Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 сентября 2013 13:31

Мария Авербах и Алексей Дунаевский: «Мы сделали акцент на зрителе»

Мария Авербах и Алексей Дунаевский: «Мы сделали акцент на зрителе»

22 сентября 2013 года в северной столице завершит свою работу II Санкт-Петербургский международный кинофестиваль. Корреспондент портала «Профисинема» попросил поделиться своими впечатлениями о проходящих мероприятиях, ожиданиями и планами на будущее организаторов смотра – директора СПМКФ Марию Авербах и председателя отборочной комиссии СПМКФ Алексея Дунаевского.

Председатель отборочной комиссии СПМКФ Алексей Дунаевский

Председатель отборочной комиссии СПМКФ Алексей Дунаевский

Алена Сычева:
Думаю, ко второму году своего существования Санкт-Петербургский международный фестиваль доказал свою жизнеспособность. Как Вы думаете: каковы признаки этой жизнеспособности?

Алексей Дунаевский:
Публика. При отсутствии рекламы те, кто побывали у нас в прошлом году, снова пришли; а те, которым они рассказали, им поверили. При тех же площадках мы имеем количественный рост зрителей, а не просто аккредитованных людей, чем обычно очень гордятся многие фестивали. У них, действительно, наполняемость велика, но это профессиональное сообщество, люди этой корпорации, а мы сделали акцент на зрителе. Это было для нас главное, и мы очень рисковали, потому что, действительно, расшевелить петербургскую публику достаточно сложно. И дело тут не в многообразии культурных событий, про которые мне все уши прожужжали. Дело в том, что фестивали полнометражных игровых фильмов, которые проводились у нас, рискну сказать, – очень долго дискредитировали понятие «фестивальный фильм». Очень многие фестивальные программы были наполнены картинами, которые предоставлялись бесплатно; включение фильмов инициировалось совершенно не киноэкспертами, а людьми, которые преследовали другие цели. Например, цель – показать, как живут люди в Италии. Картин, на которые ориентирован киноман, там не было вообще. Получалось, что с одной стороны – дело сделано, а с другой – не выполнено, и так продолжалось годами. Поэтому у многих людей, которые сидят у Интернета и поглощают всё, выработалось неприятие: для них «фестиваль» – никакой не праздник. Поэтому мы, конечно, решили сделать все от себя возможное, чтобы насытить программу только картинами, которые можно и нужно обязательно смотреть всем и без разбора.

Алена Сычева:
Миновала половина фестиваля: скажите, какие из прошедших мероприятий смотра стали для Вас самыми яркими, запоминающимися, а какие события Вы ждете с особым волнением, трепетом, предвосхищением?

Алексей Дунаевский:
Мне как отборщику, конечно, сложновато ответить: буквально такое ощущение, что я сам снял каждый фильм программы. У нас столько замечательных результатов: я даже растерялся, отвечая на вопрос… Скажем, по картинам конкурса: я надеялся, и счастлив, что это получилось – немецкий фильм «Бремя вины» получил в зрительском голосовании по пятибалльной системе 4,7 балла. Представляете себе? При полном зале, а когда много зрителей голосует, понижается цифра, а у меня – 4,7: я счастлив! Посмотрите на стенд зрительского голосования: там все оценки выше четырех. Исключение одно – английская картина «Повседневность», снятая самым известным постановщиком-конкурсантом, Майклом Уинтерботтомом, оказалась на последнем месте по рейтингу голосования, но все равно набрала чуть меньше четырех баллов.
Прекрасные супруги Эрика и Ульрих Грегор привезли музейные картины для программы «Вехи истории «Форума» Берлинале». Я сначала думал: «Ну все, провал! Никто не пойдет: картины 50-х на пленке…». К слову - прекрасная пленка. И у нас прекрасный результат: 126 человек, купивших билеты, а не по аккредитациям, - это очень хорошо. Люди доверяют картинам таинственного Ясудзиро Одзу и они еще слушают лекцию на сорок минут о роли японской кинематографии в судьбе кинематографии Германии.
Из грядущих – очень много всего впереди. Я весь трясусь от ожидания того, что произойдет потом. Наши картины в конкурсе выстроены по принципу торпедирования сознания. Картины разные, и рассказывают они про разное. Меня очень сильно волнует впечатление. Я очень рассчитываю впечатлить – не критику. У меня был очень серьезный разговор с Виктором Матизеном по этому поводу, но впечатлять критику в Санкт-Петербурге после того, как все фестивали класса «А» завершили свою работу, мне кажется фантастикой.

Алена Сычева:
И цели такой у Вас нет?

Алексей Дунаевский:
Конечно, нет, а вот впечатлить людей, простых людей – это очень важно, и пока мы идет в хорошем темпе.

Алена Сычева:
Поделитесь своими надеждами, планами, ожиданиями, связанными со следующими фестивалями, которые, как мы надеемся, будут не менее насыщенными и интересными.

Алексей Дунаевский:
С одной стороны, наша фестивальная команда состоит из энтузиастов, и поэтому у нас огромное количество планов, еще не реализованных идей. С другой стороны, мы стоим ногами на земле и прекрасно понимаем, что в нашей стране перспективно о чем-то задумываться не стоит: беду накликаешь. Конечно, живем сегодняшним днем и просто мечтаем о том, что будет третий фестиваль, когда мы сможем реализовать то, что не смогли сделать в этом году. Была задумана секция «Молодежь на экране». Конечно, хочется собрать программу старого кино, причем не так шаблонно, как это делают все – «ретроспектива великого…» и семь картин. Нет, мы хотим по-другому поступить: сделать тематические вещи, чтобы это не было «трибьют», хотя и это тоже нужно сделать, но, в любом случае, обязательно заняться старым кино. В этом году у нас не хватило ни сил, ни денег на это. Все силы ушли на новое кино, и на то, чтобы держаться нашего стратегического плана. Вы знаете, я как отборщик скажу, что все отборщики болеют одной и той же историей: «и вот это хорошо, и это, и то я возьму…». Нет, так не пойдет, будет хаос, информационная помойка, поэтому мы в январе придумали схему и решили идти по ней. И мы сейчас видим, что правильно поступили: мы не брали по ходу работы картин, не закрывали какие-то дыры чем-то более-менее подходящим. Из хороших результатов нашей работы главный в том, что мы получили именно те фильмы, на которые нацелились, и в итоге показываем именно то, что хотели.

Директор СПМКФ Мария Авербах

Директор СПМКФ Мария Авербах

Алена Сычева:
Как Вы считаете, каковы доказательства успеха нынешнего СПМКФ?

Мария Авербах:
Картина переполненных залов, когда все билеты куплены, и я с большим трудом могу посадить гостей фестиваля – это, в общем, самое яркое доказательство успеха фестиваля.

Алена Сычева:
Этот успех даже неожидан для вас, организаторов?

Мария Авербах:
Да, честно говоря. Например, я понимала, что фильм «Околофутбола» вызовет интерес, но что просто сметены будут все билеты – для меня абсолютный сюрприз. Мало того, Вы видели, какие люди заходили в зал: средний возраст зрителей – около 20 лет.

Алена Сычева:
Кажется, на сеанс пришла целевая аудитория и буквально – герои фильма.

Мария Авербах:
Именно. Очень интересно, что, во-первых, они с удовольствием сидели и смотрели, им это важно, нужно и это очень хорошо. Во-вторых, я заходила несколько раз в зал и замечала очень интересные реакции: они совершенно другие, чем у любителей кино, киноманов.

Алена Сычева:
Мария, какие из прошедших мероприятий смотра стали для Вас самыми яркими?

Мария Авербах:
У нас главные мероприятия – это, собственно, кинопоказы. Тут какие-то вещи трудно прогнозировать. Конечно, я очень рада видеть полные залы. Мне нравится, когда зрители, выходя из кинотеатра, говорят: «Спасибо, так интересно, оказывается! Тут такое кино! Как жалко, что кто-то не пришел, не смог прийти». Действительно, это удовольствие, которое я получаю, мало с чем сопоставимо.
Мне очень нравится, как мы придумали в этом году «Пикировку» - возможность обсуждать увиденное сразу после просмотра фильма. Это работает, у нас каждый сеанс выкуплен полностью. Я понимаю, конечно, что люди идут на имена модераторов. Мы, конечно же, преследуем и свой интерес, а зрителям интересно услышать мнение человека, которого они видит на экране телевизора и тут у них есть что-то общее, что они могут обсудить – посмотренный фильм. Очень приятно видеть, что некоторые люди, может, впервые пытаются себя выразить и, более того, многие вещи киноязыка им понятны. Это очень важная вещь – обратная связь. У нас создатели сербского фильма «Водоворот», который показывался и обсуждался в первый день, буквально стояли со слезами на глазах, так они были тронуты общением с публикой. Они признались, что не все профессиональные журналисты задают вопросы такого серьезного уровня, поднимают такие глобальные темы и сразу попадают в точку. Отклик – самое главное счастье для тех, кто делает кино. А как они еще узнают мнение зрителей, тем более что это – другая страна?
Кроме показо,в у нас был замечательный концерт-фестиваль «Музыка кино». С большим успехом прошла деловая программа – «NORTHERN SEAS FILM FORUM»: приехало очень много людей, и это заработало. Она правильно была сделана, и место было выбрано верно…

Алена Сычева:
Какие у Вас планы на следующий фестиваль?

Мария Авербах:
В любом случае, совершенно точно хочется продолжать знакомить нашего зрителя с тем, что происходит сейчас в мире – это первое. Второе – так получается, что мы ломаем застоявшиеся стереотипы публики, например, о том, что кино снимается только в Америке, что индийское кино - только музыкальное. У фестиваля есть и познавательная функция. Нас обвиняют все время в амбициозности - я все время думаю: что имеется ввиду, в чем именно амбициозность?

Алена Сычева:
Это может быть и комплиментом: фестивальная команда ставит себе серьезные задачи, хочет максимально развивать фестиваль, растить его до самого высокого уровня…

Мария Авербах:
Да, мы ставим довольно высокие планки. Действительно, мы будем продолжать стоять на том, чтобы тщательным образом отбирать фильмы. Это вопрос очень непростой, требующий очень серьезной подготовки – все подряд брать нельзя.

Алена Сычева:
Причем, Вы же не фокусируетесь только на конкурсной программе?

Мария Авербах:
Да, для меня тоже очень приятное наблюдение, что у нас народ идет не только на конкурсные фильмы. Я понимаю, что это сложно: люди работают, у них свои планы, дела, и нет вообще привычки ходить в кино. Оно стало в нашей жизни занимать немного другое место, нежели в моем детстве и юности. Понятно, что мы сейчас все это не вернем назад, но хоть что-то как-то двинуться в ту сторону мы пытаемся. И нам хочется продолжать.
Автор:
Алёна Сычёва

Другие статьи по теме Санкт-Петербургский международный кинофестиваль

Реклама