Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
13 сентября 2013 12:56

Александр Миндадзе: «Массовая культура становится хозяйкой жизни – это цивилизационный процесс»

Александр Миндадзе: «Массовая культура становится хозяйкой жизни – это цивилизационный процесс»

Продолжается 11 Международный фестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» (7-13 сентября 2013 года). В самый разгар смотра председатель жюри Александр Миндадзе в эксклюзивном интервью ПрофиСинема рассказал о своих взглядах на состояние российской киноиндустрии, о том, что является для него приоритетом при создании фильмов, и о текущей работе над картиной «Милый Ханс, дорогой Петр».

Матвей Ромодановский:
На фестивале представлено большое количество картин, сделанных в разных странах, с разными религиями, культурами и менталитетом. Есть ли что-то что их объединяет, или получается этакий птичий базар?

Александр Миндадзе:

Конечно! Их всех объединяет талант, который не имеет национальности. Если картина сделана талантливо, то мне понятно высказывание, в нее заложенное. Менталитет и религия могут быть разными, но они лишь дополняют художественное полотно, делают его более интересным.

Матвей Ромодановский:
Чем отличаются азиатские фильмы от европейских?

Александр Миндадзе:

Азиатские картины имеют свои особенности. В них много неявных моментов, нет внешнего напряжения, но есть скрытая эмоциональность, они очень индивидуальны и специфичны по своему видеоряду. С другой стороны, азиатские ленты, представленные на фестивале, все разные, и некоторые режиссеры работают в стилистике близкой к европейской.

Матвей Ромодановский:
Мы находимся очень далеко от Москвы, каковы Ваши впечатления от зрительской аудитории Владивостока. Есть ли отличия в том, как реагируют зрители Москвы и Владивостока?

Александр Миндадзе:

Во Владивостоке зритель более восприимчивый, менее избалованный. Мне кажется, здесь люди открыты и в большей степени стремятся понять какие-то режиссерские высказывания. Молодое поколение московских зрителей, к сожалению, воспитано на голливудских штампах и зачастую не готово воспринимать российский авторский кинематограф, над которым необходимо задумываться.
Во Владивостоке совсем другое дело – зрители очень восприимчивы к искусству. Я думаю, что было бы правильно при ДВФУ открыть небольшое универсальное кинематографическое отделение, на котором бы учились режиссеры, сценаристы, киноведы, поскольку интерес к кинематографическому искусству очень большой.
Здесь для этого есть вся инфраструктура.

Матвей Ромодановский:
А что, по Вашему мнению, повлияло в большей степени на изменение зрительских предпочтений, уход зрителя в мэйнстрим?

Александр Миндадзе:

Это общемировой процесс, к сожалению. Массовая культура наступает, причем не только в кино, но и в театре, литературе, живописи. Массовая культура – это создание произведений по готовым лекалам, замена искусства на эрзац. В массовой культуре вращаются основные деньги.
Естественно, авторские, штучные произведения делать значительно сложнее, сложнее найти финансирование на авторское кино. В Европе дела обстоят примерно так же. У нас это усугубилось, как я уже сказал, в 90-е годы в отсутствие проката практически всю нишу заняла голливудская продукция, со своими штампами. Над ней не нужно думать.
Массовая культура становится хозяйкой жизни – это цивилизационный процесс.

Матвей Ромодановский:
Можно ли эту тенденцию изменить?

Александр Миндадзе:

Я очень надеюсь, что новые технологии, парадоксальным образом, помогут вернуть зрителя и авторскому кино, поскольку у рядового зрителя появится возможность выбирать не из того ограниченного числа фильмов, которые предлагают прокатчики, но из тех, которые можно легально посмотреть в интернете.
С другой стороны, авторские картины в нашей стране, впрочем, как и в Европе, да и в большинстве азиатских стран, финансируются государством, но не имеют проката. Нашим кинотеатрам прокатывать авторское кино не выгодно, так как оно менее востребовано зрителями, с ним сложнее работать.
Задача государства, если оно поддерживает производство таких картин, создавать условия для того, чтобы зрители могли их посмотреть в прокате и на фестивалях.

Матвей Ромодановский:
Каким образом происходит процесс принятия решений в студии «Пассажир»? Как Вы определяете, какой фильм будете снимать, по какому сценарию и кто будет режиссером?

Александр Миндадзе:

Для нас определяющим является качество. Если мы понимаем, что мы найдем средства на производство фильма (что в наше время очень сложно), что есть очень приличный сценарий, а сценарию соответствует режиссер, то тогда мы и принимаем решение о производстве. Непоставленных сценариев много, но тут количество не переходит в качество. Сложно найти хороший сценарий и хорошего режиссера.
Кино является результатом работы большого коллектива людей. Лично я предпочитаю работать с теми людьми, с которыми уже работал и доверяю им. Это позволяет надеяться на качественный результат.

Матвей Ромодановский
Если говорить о текущих проектах. Как обстоят дела с фильмом «Милый Ханс, дорогой Петр»?

Александр Миндадзе

Мы готовимся к съемкам. Пока я во Владивостоке руковожу работой жюри, наш художник-постановщик Кирилл Шувалов и второй режиссер Андрей Анненский более подробно изучают выбранную нами натуру. По возвращении я продолжу актерские пробы. Наши партнеры в Германии и на Украине тоже активно работают. А что касается трений, возникших было во время прохождения сценария по инстанциям, то нам удалось найти общий язык с Министерством культуры и устранить противоречия. Уверен, что все будет хорошо, и мы будущим летом начнем снимать.
Автор:
Матвей Ромодановский

Другие статьи по теме Международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого»

Другие статьи по теме Кинокомпания «Студия Пассажир»

Реклама