга. Для меня у него нет отрицательных черт. Я все так же вижу в нем мужскую красоту, которая покорила меня в молодости. Он по-прежнему для меня самый музыкальный и самый талантливый. И если мы спорим сегодня, то лишь о еде. Я ему говорю: чем старше человек, тем меньше должен есть. Игорь Моисеев, например, ел как птичка. А Петр Ефимович любит вкусно поесть, но ему нельзя» - рассказывала Мира Григорьевна в 2010 году. 2011-ом их дуэт отметил «золотую свадьбу».

Если рассуждать старомодно, то чаще всего за каждым мужским успехом стоит женщина. Мира Григорьевна оказалась мудрой, понимала и поддерживала сильные стороны режиссера Тодоровского. Прежде всего, по словам супруги, Петр Ефимович был настоящим «дамским угодником». Понимаю, что нет такого жанра в киноведении, но для миллионов женщин Тодоровский снимал только про них. И, что интересно, так считает каждое новое поколение зрительниц. Петр Ефимович нас, женщин, любил, жалел, понимал и утешал.

А уж как повезло актрисам, которым он писал роскошные роли! Вспомните Галину Польских («Верность), Людмилу Гурченко («Любимая женщина механика Гаврилова»), Инну Чурикову и Наталью Андрейченко («Военно-полевом романе»), Ирину Розанову, Елену Яковлеву и Ларису Малеванную («Анкор, еще анкор!»), Ларису Удовиченко («Какая чудная игра»).

Мира Григорьевна первой в Советском Союзе решилась стать продюсером, предложив своему мужу рискнуть и снять экранизацию повести Владимира Кунина «Интердевочка»: «Петра Ефимовича я поймала просто «на слабо». Прочитала повесть и сказала, что он всю жизнь снимал нежные и трогательные фильмы. А слабо ли ему снять коммерческий фильм? Был 1987 год, в Москве шел международный кинофестиваль. На приеме в шведском посольстве я искала кого-то, кто мог бы стать моим партнером для съемок в Швеции. И ведь нашла! Один парень загорелся - через месяц позвонил и сказал, что нашел двести тысяч долларов. Сложнее было в нашем Госкино. И общественное мнение было против. Письма шли возмущенные: как же так, в Советском Союзе будут снимать фильм о проститутках? Боялись темы, но тут Армен Медведев, тогдашний заместитель председателя Госкино, во всеуслышание сказал: «О чем бы ни снимал Тодоровский, все равно будет лирическая история о любви». Так и получилось». А Елена Яковлева, сыгравшая заглавную роль, стала чуть ли не последней актрисой, которая получила статус кинозвезды в уже меняющемся пространстве Советского Союза.

Вместе Мира Григорьевна и Петр Ефимович сняли 7 фильмов. А всего в его режиссерской биографии семнадцать картин, к четырнадцати он написал сценарии, а к восьми сочинил музыку. Красивая и безупречная биография.

В 1996 году чиновники приняли запоздалое, если не сказать, странное решение и объявили Петра Ефимовича лауреатом Государственной премии РФ сразу за три фильма «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!» и «Какая чудная игра». Лучше, конечно, поздно, чем никогда. Хотя мы, зрители, любим и будем любить его фильмы не за награды, а за доброту и талант.

Наш портал «ПрофиСинема» скорбит вместе с Мирой Григорьевной, с сыном Валерием Петровичем и их родными.
Автор:
Вита Рамм
Реклама