Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
21 августа 2009 13:07

Кино в Интернете: платить или не платить?

Кино в Интернете: платить или не платить?

Одна из самых актуальных и больных проблем киноиндустрии – это распространение нелегального контента, в том числе в Интернете. Эта тема широко обсуждается профессионалами кинобизнеса, активно дискутируется в СМИ. Однако, несмотря на частоту затрагиваемости вопроса, полной ясности в отношении данной проблемы нет. Пиратство в Интернете уже обросло многочисленными мифами, слухами и домыслами. Портал Профисинема решил разобраться в сути явления – мы поговорили с Владиславом Бухаревым и Федором Бойковым, руководителями проекта «ВИДЕО.РУ» занимающимся легальным распространением контента в Сети.

Корреспондент:
Многие правообладатели до сих пор на «Вы» с Интернетом и не представляют правил, по которым живет Всемирная Сеть. Что им нужно понять и уяснить, чтобы борьба с нелегальным распространением контента не напоминала «сражение с «ветряными мельницами»?

Владислав Бухарев, коммерческий директор:

Первое, что необходимо уяснить правообладателям - деньги в Интернете есть, и с каждым годом объемы этого рынка будут только расти. Второе – нужно понять, что какая-то часть потребителей никогда не будет готова делать покупки в сети (по разным оценкам их число может колебаться от 10 до 20 %), и с этим необходимо смириться. В то же самое время большая часть людей уже готова тратить деньги в Интернете – покупать товары и услуги, и исключительно лицензионную продукцию. Для кого-то это принципиальная позиция, но и мы сами должны создать для этого все условия – чтобы процесс покупки происходил максимально быстро и эффективно. Что касается борьбы с распространением нелегальной продукции, то это скорее вопрос не технический, а правовой. Законов для борьбы с пиратами много, но пока они не действуют. Правообладатели не стремятся отстаивать свои права, но как только в борьбу вступит «политическая воля», проблему с пиратами можно решить в считанные месяцы и коренным образом изменить ситуацию.

Федор Бойков, директор по контенту:
Первое, что правообладатели должны понять: контент в Сети есть и всегда будет, вне зависимости от их желания. Подавляющая часть распространения фильмов осуществляется пользователями, которые не преследуют прямой финансовой выгоды. Второе - борьба с уже сформировавшимся менталитетом (фильмы можно скачать в Интернете) не выгодна. Выгодно использовать такую традицию, то есть продавать фильмы тем, кто желает их качать, а не покупать на DVD. Третье - защитой фильмов в Интернете нужно заниматься исключительно в рамках распространения, иначе мы просто перегоняем пользователей от одного пирата к другому. И пока это игра в догонялки сохранится, ничего толкового не выйдет, потому что, отобрав что-то, нужно предложить что-то взамен.
 
Корреспондент:
Ваша компания рассматривает Интернет-дистрибуцию как метод борьбы с контрафактной продукцией. Не является ли это заведомо проигрышным решением? Какую пользу смогут ощутить правообладатели, предоставляя Вашей компании киноконтент? Насколько высок риск, что Интернет-«пиратство» так и не будет побеждено путем выкладывания легальных копий в Сеть?

Владислав Бухарев:

Безусловно, Интернет-дистрибуция – это важный аспект в борьбе с нелегальным распространением контента, но в тоже время мы не отказываемся от получения доходов в этой сфере, каким бы невысоким уровень сейчас не был. Прежде всего, это бизнес. Наша деятельность – не благотворительная, и мы не являемся общественной организацией, которая борется с пиратами. По-настоящему ею должны заниматься исключительно правоохранительные органы. Мы занимаемся бизнесом, и в рамках этого бизнеса мы защищаем права на те фильмы, которые были нашей компании предоставлены, так что прилагаем определенные усилия, чтобы пиратская активность в пределах нашего сегмента прекратилась. Это комплексный вопрос.

Федор Бойков:
Легальное распространение без защиты невозможно, по крайней мере, в текущих реалиях Рунета. По поводу пользы, я могу сказать так — допустим, у вас есть автомобиль, но он без дверей. Вы пытаетесь сдавать его в аренду, но с другой стороны кто угодно садится и едет без вашего ведома. А мы предлагаем поставить туда двери за то, чтобы мы занимались арендой, выплачивая процент с полученных сумм, и при этом предоставляем достоверную информацию, кто и когда на этом автомобиле ездил. Интернет-пиратство не будет побеждено, как и не побеждено воровство, коррупция и другие правонарушения. Наша задача сделать так, чтобы Интернет-пиратство утратило свой статус в сравнении с легальным распространением контента.
 
Корреспондент:
Будут ли компанией «Видео.ру» проводиться антипиратские акции, параллельные созданию каталога легальных видеофайлов? В частности, закрытие сайтов с контрафактным киноконтетном? Или же Вы рассчитываете, что когда-нибудь это произойдет без участия Вашей компании?

Владислав Бухарев:

Мы не будем ни за кем бегать с бейсбольными битами и автоматами. Другое дело, что мы уже достаточно хорошо известны на этом рынке, у нас есть свои связи и авторитет, так что если какой-то фильм появляется в нашем каталоге, он автоматически исчезает с большинства нелегальных сайтов или торрентов.

Федор Бойков:
Несомненно. Методы борьбы самые разные – от претензий до предложений в сотрудничестве.
 
Корреспондент:
Каковы средства защиты легального киноконтента от последующего копирования и распространения? Будут ли для этого использоваться новейшие технологии? Если будут, не повлияет ли это на стоимость продукции в Интернете?

Владислав Бухарев:

Мы придерживаемся позиции, что этот вопрос лежит в правовой области, а не привлечения новейших технологий. Как показал опыт, на любую техническую новинку можно найти противодействие. Это касается и программного обеспечения, и видео, и музыки. Закрыть всех разом – это значит резко сузить круг потенциальных покупателей, что не эффективно, к тому же большинство покупателей – это обычные пользователи, а не мастера взлома.

Федор Бойков:
Технические средства защиты, как показывает практика CD/DVD дистрибуции — это пустое занятие. В лучшем случае копия защищена в течение первой недели. Принимая во внимание, что одновременно продаются DVD без каких-либо средств защиты, мне кажется, что кроме отрицательного эффекта такие средства ничего не дадут.
 
Корреспондент:
Какой Вы видите среднюю стоимость киноконтента в Интернете? Будет ли она разниться в зависимости от типа продукции или ее новизны? Прокомментируйте, пожалуйста, заявления продюсеров о том, что они теряют по 5 долларов на каждом скачивании фильма. Оценочно, сколько на самом деле они недополучают?

Владислав Бухарев:

Наиболее обоснованной и объективной является стоимость, которая не превышает 100 руб. за одну единицу. Это обусловлено и психологическими ожиданиями. В то же самая время должна существовать дифференциация в зависимости от типа продукции и ее актуальности. Конечно, если в наш каталог попадают какие-либо новинки, которые требуют дополнительных рекламных вложений, то они могут стоить дороже. На этом может настоять и правообладатель. Еще один возможный критерий – это длительность фильма. Музыкальный клип продолжительностью 3 минуты никогда не будет стоить так же, как полуторачасовой фильм. Другой критерий – аудитория, на кого фильм нацелен. Поточный контент для массовой аудитории всегда будет стоить на порядок дешевле, чем какая-либо профессиональная программа. Что касается 5 долларов, то эта цифра кажется нам серьезно завышенной. Учитывая все расходы на дистрибуцию лент, включая рекламные и печать копий, продюсеры получают доллар прибыли с купленного билета.

Федор Бойков:
Желаемая стоимость контента для конечного пользователя — $1 с учетом все процентов платежных систем, то есть отчисления правообладателю должны составлять около 5 рублей со скачивания. В этом случае количество продаж фильмов будет исчисляться десятками, а может быть и сотнями, тысячами в сутки. Но это перспектива, так как на текущем этапе подобные условия не устроят ни одного правообладателя. Сейчас реалии Интернета в России таковы: 90% всех платежей, осуществляемых в Интернете, производится через SMS-оплаты, из них 85-95% (по разным источникам) приходится на SMS стоимостью менее 100 руб. Исходя из приведенных данных, стоимость фильма не может составлять более 100 руб. с учетом всех сборов операторов связи и SMS-агрегаторов, то есть максимальная доступная цена, которая не станет непреодолимой преградой для продажи фильмов, является 45-50 рублей без учета сборов платежных систем.
Естественно, различный контент должен оцениваться по-разному. Однако разница в ценах должна быть практически незаметна. Новизна и тип продукции в данном случае играет основную роль, как и хронометраж произведения. Однако цены, как и на любом другом рынке, могут нести не только информацию о качестве/количестве контента, но и выступать меркетинговым инструментом. Поэтому нельзя говорить о прямой и исключительной зависимости цены от качества и «свежести» фильма.
 
Корреспондент:
Планируется ли сотрудничество с сайтами, распространяющими видеопродукцию нелегально, и перенаправление их деятельности в законное русло?

Владислав Бухарев:

Это одно из ключевых направлений нашей работы – расширение партнерской сети за счет легализации пиратов. Мы всячески приветствуем желание владельцев многих сайтов перейти на правовые рельсы в данном вопросе. Дело в том, что большинство подобных ресурсов даже не имели такой возможности – заниматься легальным бизнесом. Правообладатели просто не давали прав на распространение. Наша миссия – стать мостом между правообладателями и конечными площадками сбыта, когда каждая сторона в этом случае будет получать свой доход от этого бизнеса.

Федор Бойков:
Одним из наиболее эффективных способов развития рынка легального распространения является вывод из тени сложившегося рынка «пиратского» распространения. Сотрудничество с подобными сайтами ведется. Максимальные усилия прилагаются к убеждению владельцев подобных ресурсов в том, что необходимо, а главное – возможно переходить полностью на легальные условия распространения.
 
Корреспондент:
Компания «Видео.ру» существует около восьми месяцев и уже сотрудничает с такими дистрибьюторами, как «Парадиз», «Lizard Cinema Trade», «ВВП-Альянс», «Кармен», «Сейприс», «Star Media», «Кино без границ», «Централ Партнершип». О каких результатах этого партнерства можно говорить уже сейчас? И каковы его перспективы?

Владислав Бухарев:

Результаты весомые. Почти каждый месяц мы подключаем кого-либо из правообладателей к нашей деятельности – увеличивается каталог на несколько сотен единиц. Мы постоянно ведем переговоры с крупными компаниями: начиная сотрудничество с нами, они, как правило, открывают небольшой пакет фильмов, например, несколько десятков. Но самое важное, что по результатам сотрудничества через два-три месяца партнер начинает открывать права на все большее количество лент. Компании видят, что мы работаем честно, что есть результаты, и естественным образом сотрудничество расширяется. Таким образом, мы надеемся на то, чтобы представлять все фильмы правообладателей в сети, надеемся на заключение эксклюзивных контрактов, что позволит нам работать еще более эффективно. Перед компанией открываются огромные перспективы, так как пользовательская аудитория интернета неисчислима.

Федор Бойков:
Результаты положительные, хотя пока наши валовые цифры не интересны большинству компаний, но высокий рост и регулярно проводимые «антипиратские» мероприятия интересуют наших партнеров. В среднем рост валового оборота с начала текущего года составил 30-35% в месяц. Перспективы заключаются в том, чтобы набрать внушительный каталог фильмов (по нашим оценкам — около 7 000 наименований) и тогда рост станет гораздо стремительней и, возможно, примет экспоненциальный характер.

Корреспондент:
В чем сильные и слабые стороны проекта «Видео.ру»?

Владислав Бухарев:

Сильная сторона – это начинающий процветать бренд, в который вкладывается много сил, средств и ресурсов. Проект отмечен своей уникальностью – у нас, помимо продажи фильмов, есть сильная информационная составляющая – база данных по фильмам, новостные разделы, аналитические и обзорные материалы – все, что касается кино. Именно в таком интересном оформлении и подается самый главный раздел сайта – Скачать Фильмы. Слабые стороны проекта являются продолжением его сильных сторон. На портале содержится очень много информации, и порой человеку бывает трудно сориентироваться, если он попадает на сайт. Но мы работаем над этим и будем улучшать сайт постоянно, особенно, что касается его навигации. Пока еще не развито пользовательское самосознание: скачивать продукт легально, а не брать его просто так.

Федор Бойков:
Сильные стороны — мы не зациклены на раскрутке собственного ресурса, а заинтересованы в развитие легального рынка цифрового контента в целом и готовы работать с любым веб-сайтом. Для этого у нас подготовлена мощная технологическая база. Для правообладателей мы предоставляем простые и прозрачные средства мониторинга и отчетности по распространению. Слабых сторон, в принципе, нет. Мы изначально были готовы к трудностям и сейчас их планомерно преодолеваем.
 
Корреспондент:
Каким способом «Видео.ру» планирует привлекать аудиторию для скачивания именно легального контента? Будут ли предлагаться особые условия и на что будет делаться ставка, помимо законности файлов?

Владислав Бухарев:

Во-первых, мы постоянно и постепенно будем внедрять в сознание потребителя идею, что смотреть легальную продукцию в сети можно и нужно, и многие еще об этом просто не догадываются. Во-вторых, будем активизировать маркетинговые инструменты и нашу работу с аудиторией – конкурсы, призы; будем привлекать партнеров из смежных областей – индустрии отдыха и развлечений. Вот так, помимо законности, мы и будем делать ставку на то, насколько интересным и удобным может стать посещение сайта «Видео.ру». Мы планируем сделать ресурс максимально удобным для пользователей и их к культуре покупок онлайн. Это тема новая, и кто-то привык фильмы на дисках покупать, но наша цель – донести все новые возможности до потребителя.

Федор Бойков:
Качество, доступность и удобство для пользователя – три кита, на которых располагается «Видео.ру».

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Борьба с пиратством

Реклама