Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 августа 2017 13:19

Олег Березин: «Мы не играем в радикальных революционеров – мы за общее видение будущего киноиндустрии!»

Олег Березин: «Мы не играем в радикальных революционеров – мы за общее видение будущего киноиндустрии!»

18 сентября 2017 года, накануне старта Кино Экспо 2017, в Санкт-Петербурге пройдет стратегическая сессия «Форсайт-Кино». Задача мероприятия – выработать дорожную карту развития киноотрасли до 2025 года, которая может быть максимально эффективно использована не только в рамках диалога с государством, но и в непосредственной деятельности в различных секторах отечественной киноиндустрии. Продюсер ПрофиСинема Матвей Ромодановский поговорил с главой компании Невафильм Олегом Березиным о проблемах, решению которых будет посвящено мероприятие.

Матвей Ромодановский: 
Давай начнем с истории проведения подобных мероприятий в российской киноиндустрии. Проходили ли они раньше, и если да, то чем нынешнее будет отличаться от предыдущих? 

Олег Березин:
В апреле 2012 года Киносоюз проводил конференцию «Российский кинопрокат – перезагрузка». Но тогда мы не очень понимали формат. Поэтому в 2012 году не была сформулирована программа развития индустрии. Только спустя некоторое время, принимая участие в форсайтах, которые проводили Агентство стратегических инициатив и Клуб лидеров Санкт-Петербурга, я стал думать об аналогичных мероприятиях для киноиндустрии. 
Мы, как организаторы, ставим перед собой задачу сформулировать желаемый образ российской киноиндустрии к 2025 году и на его основе сформулировать конкретные действия по его достижению. Идея в том, чтобы попытаться собрать мнения разных игроков. У продюсеров свое видение будущего, у кинотеатров свое, у дистрибьюторов свое, у чиновников свое и т.д. Важно найти общий знаменатель. И после разработать дорожную карту. Будущее нельзя предсказать, но будущее можно формировать.

Форсайт-кино - организация работы сессии

Матвей Ромодановский: 
Каким образом и по каким направлениям будет строиться работа?

Олег Березин:
Есть три основных направления. В первом блоке «Творчество» обсудим новый подход к созданию кинофильмов, возможности совместной деятельности в рамках творческого процесса. Второй – «Технологии» – посвящен процессу кинопроизводства, новым способам и техническим возможностям. Третий – «Дистрибьюция» – посвятим традиционным и новым формам дистрибьюции, взаимодействию в области кинотеатрального, телевизионного и онлайн-кинопроката, смежному бизнесу. 
Конечно, это деление условно, и все направления пересекаются. По каждому направлению соберутся экспертные группы, которые сначала выделят тренды: положительные, отрицательные, прогрессивные и деструктивные – любые. После того как работа групп будет закончена, соберется пленарное заседание с участием совета сессии, где мы обсудим первые результаты одновременно для всех направлений и определим сквозные тренды. Совет сессии состоит из десяти авторитетных людей из разных областей, не только из кино. Рассчитываем, что будут участвовать также представители Агентства стратегических инициатив и Центра стратегических исследований Северо-Запада, то есть люди, которые мыслят глобально, и они прокомментируют первые доклады групп. 
После обсуждения первых докладов на пленарном заседании группы вновь соберутся, чтобы к вечеру, пройдя все ступени методологии форсайта, прийти к описанию ситуации: что мы имеем сегодня, какие тренды на рынке, возможности, угрозы, включая политические, экономические, техногенные, природные и другие риски. 

Каждая группа вырабатывает последовательность действий, которые надо предпринять, чтобы минимизировать угрозы, усилить возможности, предлагает законодательные инициативы, форматы работы. Причем формат в данном случае понятие широкое. Это могут быть киностудии и кинотеатры нового типа в парадигме цифровой экономики, новые модели дистрибьюции, или это может быть система школьного кинообразования. Эта последовательность действий должна быть совмещена с временной шкалой, потому что если мы хотим к 2025 году прийти к какой-то точке, то в 2019 году, как минимум, нам надо произвести определенные действия, а в 2021 – другие, и так далее. 
После доклады групп будут собраны в общий, структурированный по направлениям, документ. 

Матвей Ромодановский: 
Документ будет доступен для всех? Что с ним произойдёт дальше? 

Олег Березин:
Материалы сессии появятся на сайте для обсуждения всеми участниками отрасли. Формулировки и идеи будут дорабатываться в течение месяца.
После этого Дорожная карта киноиндустрии пройдет доработку с учетом замечаний, и в рамках Санкт-Петербургского культурного форума будет представлен результат. Следующая задача – убедить чиновников и игроков рынка принять эту карту. 

Матвей Ромодановский: 
Как эксперты распределяются по направлениям? Кто это решает?

Олег Березин:
Это решают организаторы. Задача – распределить 60-80 экспертов по группам так, чтобы создать сбалансированную систему, соединить непосредственных участников процесса и специалистов из других областей. Если, например, в одной группе соберутся технари, которые будут обсуждать проблемы дистрибьюции, то есть большая вероятность, что они сосредоточатся только на ней. Должен быть человек, «дилетант», который сможет посмотреть на проблему свежим взглядом. Схлестывание разных мнений и особенно мнений людей, которые понимают проблему, но не вовлечены в нее непосредственно, здорово работает. Рождаются неординарные решения. Когда формируется группа по дистрибьюции, то нужно, к примеру, в нее привлечь людей из кинотеатров, из онлайна, из другой сферы бизнеса, которые могут поделиться своим опытом, подсказать решения.
Какие я вижу проблемы? В группу может попасть супер-эксперт в конкретной области и его мнение станет подавляющим. В таком случае его лучше пригласить в совет сессии либо привлечь к работе группы, где он не суперэксперт.
В отрасли проходит много конференций, и если посмотреть среднесписочный состав спикеров, то он везде практически одинаковый. Возникает ощущение, что других мнений нет, а то, что сказали эти парни, все верно. Возможно, в силу разных причин, они просто не видят других сторон. Например, сегодня любая наша киностудия построена по советской модели 80-х, а мир изменился. 

Форсайт-кино - этапы работы сессии

Матвей Ромодановский: 
Хорошо, группы сформированы, а что дальше? Кто определит конкретные вопросы, которые будут обсуждаться в рабочих группах? 

Олег Березин:
В этом и есть технология и методология работы Rapid Foresight, она на сегодняшний день достаточно структурирована. Кстати сказать, Rapid Foresight – это именно российская разработка методологии форсайта, активно применяемая сегодня во всем мире! Задача модераторов вести группу, заставлять думать, определять основные тренды, при этом не останавливаться только на одном. Это жёсткая работа. У каждого эксперта есть что сказать, каждый хочет выступить с лекцией, коротенечко, на два часика. Модератор, с одной стороны, не должен «давить авторитетом», с другой – действовать как отлаженный механизм, который не дает разваливаться всей этой истории. 

Матвей Ромодановский: 
Почему выбран 2025 год, а не 2035, например? И почему именно сейчас возникла идея проведения подобного мероприятия?

Олег Березин:
Мы выбрали 2025 год, так как это период следующего электорального цикла. Скоро выборы, которые подразумевают смену парадигм экономического развития страны, изменение налоговой политики. И вполне ожидаемо, что дальше произойдут принципиальные изменения в законодательной части и так далее. 
Идея сессии «Форсайт-Кино» состоит в том, что если все будет меняться, тогда давайте и мы поменяем что-то с пользой для индустрии. Почему это важно? Сейчас кинематография – суперотрасль, где нет никакой стратегии развития. Ни одного, даже самого захудалого документа, который бы назывался «Стратегия развития киноотрасли», не существует. 
С другой стороны, назрело много вопросов со стороны отрасли. Почему в Основах государственной культурной политики установлено, что к 2030 году доля российского кино должна составить 30 процентов? Доля по какому показателю? Посещаемости? Кассе? Вообще везде или только в кинотеатрах? А почему только в кинотеатрах? В тридцатом-то году! Параметры, по которым потом чиновники и отчитываются, берутся реально с потолка. Есть там еще один пункт – в 2030 году в стране должно быть пять с половиной тысяч кинозалов. В 30-м году что будет называться кинозалом? Будут ли эти кинозалы? Почему их должно быть именно пять с половиной тысяч? 
И четкого ответа на все эти вопросы нет даже на государственном уровне. 

Матвей Ромодановский: 
Кого вы видите в числе экспертов? Дистрибьюторов, продюсеров, представителей Минкульта?

Олег Березин:
Наша задача выработать сбалансированный единый документ – Дорожную карту, которая бы устраивала всех. Предлагая что-то, нужно понимать, как это отразится на всех. Поэтому задача организаторов и модераторов собрать все предложения в единый документ. Буквально через день говорим об этом на Кино Экспо, тем самым побуждая дискуссию. У каждой группы появятся лидеры, и мы в дальнейшем вовлечем их в редакционную работу. Наша задача сделать общеиндустриальную историю. Поэтому просим поддержки у Союза кинематографистов и Киносоюза, Министерства культуры и Фонда кино, Агентства стратегических инициатив, дистрибьюторов и показчиков, продюсеров и независимых экспертов. Имеется в виду не материальная, а экспертная поддержка. Для отрасли важно, чтобы все были вовлечены в эту историю. Мы не играем в радикальных революционеров, не против Минкультуры или Фонда кино, что очень важно. Наша задача, наоборот, состоит в том, чтобы документ был принят ими как полноправными участниками процесса. 
Дорожную карту должно принимать большинство. У каждого эксперта свое мнение, вероятно, кто-то с чем-то будет не согласен, но важно общее видение. Оно не может быть консервативным или радикальным, но при этом также и не может быть никаким. Необходим баланс между молодыми кинематографистами и старшим поколением, между чиновниками и предпринимателями. Поэтому экспертом может стать каждый, и нужно лишь подать заявку на участие на сайте проекта. Только вместе мы можем создать то будущее, в котором жить нашим детям!

Автор:
Матвей Ромодановский

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Санкт-Петербургский международный Контент Форум

Другие статьи по теме Стратегическая сессия Форсайт-кино

Фоторепортажи по теме Санкт-Петербургский международный Контент Форум

Реклама