Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
16 февраля 2012 17:49

Берлин-2012: ГАЛЕРЕЯ НЕСОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

 Берлин-2012: ГАЛЕРЕЯ НЕСОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Американское авторское кино на Берлинском фестивале, как всегда, разнообразно и не без сюрпризов. Картины, показанные в конкурсе и на спецпоказах яркое тому доказательство. Американский дебют российского продюсера состоялся. Сербский дебют американской звезды – тоже. А Маргарет Тэтчер, оказалось, есть за что любить.

Продюсер Александр Роднянский утверждает, что говорит по-английски лучше, чем по-русски. Не всегда, конечно, но определенно – в экстремальных фестивальных обстоятельствах: «Потому что по-русски я имею тенденцию, отвечая на вопрос, растечься. А английский язык такой возможности не предоставляет», – признается Роднянский по поводу пресс-конференции своего фильма «Машина Джейн Мэнсфилд», который здесь, в Берлине, в конкурсе. И, действительно, говорил он на этой пресс-конференции емко, убедительно (даже страстно) и... для российского кино нелицеприятно.

команда фильма "Машина Джейн Менсфилд" на Берлинале 2012

О нем же, родном, речь зашла вполне закономерно: Роднянскому, дебютировавшему в американской киноиндустрии фильмом Билли Боба Торнтона, естественно, был задан вопрос об основаниях для этого уникального случая американо-российской копродукции. Но тут оказалось, что для него речь о копродукции не идет. Потому что не идет о киноэкономике – сотрудничестве стран, об инвестициях и, в сущности, даже о голливудских амбициях. А идет – о его желании продюсировать проекты серьезных художников, которые хотят рассказать о том, что знают, любят, что ими лично пережито и вызывает глубоко личное переживание. Чего категорически, по убеждению Роднянского, не испытывают художники российские: их мотивы к созданию фильмов слишком редко связаны с личными чувствами. А результат – читаем между слов – страдает умозрительностью. И поэтому зрителю не так просто сопереживать до слез их героям...

кадр из фильма "Машина Джейн Менсфилд"

Насчет слез – не фигура речи. Торнтон действительно рассказывает историю эмоциональную и для себя принципиальную и выстраданную – историю о трех сыновьях «доминирующего» отца, крупного землевладельца в Алабаме конца 60-х. Взрослые дети, вступившие уже в фазу старения, по-прежнему отчаянно ищут отцовского одобрения и отчаянно надеются, что он примет их, наконец, такими, каковы они есть. Ситуация катализируется с приездом британских как-бы-родственников. Это пожилой человек, к которому много лет назад ушла мать алабамского семейства, его сын и дочь. И приехали они с целью похоронить умершую в Британии Наоми в родной земле. Новая семейная конфигурация порождает новые отношения, доводит до высших точек прежние, заставляет, наконец, примириться всех со всеми, но, что еще важнее, каждого с собой. Эстетика фильма наследует миру великих писателей американского Юга – от Фолкнера и Сарояна до Стайрона и Харперс Ли. А отец алабамского семейства в исполнении Роберта Дювалла (уже своего рода символа мужской доминантности по-американски) кажется постаревшим Стэнли Ковальски из «Трамвая «Желание». В его неутолимой страсти к наблюдению моральных результатов автокатастроф сплавлены восхищение перед силой - и насилием – рока и философский ужас перед конечностью всего сущего. Удивительно при этом, что столь укорененный в культуре образ порожден вовсе не сценаристским воображением автора (а «Машина…» – авторское кино в полном смысле: Торнтон тут и режиссер, и соавтор сценария, и исполнитель одной из «сыновних» ролей). Наоборот – в герое воспроизведены черты и страсти отца самого Торнтона, с которым тот до сих пор ищет примирения, хотя отец и умер, когда режиссеру было всего 17. И «Машина Джейн Мэнсфилд» – попытка решить собственные внутренние проблемы. А потому, по большому счету, не может не трогать, тем более, что фильм этот – первый для Торнтона-режиссера за 11 лет. После постигших неудач, когда его «Неукротимые сердца» (All the Pretty Horses) были почти вдвое сокращены по настоянию продюсера, компании Miramax, а «Папаша и другие» (Daddy and Them) фактически не были выпущены в прокат, Торнтон, как он утверждает, дал себе слово «не ходить на компромиссы». И, когда ему предлагалось реализовать «Машину…» бюджетом в 6 миллионов долларов, вежливо, но упорно, на протяжении 10 лет, отказывался с формулировкой «Извините, но нужны 11». Поиски увенчались встречей с нашим соотечественником Алексадром Роднянским, и эти люди определенно нашли друг друга.

кадр из фильма "Машина Джейн Менсфилд"

Роднянский получил возможность войти в американскую киноиндустрию с бескомпромиссно-авторским продуктом с масштабными звездами. Он, проведший месяц на съемках в Атланте, обрел опыт аутентично- американского кинопроизводства и с восхищением рассказывает о его слаженности, о том, что режиссер на съемках объяснялся с оператором исключительно жестами, будто на индивидуальном языке глухих объясняя про фокус, ракурс и прочее. И восторг его можно понять – за плечами Роднянского десяток российских фильмов и качественных сериалов, но главное – он в прошлом документалист с мировым без преувеличения именем, а потому у него особый вкус к самому процессу делания фильма.

Торнтон же… в его словах теперь даже угадываются любимые мотивы Роднянского. Например, в интервью фестивальному выпуску The Hollywood Reporter режиссер едко заметил, что сегодняшнее мэйнстримное кино фокусируется вокруг одного героя – «голого вампира-тинэйджера». В этих словах нетрудно распознать некоторые идеи, которыми охотно делится Роднянский в своих интервью.

Но, вообще, активистское желание иметь дело с чем-то существенным, подлинно важным, кажется, характерно ныне для голливудских звезд в целом.

кадр из фильма "В краю крови и меда"

Даже Анджелина Джоли посвятила свой режиссерский дебют «В стране крови и меда», показанный в Берлине в качестве спецсобытия, отношениям двоих влюбленных на фоне и в горниле боснийской катастрофы. При этом любопытно, что даже журналисты на здешней пресс-конференции не знали, как подступиться к этой бескопромиссно-реалистической картине о гражданской войне – настолько она кажется устаревшей. Ведь здесь в Берлине видели за последнее десятилетие десяток точно таких же фильмов о Боснии. И единственное, что отличает этот – восхитительная фигура по ту сторону камеры. Поэтому и актеры фильма, сербы и боснийцы, на пресс-конференции делились все больше своим восторгом от сотрудничества с Джоли и с вновь переживаемым упоением рассказывали, что они испытали, узнав, на роли в чьем фильме они пробовались. Собственно, из этого и состояла пресс-конференция – полчаса рассказов многофигурной актерской команды о том, что они переживали в связи с образом своего режиссера. Тоска, скажу я вам.

Зато вот пресс-конференция Мэрил Стрип – ее в Берлине чествуют «Золотым медведем» за достижения в кинематографе и по этому поводу показывают «Железную леди», где она Маргарет Тэтчер, – вылилась в своего рода шоу. Хотя и не особенно тонкого вкуса: журналист из Австрии вручал Стрип цветы, журналист из Германии собирался с ней целоваться, сотрудник российского таблоида одаривал ее матрешками…

кадр из фильма "Железная леди"

Все это было похоже на подношения паствы языческому кумиру. Ситуацию исправила здоровой иронией лишь сама Стрип, которую, собственно, за мудрость в кино и реальности и любят. На вопрос украинской журналистки, в чем секрет ее успеха и в том, и другом (Стрип, как известно, не только звезда, но и жена и многодетная мать), она ответила: «В забывчивости!»

Да и вообще актриса казалась несоизмеримо выше аудитории, которая пришла ей поклоняться: она сдержанна, аристократически скромна, интеллектуальна. И когда ее спросили про цену славы, без колебаний ответила: «Берлин – одна из столиц современного искусства. Невозможность для меня увидеть его – один из примеров той цены, которую приходится платить. Не ты смотришь на произведения, а граждане – на тебя. И ты сама чувствуешь себя выставочным экспонатом. Мне не хватает искусства».

Жалко только, что сама «Железная леди» британки Филлиды Ллойд, скромная, по эстетике телевизионная картина, неконгениальна исполнительнице. Это не традиционный байопик и даже не версия жизненного пути Тэтчер, а набор иллюстраций к некоторым ее политическим поступкам и убеждениям. Правда, что в ней действительно любопытно – так это сочувствие к героине, которая оказывается вовсе не такой уж железной, как мир привык думать и, главное, как неприязненно принято думать у британцев. Для английского режиссера – поступок действительно смелый и отдающий чисто женской солидарностью. Что действительно свежо.

кадр из фильма "Железная леди"

Но все-таки в этом году в Берлине трудно не солидаризоваться с Мэрил Стрип. Так и хочется присоединиться к длиннющей очереди у касс Новой Национальной Галереи, расположенной поблизости от Берлинале Паласа и всего фестивального квартала – на Потсдамер штрассе. Тут проходит выставка немецкого пионера современного искусства Герхарда Рихтера… На самом Берлинале искусства не хватает. Особенно современного. 

Автор:
Виктория Белопольская

Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Продюсер Александр Роднянский

Фоторепортажи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама