Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
11 марта 2020 10:20

Мария Иванова (Зейд): «Иностранные грантодатели не верят маленьким сметам»

Мария Иванова (Зейд): «Иностранные грантодатели не верят маленьким сметам»

В феврале было объявлено об учреждении ассоциации Women in Media, объединяющей женщин, работающих в сфере культуры, искусства и медиа. Одним из инициаторов создания организации стала Мария Иванова (Зейд) – продюсер, режиссер, организатор международных мероприятий в области культуры и искусства, руководитель проекта Grant Buro и кинокомпании Scoop Production. В интервью главному редактору интернет-портала ПрофиСинема Нине Ромодановской Мария Иванова (Зейд) рассказала об ассоциации, а также о том, у каких проектов больше шансов получить международные гранты, об отличиях российских питчингов от международных, новых проектах кинокомпании Scoop Production и многом другом.

Нина Ромодановская:
В дни проведения минувшего Берлинале было объявлено об учреждении первой в России Международной женской ассоциации, которая призвана объединить женщин, работающих в сфере культуры, искусства и медиа – Women in Media. Вы стали одним из инициаторов создания этой общественной организации. Расскажите о зарождении идеи ассоциации, и почему она так нужна киноиндустрии именно сейчас?

Мария Иванова (Зейд):
Прежде всего хотелось бы пригласить вас стать членом нашей ассоциации.

Нина Ромодановская:
Буду рада присоединиться. Считаю, что в России такая организация просто необходима. У женщин, объединенных в ассоциацию, больше шансов быть услышанными, чем по отдельности. Отстаивание прав всегда эффективнее консолидированными силами. 

Мария Иванова (Зейд):
Идея создания ассоциации появилась не так давно. Совместно с представителями продюсерского центра Кино. Платформа. Potential из Санкт-Петербурга – Ирой Обидовой и Сашей Алехиной – мы провели исследование и выяснили, что в России подобных организаций просто не существует. Есть Союз женщин предпринимателей, а организации, направленной на объединение женщин, работающих в сфере культуры, искусства и медиа, – нет. Поэтому мы решили исправить это положение, ведь такие ассоциации есть и в Европе, и в Америке, и даже в африканских странах.
Главной задачей стало создать именно эффективную структуру, которая не будет ограничиваться лишь именем и логотипом. В 2020 году сделаем сайт, проведем несколько небольших ознакомительных мероприятий, но основная работа начнется чуть позже. Также в планах на этот год – найти поддержку для нашей ассоциации. Надеемся, желающие поддержать такую важную инициативу быстро найдутся.

Отечественная индустрия остро нуждается в такой организации, как Women in Media. Женщины часто сталкиваются с тем, что при выборе, например, режиссера для проекта продюсер скорее отдаст предпочтение мужчине.

Оплата труда за одну и ту же работу у женщин и мужчин бывает разная. Мы сейчас занимаемся тем, что собираем обращения женщин по этим вопросам и обрабатываем их. Надеемся, что ассоциация в перспективе поможет решить подобные проблемы у нас в стране.
У Women in Media будут свои послы, мы сейчас ведем переговоры с некоторыми российскими звездами, которые смогут поддерживать идеи организации. Их имена пока не могу назвать.
Хотела бы уточнить, что Women in Media никак не связана с феминистскими и ЛГБТ-сообществами, она объединяет женщин, работающих в медиа.

Нина Ромодановская:
Какие планы у организации на ближайшее время? Каковы приоритетные задачи?

Мария Иванова (Зейд):
Главные задачи Ассоциации Women in Media – содействие в получении грантов на кинопроизводство, фестивали, образовательные программы, культурные проекты, театральные постановки, где в качестве режиссеров или продюсеров выступают женщины; организация мероприятий для установления связей и продвижения идей ассоциации; проведение мастер-классов, питчингов, конкурсов, а также встреч с зарубежными коллегами.

Woman in media

Ассоциация Women in Media – это своего рода рабочее комьюнити, где женщины могут общаться между собой, обмениваться опытом, налаживать профессиональные связи, находить партнеров для своих проектов и так далее.
Самое глобальное событие, к которому мы уже начали подготовку – это питчинг женских проектов. Мероприятие пройдет в июне в Санкт-Петербурге. В начале мая объявим о сборе заявок, а в конце весны назовем тех, кто вошел в шорт-лист.
Совет ассоциации на данный момент состоит из семи человек. В Московском офисе работают Мария Кобзарева и Ольга Артемьева – они пришли из разных сфер. Мария – из современного искусства, а Ольга из кино – она отборщик короткого метра на ММКФ и куратор программ кинопоказов в Музее кино. Мария и Ольга также задействованы в моем продакшне.
Недавно у Women in Media появился первый партнер – американская ассоциация Women make movies (Женщины делают кино). В этом году им исполнилось 45 лет, и нам есть, чему у них поучиться.

Нина Ромодановская:
Первым мероприятием ассоциации Women in Media стал показ программы Women’s Shorts в Берлине. А в России прокат планируется?

Мария Иванова (Зейд):
Программа Women’s Shorts состоит из короткометражных фильмов о женщинах или снятых женщинами. Собираемся прокатывать этот альманах и в России – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных городах. В этом нас поддержит КАРО Арт. Показы планируются в мае и июне.

Нина Ромодановская:
Вы основательница компании Grant Buro, помогающей кинематографистам с подачей заявок на международные гранты. Есть ли какие-то результаты по тем заявкам, которые были поданы с помощью Grant Buro?

Мария Иванова (Зейд):
Компания Grant Buro совсем молодая. Несмотря на это, за полгода работы мы получили порядка 500 заявок с синопсисами и презентациями на рассмотрение. Из них было отобрано около 60 проектов для подачи на гранты.
Мы постоянно следим за тем, какие проекты получают гранты, общаемся с грантодателями, напрямую спрашивая у них, какие проекты могут быть интересны в ближайшее время. Отбираем те, у которых больше шансов на успех, с оригинальной историей или необычным подходом к съемке.

В международных фондах внимание уделяют только тем проектам, которые чем-то цепляют и удивляют. Например, Анна Арланова предложила для своего полнометражного дебютного проекта «Трансгуманист» интересный сюжет, основанный на реальной истории, – про человека из России, решившегося на пересадку головы.

Интересный проект есть и у Ивана Вдовина«Закура», это документальный фильм о судьбе бедной палестинской девочки.
Хороший пример документального кино, выдвинутого и получившего грант, – «Синестезия» Ольги Панкратовой. Она нашла копродюсера в Бельгии. Синестезия – малоизученный нейрологический феномен, когда человек может, например, чувствовать цвет или видеть запах. Это уникальная тема, на которую почти ничего не снято, поэтому и вызывает интерес.
За время работы компании Grant Buro грантами было поддержано пока шесть проектов, кроме трех вышеназванных еще «Лиля» Анны Карповой, «Лестница в небо» Анны Гантимуровой и «Пушистик» Марины Павловой.

Нина Ромодановская:
В одном из интервью вы говорили о том, что подавать заявки на международные гранты достаточно сложно, нужно кропотливо во всем разобраться, правильно оформить документы. Действительно ли это неподъемная задача для начинающих кинематографистов?

Мария Иванова (Зейд):
Подать заявку не так уж сложно, но этому, действительно, нужно сначала научиться: главное – это знание языка, свободное время и внимательность. У моих коллег Марии Кобзаревой и Ольги Артемьевой подача в один фонд порой занимает несколько дней, ведь очень важно соблюсти все нюансы, а их бывает сотни. В России на сегодняшний момент очень мало источников получения поддержки проектов для молодых кинематографистов. Поэтому мы работаем в основном с международными грантами. И тут возникает другая проблема – разница в подходах – российского и западного – к исчислению производственного бюджета фильма. Например, на недавнем питчинге в Московской школе нового кино почти все участники заявляли бюджет меньше или чуть больше 500 тысяч рублей. Очевидно, что при таком скромном бюджете страдает в первую очередь качество фильмов.

Иностранные грантодатели не верят маленьким сметам. Поэтому перед подачей на грант мы приводим сметы в соответствие с зарубежными аналогами. Адекватная смета для документального проекта – от 200 тысяч евро, для короткометражного игрового фильма на 10-15 минут – 100-150 тысяч евро.

Нина Ромодановская:
Мы знаем, что Grant Buro проводит питчинги. Насколько успешно они проходят? И чем отличаются от международных?

Мария Иванова (Зейд):
В прошлом году Grant Buro во многих российских киношколах проводил совместные питчинги. В Нижнем Новгороде, например, был питчинг для женщин-режиссеров. К нам поступило около 40 проектов, из которых было отобрано 5. Один меня особенно заинтересовал, и я его купила. Этот проект представляла женщина-врач, она написала сценарий под названием «Пушистик». Было решено сделать короткометражный анимационный фильм, в центре которого не просто история про домашнего любимца – хомяка, – а взаимоотношения отцов и детей. Это тема, которая актуальна во всем мире.
В Московской школе нового кино мы отобрали 3 проекта, еще 2 – на Платформе Potential в Санкт-Петербурге. На ВКСР (Высшие курсы сценаристов и режиссеров) недавно был очень сильный питчинг, наградить хотелось буквально всех. Один проект понравился настолько, что я взяла его в работу. Это анимация по рассказу Тонино Гуэрра «Лестница в небо» – авторский проект Анны Гантимуровой. В Высшей школе кино Арка питчинг состоится в конце марта.
Но российские питчинги очень сильно отличаются от международных, на которых презентации выглядят как микроспектакли. Иностранные кинопроизводители вкладывают много времени, сил и креатива в подготовку, тогда как наши режиссеры или продюсеры часто зачитывают только синопсис. Для международных питчингов важна не только уникальная и интересная идея проекта, но и оригинальная подача материала. Однако нам удалось побывать на двух, пожалуй, самых профессиональных питчингах документального кино – это Артдокфест Виталия Манского и питчинг на фестивале Флаэртиана.

Мария Иванова (Зейд)

Нина Ромодановская:
Для зарубежных продюсеров часто грант становится своего рода знаком качества будущего продукта. Легче ли после получения грантов заручиться поддержкой иностранных партнеров? Ведь, учитывая, что молодым кинематографистам и авторам независимых проектов в настоящее время сложно найти финансирование, копродукция для них очень важна.

Мария Иванова (Зейд):
Молодым кинематографистам абсолютно точно проще привлечь иностранных партнеров в своей проект, если у них уже имеется грант. Поэтому мой совет: уже на этапе синопсиса необходимо подавать грантовую заявку на развитие проекта. Если это документальный проект – то грант на исследование темы, то есть поездки, интервью и т.д. На написание сценария можно подать заявки в лаборатории, такие, например, как Talents Labs на Берлинале и Лаборатория сценаристов Института Сандэнс и многие другие. Все это очень упрощает процесс поиска копродюсеров в дальнейшем.

Нина Ромодановская:
Какие шаги, по вашему мнению, нужно сделать для заинтересованности в наших проектах за рубежом, для конкурентоспособности в мировом прокате?

Мария Иванова (Зейд):
В первую очередь нужно уделить внимание качеству производимых проектов. И делать больше копродукции. Иностранного продюсера легче привлечь в проект, если уже имеется часть бюджета, которую как раз и обеспечивает господдержка. Копродукция существенно увеличивает международный потенциал фильма.
В штате крупных российских киностудий порой даже нет сотрудников, которые бы занимались привлечением иностранных копродюсеров. Однако есть и исключения. Например, Илье Стюарту и Артему Васильеву прекрасно удается делать хорошие фильмы совместно с другими странами. Но 4-5 компании на всю страну – это слишком мало. Увеличение количества копродукционных фильмов повысит конкурентоспособность наших картин на международном рынке.

Нина Ромодановская:
В кинокомпании Scoop Production (ранее Buta Films) сейчас кипит работа над вашим дебютным полнометражным фильмом с названием «В ее голове». Расскажите подробнее об этом проекте – о чем он, и на какой стадии находится?

Мария Иванова (Зейд):
Я давно разрабатываю этот проект. Сначала мы планировали снимать с Вадимом Перельманом. Но фильм пришлось заморозить из-за недостатка финансирования. Затем, полностью выкупив сценарий, я планировала отдать его другому режиссеру, но настолько сжилась с этой историей, что решила поставить сама. У меня есть опыт съемок документального фильма, но в игровом кино буду дебютировать.
Актриса на главную роль уже утверждена – это Елена Ербакова, которая сыграла Тичерть в «Сердце пармы». Фильм будет снят в копродукции России, Ливана, Грузии. Сейчас ведутся переговоры с европейскими странами: Францией, Германией и Норвегией. Главная тема картины: столкновение двух культур – Востока и Запада. Главная героиня – восточная девушка переезжает из своей страны, из маленькой деревушки в абсолютно новый для нее большой мир. Она оказывается слишком уязвимой в непривычных для нее условиях.
Съемки планируем начать уже этим летом, а закончить в ноябре.

Нина Ромодановская:
В завершении разговора хотелось бы спросить о других проектах вашей компании, над которыми сейчас идет работа, например, об адаптации американского сериала «Столик в углу». И каковы планы на ближайшее будущее?

Мария Иванова (Зейд):
Благодаря публикации на портале ПрофиСинема новости о Grant Buro, мы стали работать с Игорем Волошиным над проектом «Паук». Ему потребовалось помощь в поиске финансирования, он связался со мной и попросил помочь подать заявку на грант. Фильм очень заинтересовал меня, поэтому я согласилась стать сопродюсером. Это камерная история, события которой развиваются в сталинское время. На судьбу актрисы, попавшей по ложному доносу в тюрьму, выпадет много испытаний. А паук в ее камере станет одним из ключевых персонажей фильма.
К проекту уже подключилась крупная иностранная студия, сейчас ищем поддержку с российской стороны и пытаемся получить грант.
Нашей студией были приобретены права на американский мини-сериал с очень интригующим сюжетом «Столик в углу». Все действие происходит за столиком в ресторане, где сидит загадочный человек и дает задания подсаживающимся к нему людям. Задание нужно выполнить, чтобы желание человека исполнилось. Одна из интернет-платформ уже выразила интерес к этому проекту. Кандидатуру режиссера пока обсуждаем.
Не так давно мы начали сотрудничество с Борисом Акуниным (псевдоним Григория Чхартишвили). Для моей студии он написал сценарий восьмисерийного сериала «Про Гоголь» по произведениям Николая Васильевича Гоголя. Сериал с очень интересной подачей: каждая серия – другой взгляд на произведение Гоголя и новое приключение. Этот проект мы планируем сделать с одной из российских интернет-платформ. Второй проект Григория Шалвовича, за который мы взялись – это триадаптация его книги «Там». В основе – уникальная история, соединяющая 12 человек, это роман-предположение о том, что ожидает каждого после смерти. Мы планируем не только 10-ти серийную сериальную адаптацию, но еще и фильм, и веб-игру. У нас уже есть заинтересованность, как с российской, так и с зарубежной стороны.

Нина Ромодановская:
Вы очень разносторонний человек, и наверняка работой в Scoop Production и Grant Buro ваша деятельность не ограничивается…

Мария Иванова (Зейд):
Да, помимо занятости в Scoop Production и Grant Buro я отвечаю за координацию и развитие Ассоциации CDKL5 мутации в России. Это редкое генетическое заболевание со сложным течением. Когда его обнаружили у моей дочери, 10 лет назад, в мире было только 300 зафиксированных случаев, сейчас их более миллиона. Благодаря американскому фонду, который поддерживает детей с CDKL5 по всему миру, и, конечно, моим друзьям, в начале этого года, в Москве впервые была проведена встреча родителей детей с такими заболеваниями. В ней участвовали более 50 семей с детьми из 12 городов России. В моих планах – провести научную конференцию по CDKL5 впервые в России с приглашением иностранных врачей и участников.
Как видите, планов и проектов очень много, верю, что все они будут реализованы в ближайшее время.


Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса


Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Копродукция

Реклама