Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 июня 2010 16:23

Анна Ефимова: «Основная и реальная цель – заявление о своем проекте миру и профессиональному сообществу»

Анна Ефимова: «Основная и реальная цель – заявление о своем проекте миру и профессиональному сообществу»

11 июня 2010 года в рамках 21-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» пройдет продюсерский питчинг. Интернет-портал «ПрофиСинема» – информационный партнер фестиваля – побеседовал с одним из участников делового мероприятия, продюсером Анной Ефимовой о проекте «Нападающий», который она собирается представлять, а также о том, насколько эффективным для дальнейшей реализации заявленного фильма может оказаться выступление на питчинге.

Корреспондент:
Что за проект Вы представляете на питчинге во время «Кинотавтра»?

А.Ефимова

Мы представляем кинопроект «Нападающий» по сценарию Александра Молчанова. Жанр его можно определить как драму с использованием документального материала. За основу взята реальная история, произошедшая в начале 90-х годов в поселке Сямжа Вологодской области. Тогда в Сямже появилась секта трезвенников, некое религиозное учение, благодаря которому вступившие в него мужики перестали пить и стали работать. Александр Молчанов родом из того поселка и взял за основу свои очень личные воспоминания и впечатления.
Общая идея такова: Россия, 90-е годы. Идеологический вакуум. В селе Шиченга Вологодской области, как и по всей России, вакуум этот заливается спиртным. Одновременно с этим на почве тотального неверия ни во что, даже в себя, появляется секта трезвенников во главе с бывшим школьным учителем (также бывшим алкоголиком) Вениамином. В качестве некой реакции на это власти возобновляют действие брошенного православного прихода. Начинается противостояние двух религий, в которое фактически включается все село. И вот на фоне этого противостояния появляется фигура Вороненка – Сережи Воронова – обычного сельского парня, невероятной при этом внутренней духовной силы. Вороненок чужд любой мифологии (будь то религия, церковь или иная какая-то жизненная теория, которой необходимо держаться, чтобы находить высший смысл жизни на Руси). Его же смысл – это он сам, а суть всех смятениий, поисков и благих устремлений Вороненка выражается в простых и понятных чувствах, самым ярким из которых является любовь к девушке Ольге.
Главный вопрос заключается в том, может ли человек – на Руси и вообще – жить собственным умом, вне мифа?

Корреспондент:
Фильм поставлен по реальным событиям, планируется ли включение в него документальных элементов?

А.Ефимова:

Это художественное, постановочное кино в чистом виде. Ни в коем случае при всем своем бэкграунде не документальное. Реальные события, взятые для основы сценария, художественно переосмыслены. Единственное, чего хотелось бы, - это снимать картину непосредственно в Сямже, на том самом месте, где и произошли события. Несмотря на то, что время действия – середина 90-х, – жизнь там за пятнадцать лет сильно не поменялась. И многие герои сценария по-прежнему там живут. Задействовать в кино мы их не собираемся, но хотелось бы работать с оригинальной фактурой.

Корреспондент:
Каким фильм будет по стилистике?

А.Ефимова:

Пока мы не обсуждали стилистику будущего фильма: такие вопросы будут решаться с режиссером Русланом Маликовым, снявшим фильм «Доброволец», и оператором, кандидатура которого пока не определена. К стилистическому решению имеет смысл переходить на более глубокой стадии сценарной работы. А сейчас мы продолжаем работу над сценарием, готов только первый драфт, второй, более зрелый, на подходе.

Корреспондент:
Что Вас привлекло в сценарии, почему Вы за него взялись?

А.Ефимова:

Проект, будучи авторским в лучшем смысле этого слова, говорит о событиях нашей совсем недавней истории. А именно о вполне конкретном историческом периоде - смутном времени 90-х.
Говорят, что для того, чтобы понять какое-либо время, надо дать ему «отлежаться», чтобы взглянуть на него со стороны и постараться понять.
Есть ощущение, что прошедшее десятилетие дало нам возможность увидеть наконец-то сценарий, который просто, легко и даже позитивно рассказывает нам о жизни, которой жили тогда обычные люди. Впервые кинематографист не берет из нашей недавней драматичной жизни самые перченые факты и лихих персонажей, вроде бандитов, шлюх и ментов, чтобы используя этот заведомо яркий и маргинальный материал, «отжечь» бодрую сагу, а думает о той жизни, которой жили обычные русские люди. Вот о той самой жизни, которую, например, наблюдала я сама, взрослея в подмосковном городе или выезжая на летние каникулы к бабушке в Кострому. Причем в жизни обычных людей, - подавляющего, надо заметить, большинства населения России, - драматизма было ничуть не меньше, чем в буднях представителей темной стороны общества.
Это также и первый сценарий, который затронул такую существенную для того времени примету времени, как сектанство. Замечательно при этом, что сценарист Александр Молчанов берет краски легкие, подвижные, позитивные. Одновременно с этим, будто совсем того не желая, поднимает невероятно мощные философские пласты.
 
Корреспондент:
Ориентируетесь ли Вы при работе над сценарием на какие-то фильмы?

А.Ефимова:

Если говорить о референсах, то сценарий в какой-то мере перекликается с атмосферой фильмов Василия Шукшина. По степени его приближенности к жизни и временному периоду можно провести ассоциации с фильмами 90-х, вроде «Брата», а по тематике он тяготеет к «Попу» и «Острову». Но понятное дело, что все это очень условные параллели.

Корреспондент:
Какой Вы видите аудиторию картины?

А.Ефимова:

Это молодые люди, студенты гуманитарных вузов в первую очередь, с формирующимся характером и мировоззрением. Возраст их составляет от 18 до 25 лет, а также экономически активное население 25-40 лет.

Корреспондент:
Тем не менее, кино ориентировано не на широкий прокат, а на элитарного зрителя?

А.Ефимова:

По сути своей картина не может рассчитывать на широкий прокат. В этом, действительно, слабое место проекта. Его можно назвать фестивальным. Оттого его делают единомышленники. Тем не менее, скромный коммерческий прокат не является признаком элитарности. Да и мы к этому не стремимся.

Корреспондент:
Каким Вы видите возможный прокат для такой картины?

А.Ефимова:

Для фильма «Нападающий» планируется фестивальные показы и кинотеатральный прокат. Мы ведем переговоры с зарубежными фондами. Первые попытки таких переговоров показали, что им интересна данная тема. В сценарии есть интеллектуальная пища для европейского зрителя. Их привлекает тема жизни русской деревни, неприкрытый колорит эпохи, русской провинции, подробности жизни и выживания в 90-е годы. Моменты и особенности жизни, которой они не знают, теребят их культурные рецепторы.

Корреспондент:
Какие материалы Вы планируете представить на питчинг?

А.Ефимова:

Поскольку, как я понимаю, презентация может происходит только в формате устного изложения, то это будет короткий рассказ о проекте. То есть поговорим о сюжете, о времени, о создателях и основных действующих лицах, можем раскрыть наши приблизительные планы по привлечению инвестирования, дистрибуции и работе с правами.

Корреспондент:
Каких актеров Вы планируете пригласить: профессиональных или нет?

А.Ефимова:

В фильме будут задействованы профессиональны актеры. Мы сейчас думаем о каких-то людях, которых мы очень рады были бы видеть с нами в одной команде. Есть среди них и громкие имена. Одно мы понимаем уже наверняка, что для того чтобы найти исполнителя на роль главного героя – Вороненка – понадобится проводить большой кастинг, искать среди молодых, преимущественно неизвестных актеров. По внутренним ощущениям режиссера, это должен быть кто-то с обаянием и энергетикой молодого Збруева времен Ганжи: такой обаятельный тип, вроде несерьезный, вроде дурашка, но при этом светлый и правдивый в какой-то исключительно своей искренности, простоте.

Корреспондент:
Какие сложности возникли в работе над сценарием?

А.Ефимова:

Тема сценария очень сложная: слишком легко свалиться в антагонизм к православной церкви, чего бы мы не хотели. Не об этом история. Поэтому сейчас пытаемся повернуть сценарий в сторону от приверженности к какой-либо позиции или религии. Материал тонкий, работать с ним сложно. Конечно, мы показываем интересный срез того, как столкнулись два формата, два взгляда на жизнь: русско-православный, основная мысль которого выражается в емком и многозначном «на все воля Божья», и прозападный, популярный ныне в новой России, в основу которого ставятся прагматичные цели и взвешенный подход к реализации жизненных решений. Но наш главный герой ни там и ни там. Он сам по себе. Он-то и дает зрителю свободу выбора.

Корреспондент:
Носителем каких идей выступает главный герой фильма?

А.Ефимова:

Верности себе, своей голове, душе и разуму. Честность во внутреннем диалоге с собой. Желание простого человеческого счастья.

Корреспондент:
Показывали ли Вы проект кому-то из специалистов, экспертов?

А.Ефимова:

Проект участвовал в фестивале «Кино без пленки» и получил много интересных откликов. В целом, приятно, что первые читки показали положительную оценку публики, состоящей как из экспертов, так и из абсолютно обычных и случайных зрителей. Поскольку я нахожусь в дружественных отношениях со многими редакторами, мы показывали им наш проект и также получили много полезных, дельных комментариев. По опыту знаю, что если никто не махнул рукой, - это уже хороший знак. А уж если включились в обсуждение, значит, увидели потенциал. В частности, Максим Бударин оказал неоценимую поддержку и помощь, как нельзя вовремя и кстати подчеркнув сильные и слабые стороны текста. Я сама читаю очень много сценариев и прекрасно себе представляю положение нашей сценарной индустрии. Сценарий «Нападающего» меня увлек сразу.
И главное, мы много работаем над сценарием внутри кинофонда, от которого я выступаю с данным проектом. Это Инвестиционный Фонд «Первый Медиа Фонд» (First Media Fund (CIS). У фонда есть свой аналитический отдел и экспертный совет, который на данный момент в плане подхода к девелопменту проекта, я считаю, представляет собой самую профессиональную команду на рынке.

Корреспондент:
С какой целью Вы представляете проект на питчинг?

А.Ефимова:

Мне, безусловно, было бы интересно узнать мнение профессионалов о проекте. В этом году участниками питчинга выступят весьма авторитетные люди. Конечно, было бы здорово найти единомышленников с целью реализации проекта, в том числе с точки зрения инвестиций. Но обычно питчинг – это про другое. Это общение, которое трудно заполучить в таком концентрированном виде где-либо еще. И мы благодарны команде «Кинотавра» и в особенности организаторам питчинг-мероприятия за предоставление такой возможности.

Корреспондент:
Является ли поиск инвесторов основной целью питчинга?

А.Ефимова:

Конечно, основные надежды участников питчинга связываются обычно с шансом на нахождение партнеров по инвестированию. Это вполне прагматичное и понятное чаяние. Но питчинг в России – это больше про общение, которое не менее ценно. Программа максимум для нас – это, скорее, поиск единомышленников.
Если обращаться к опыту западных фестивалей, например, «Берлинале», степень открытости и готовности сотрудничать на них более высокая. У них попадание в питчинг практически автоматом означает, что какая-то часть поддержки будет найдена, причем не только экспертной, но и финансовой, продюсерской. У нас пока профессиональная общественность более закрыта, но возможно, что шаг за шагом такие мероприятия заставят кинобизнес прогрессировать в сторону большей открытости и продуктивности. Пока же основная и реальная цель – заявление о своем проекте миру и профессиональному сообществу.
Автор:
Алёна Сычёва

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Другие статьи по теме Питчинги

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама