18 сентября 2012 16:19
II Севастопольский международный кинофестиваль: Солнцезащитные очки для больного человека
Ну, что вам сказать про «Конвой» Алексея Мизгирева, друзья? Согласен, картина хлёсткая, лаконичная, бескомпромиссная. И, на мой взгляд, как и прежние картины Мизгирёва, решённая в привычной парадигме «Миндадзе – Абдрашитов» (напоминать в очередной раз, что Алексей – ученик Вадима Абдрашитова не очень хочется, но другого варианта не предоставлено). Причём позднего Миндадзе, с его склонностью к витиеватым текстам и эксцентрическим эскападам, оказалось даже больше. «Конвой» неожиданно (хотя почему неожиданно? вполне логично) срифмовался с «Миннесотой» Андрея Прошкина – с той только разницей, что в «Миннесоте» громоздкий для простого зрительского уха текст сценариста Миндадзе произносят два брата, страдающие от неустроенности провинциальной жизни, а в «Конвое» (Мизгирев выступил в фильме и как автор сценария) «изысканная» речь солдатиков, сержантов, капитанов и подполковников приправлена смачной блатной «феней» (о значении слова «дизель» я узнал только из английских субтитров. Оказывается, это тюрьма). Чем «бескомпромисснее», чем сильнее Мизгирев толкает нас на дно, тем яснее мы понимаем: реальность «Конвоя» к реальной реальности никакого отношения не имеет. Это выдуманный мир, тёмный, мрачный, безысходный, и потому воспринимающийся как нечто отдельное от зрителя, «параллельное» его жизни, которая, смею надеяться, гораздо эмоциональнее и «разновекторнее», если можно так сказать. Хотелось бы поспорить и с продюсером «Конвоя» Павлом Лунгиным: это не фильм «больного» человека о «больных» людях; «Конвой» не призван помочь в решении острых социальных проблем; это просто эстетская «вещь в себе», где мрачная «социалка» – декоративный фон, и ничего более. Нашлись, правда, особо впечатлительные зрители, которых «Конвой» «прошиб», «окатил»; в нем нашли цельное художественное высказывание и дали даже чёткое жанровое определение («хоррор», «триллер»). Лично у меня «Конвой» вызвал только раздражение.
Как ни покажется это кому-то странным и неподобающим, но раздражение – хотя и менее сильное, чем от «Конвоя» – вызвала «Любовь» Михаэля Ханеке (Франция/Австрия/Германия), обладательница «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля-2012. О «Любви» – притом, что история чрезвычайно простая, прозрачная, тонкая, интеллигентная и временами очень трогательная — сложно рассказывать. Ибо снималась картина собственно из-за одного крутого сюжетного хода, который, если рассуждать серьёзно и бескомпромиссно, придётся раскрыть и проанализировать. Что ж, рискуя навлечь на себя гнев прокатчиков (картина выйдет в России поздней осенью), скажу по сути. Две трети фильма милейший старичок в безупречном исполнении Жан-Луи Трентиньяна ухаживает за милейшей женой (также в безупречном исполнении Эммануэль Рива), которая угасает от старости буквально на глазах. В дом престарелых или госпиталь он жену отдавать не хочет, и рано или поздно физическим и моральным возможностям старичка приходит конец. Он, скажем так, совершает своеобразный «акт милосердия», после чего старушка отправляется в мир иной. Впрочем, скоро и старик покинет свои роскошные апартаменты и скроется в неизвестном направлении. Старушка же останется лежать на кровати, осыпанная цветами (почему-то красные цветы в начале фильма меняются на белые в конце). Ханеке — далеко не идеалист, он, судя по всему, и не собирался рассказывать историю о любви стоической, страдательной, относящейся к уходу человека как к тяжкому, но должному испытанию. И далеко не случайно старичок в разговоре с женой называет священника, присутствовавшего на похоронах какого-то второстепенного героя, «имбецилом» (это между дебилом и идиотом), а затем после смерти жены, изгоняет из дома голубя (нарочито тривиальное использование голубя как олицетворения Духа Святого). Автор стремится остаться в стороне, предоставляя зрителю самому сделать выводы; но по логике фильма получается, что Ханеке своего героя, согрешившего в «гуманистическом приступе», оправдывает. Кроме милой старушки остаётся выразить сочувствие Изабель Юппер — играть ей особенно нечего, роль дочери престарелых родителей получилась довольно плоской и абсолютно функциональной.
Как ни покажется это кому-то странным и неподобающим, но раздражение – хотя и менее сильное, чем от «Конвоя» – вызвала «Любовь» Михаэля Ханеке (Франция/Австрия/Германия), обладательница «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля-2012. О «Любви» – притом, что история чрезвычайно простая, прозрачная, тонкая, интеллигентная и временами очень трогательная — сложно рассказывать. Ибо снималась картина собственно из-за одного крутого сюжетного хода, который, если рассуждать серьёзно и бескомпромиссно, придётся раскрыть и проанализировать. Что ж, рискуя навлечь на себя гнев прокатчиков (картина выйдет в России поздней осенью), скажу по сути. Две трети фильма милейший старичок в безупречном исполнении Жан-Луи Трентиньяна ухаживает за милейшей женой (также в безупречном исполнении Эммануэль Рива), которая угасает от старости буквально на глазах. В дом престарелых или госпиталь он жену отдавать не хочет, и рано или поздно физическим и моральным возможностям старичка приходит конец. Он, скажем так, совершает своеобразный «акт милосердия», после чего старушка отправляется в мир иной. Впрочем, скоро и старик покинет свои роскошные апартаменты и скроется в неизвестном направлении. Старушка же останется лежать на кровати, осыпанная цветами (почему-то красные цветы в начале фильма меняются на белые в конце). Ханеке — далеко не идеалист, он, судя по всему, и не собирался рассказывать историю о любви стоической, страдательной, относящейся к уходу человека как к тяжкому, но должному испытанию. И далеко не случайно старичок в разговоре с женой называет священника, присутствовавшего на похоронах какого-то второстепенного героя, «имбецилом» (это между дебилом и идиотом), а затем после смерти жены, изгоняет из дома голубя (нарочито тривиальное использование голубя как олицетворения Духа Святого). Автор стремится остаться в стороне, предоставляя зрителю самому сделать выводы; но по логике фильма получается, что Ханеке своего героя, согрешившего в «гуманистическом приступе», оправдывает. Кроме милой старушки остаётся выразить сочувствие Изабель Юппер — играть ей особенно нечего, роль дочери престарелых родителей получилась довольно плоской и абсолютно функциональной.
Все новости о фильмах
23.03.2017
Михаэлю Ханеке – 75 лет
25.02.2013
Лучший иностранный фильм - "Любовь"
23.02.2013
Лауреаты Сезара 2012: Триумф «Любви»
02.02.2013
В преддверии "Оскара" «Звери Дикого Юга» и «Любовь» вернутся в кинотеатры
21.01.2013
33 премия Лондонского кружка кинокритиков: Лауреаты
24.12.2012
Оскар 2013: Шорт-лист претендентов в номинации "Лучший фильм на иностранном языке"
02.12.2012
Премия Европейской Киноакадемии 2012: триумф «Любви»
24.08.2012
Лауреат 23-го "Кинотавра" открывает МКФ на Сахалине
08.06.2012
Кинотавр 2012. Алексей Мизгирев: Неуставные отношения под «Конвоем»
28.05.2012
«Любовь» Михаэля Ханеке доберется до России
Другие статьи по теме Севастопольский международный кинофестиваль
21.05.2019
Фильм «Своя Республика» получил награды двух международных фестивалей документального кино
19.09.2012
II Севастопольский международный кинофестиваль: Итоги
18.09.2012
II Севастопольский международный кинофестиваль: Солнцезащитные очки для больного человека
17.09.2012
II Севастопольский международный кинофестиваль: Фоторепортаж с открытия
17.09.2012
II Севастопольский международный кинофестиваль: Поиски счастья у моря желаний
Реклама