Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
26 января 2024 15:07

Сандэнс 2024: «Боже, храни Техас» – штат одинокой звезды, нефти, мигрантов и тюрем

Сандэнс 2024: «Боже, храни Техас» – штат одинокой звезды, нефти, мигрантов и тюрем

23 января на кинофестивале Сандэнс показали документальный проект-антологию от HBO «Боже, храни Техас» / «God Save Texas», состоящий из трех серий – «Тюрьма родного города», «Цена нефти» и «Граница». Три режиссера предлагают свой личный взгляд на родной штат. Продюсером сериала выступил Ричард Линклейтер, он же снял один из эпизодов.

Проект вдохновлен книгой Лоуренса Райта «Боже, храни Техас: путешествие в душу штата одинокой звезды», где представлен яркий образ штата, отражающий прошлое, настоящее и будущее страны. Среди продюсеров проекта есть также создатель многих известных документальных картин – «Робин Уильямс: Загляни в мою душу», «Вечный заключенный» и других – Алекс Гибни.

«Я думаю, чем больше мы говорим о Техасе, тем все кажется сложнее и неоднозначнее», – говорит Райт, который появляется в каждом эпизоде и связывает их.

Эпизод «Боже, храни Техас: Тюрьма родного города» – история возвращения домой Линклейтера. Впервые после похорон своей матери режиссер приезжает в родной Хантсвилл. Это маленький городок, упоминающийся режиссером в таких его игровых фильмах, как «Под кайфом и в смятении» и «Каждому свое».


Хантсвилл находится в центре обширного тюремно-промышленного комплекса. Но для многих жителей этот тюремный мир существует как будто в другом измерении, оторванном от их жизни. Этот город – место дислокации Техасского департамента уголовного правосудия и, по подсчетам Линклейтера, здесь семь тюрем, включая самые известные для исполнения смертных приговоров в Техасе. Более того, штат лидирует в стране по количеству тюрем, заключенных и казней. Линклейтер признает, что город – это часть его ДНК, которую он никогда раньше не воплощал в кино, хотя у него сохранились кадры незавершенного двадцать лет назад фильма о протестах под стенами тюрьмы против смертной казни.

И поскольку это фильм Ричарда Линклейтера, он не ограничивается только показом тюрьмы, здесь есть и светлая сторона – сердечные жители, рассказы о лохматых собаках и теплые воспоминания из детства. Линклейтер разъезжает по Хантсвиллу и берет интервью у людей из своего прошлого, а также у бывших тюремных охранников, надзирателей и женщины, которая много лет возглавляла PR-отдел в департаменте уголовного правосудия.

«Боже, Храни Техас: Цена нефти» снят лауреатом премии Эмми Алекс Степлтон. Среди ее прошлых документальных работ – «Реджи», «Гордость», «Мир Кормана» и другие. В настоящее время она завершает неигровой сериал о женщинах в хип-хопе. В 2021 году Степлтон запустила свою продюсерскую компанию House of NonFiction.

Режиссер показала свой родной город Хьюстон, особое внимание уделив районам, непосредственно прилегающих к промышленным объектам, которые служат причиной высокого уровня загрязнения.

Эпизод «Боже, храни Техас: Граница» посвящен городу Эль-Пасо, расположенному на границе с Мексикой. Режиссер Илиана Соса исследует проблемы мигрантов, так как для нее это очень знакомая тема – она выросла в семье мексиканских иммигрантов. Автор пытается показать уникальная «гибридность» города, что в итоге способствовало единству его жителей. Особенно это единство проявляется в тяжелые времена – как после трагической массовой стрельбы в 2019 году, о чем отчасти идет речь в ленте.


Соса также сравнивает приграничные города – американский Эль-Пасо и мексиканский Хуарес, чтобы объяснить необычное положение их жителей: они живут будто между двумя мирами. Режиссер легко переходит с английского на испанский, общаясь с людьми из двух городов, существующих почти как единое целое, но разделенных физически – пограничной стеной.

Работы Илианы Соса демонстрировались на многочисленных фестивалях, ее дебютный фильм «Что мы оставляем позади» был номинирован на премию Gotham, получил две награды на фестивале SXSW в 2022 году и был отмечен кинокритиками New York Times.

Каждый из режиссеров проделал колоссальную работу над своим эпизодом. Документальная трилогия сочетает в себе автобиографические элементы и серьезную гражданскую журналистику, чтобы представить всесторонний портрет общества в отдельно взятом регионе.

Автор:
Нина Ромодановская, фотографии любезно предоставлены Институтом Сандэнс

Другие новости по сюжету Сандэнс 2024

Реклама