Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2829
на печать
24 Июня 2015 12:35

37-й ММКФ: Владимир Хотиненко не думал о Мединском

37-й ММКФ: Владимир Хотиненко не думал о Мединском

Продолжается 37-й Московский международный кинофестиваль (19-26 июня 2015 года). В общем расписании своей беспроигрышностью выделяется программа «Фильмы, которых здесь не было», а также, как, впрочем, все последние годы, документальная секция. Кроме того, в основном конкурсе показали «Орлеан» Андрея Прошкина, а в рамках «8 ½» - «Наследников» Владимира Хотиненко. И в одном из персонажей этого фильма журналисты углядели сходство с министром культуры Владимиром Мединским.

Смотрели, обсуждали

«Наследники» Владимира Хотиненко сняты в форме ток-шоу. В студии популярной программы присутствующие обсуждают фигуру Сергия Радонежского и его значение для русской истории и современной реальности. Но прямо во время записи ведущий шоу выясняет, что его увольняют. Об этом знали уже, кажется, все на телевидении, он узнал все последним. С этого момента ток-шоу стало развиваться по иному сценарию. Телеведущий превратился в разоблачителя.

кадр из фильма "Наследники"

Фильм снят студией «Рой» при поддержке Министерства культуры и Фонда кино, но прокатная судьба его пока не ясна. Как сказал на пресс-конференции после показа Владимир Хотиненко, он считает этот фильм необычным для себя, снимать «Наследников» ему было очень интересно, и хотя имелись обстоятельства, при которых можно было отказаться от проекта, он все же довел дело до конца. Режиссер также сказал, что не сумел бы справиться, если бы не имел опыта телеведущего (Хотиненко ведет ток-шоу «Смотрим... Обсуждаем…» на телеканале «Культура»). «Меня все воспринимают, как человека более или менее оптимистичного, но мое сегодняшнее ощущение апокалиптическое. Мне чрезвычайно любопытно, как мы сегодня из всего происходящего выберемся, - сказал Хотиненко. – Картина в определенном смысле простая. Мы задавали прямые вопросы и получали прямые ответы. В кино это редко бывает, а форма ток-шоу дает такую возможность». Журналисты отметили, что в одном из действующих лиц угадывается министр культуры Владимир Мединский, но режиссер решительно отверг эту параллель. «Безусловно, это не так. Хотя надо признаться, что когда мы показали кино фокус-группам, некоторых испугало, что этот персонаж похож… в общем, на другого человека. Но нет, все герои в фильме – собирательные образы», - отметил Хотиненко.

Для сценариста «Наследников» Марины Кондратовой этот фильм прежде всего о возможности диалога. «Для меня большой трагедией является тот факт, что русская культура, которая дала нам гениального Достоевского и его гениального трактователя Бахтина с его полифонией, сейчас стала ужасно монологичной. Каждый кричит о своей правде и отказывается увидеть в другом даже зернышко истины. Я попыталась рассказать о Сергии Радонежском, но и хотела дать возможность высказаться разным людям. Изменения возможны тогда, когда ты услышишь другого человека», - считает она.

Китчевая притча

Еще одним ярким событием текущего ММКФ стал показ нового фильма Андрея Прошкина «Орлеан». Гротесковая комедия с элементами черного юмора, китча и притчи участвует в основном конкурсе фестиваля наравне с еще двумя российскими картинами – поэтическим фэнтези Ирины Евтеевой «Арвентур» и драмой Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр».

кадр из фильма "Орлеан"

«Орлеан» - второе совместное детище режиссера Андрея Прошкина и маститого сценариста Юрия Арабова, предыдущая работа которых - «Орда» - была отмечена призами 34 Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссеру и лучшую женскую роль. К слову, новая картина тандема вполне может претендовать на награды в упомянутых категориях. Благодаря «Орлеану», Елена Лядова, которую исполнитель роли таинственного экзекутора Виктор Сухоруков назвал на пресс-конференции  «первейшей актрисой современного российского кино», смогла проявить не только общепризнанное драматическое дарование, но и мощный комедийный талант. Андрей Прошкин также доказал свою разноплановость и показал себя как режиссер, способный выдержать уровень гротеска, необходимый для создания притчевой комедии абсурда в духе итальянских мастеров Федерико Феллини и Пьера Паоло Пазолини с их любовью к цирку и буффонаде. Думается, что и сам Арабов, написавший «Орлеан» еще в 2009 году, неравнодушен к творчеству упомянутых классиков и рад, что после череды отказов от потенциальных постановщиков за сценарий взялся именно Прошкин, не побоявшийся стилистических экспериментов, обязательных для воплощения этого уже успевшего стать и литературным текста (одноименный роман опубликован в 2013 году). По крайней мере, на пресс-конференции мэтр отметил, что у режиссера получилось сделать «картину плохого вкуса» в лучшем смысле этого словосочетания, хотя могла выйти «чудовищная белиберда».

кадр из фильма "Орлеан"

Нездешний колорит ленте, действие которой разворачивается в вымышленном алтайском городке, чье название непрозрачно намекает на надвигающуюся бурю подобную новоорлеанской «Катрине», придает и саундтрек британского панк-кабаре The Tiger Lillies. Команда, которую для кино открыл режиссер «Амели» Жан-Пьер Жене, должна выступить на предпремьерном московском показе «Орлеана» в сентябре. Об этом на прошедшей пресс-конференции сообщил продюсер картины Игорь Мишин, возлагающий и довольно высокие прокатные ожидания на релиз новой работы Андрея Прошкина (17 сентября, дистрибьютор ЦПШ): «Мы ориентируемся на прокатную историю «Бёрдмена», который нацелен приблизительно на ту же аудиторию, что и «Орлеан», зрителей, которые ходят в кино на фильмы со смыслом. «Бёрдмен» был расписан на 400 экранов и заработал 180 млн. рублей. Это очень приличный результат для данной ниши. Плюс по опыту таких картин, как «Географ глобус пропил» и «Левиафан», видно, что сегодня в России есть аудитория (порядка 1-2 миллионов человек), готовая ходить на русский арт-мейнстрим в кинотеатры. Вот почему мы достаточно оптимистично смотрим на прокатную судьбу нашего фильма».

Фильмы, которые уже здесь

Программа «Фильмы, которых здесь не было» была создана в рамках ММКФ не так давно, и в этом году она отличается какой-то особенной целостностью. В ее расписании пять картин, каждая из которых имеет значение, проходных нет.

кадр из фильма "Клуб"

Например, «Клуб» Пабло Ларраина о живущих в изгнании священниках, уличенных в преступлениях - лента, получившая гран-при жюри Берлинском кинофестивале. Тут и актуальная тема педофилии в католицизме. Но по мнению постоянного актера Ларраина Альфдедо Кастро, это еще и тема безнаказанности конкретно в чилийском обществе, проходящая через все творчество режиссера. Критика назвала актерский ансамбль фильма выдающимся, а самого Ларраина – снова подтвердившим свой статус ведущего национального автора на рынке арт-хауса. Еще со своей лентой «Нет» чилиец стал одним из немногих режиссеров Латинской Америки, заработавших более миллиона долларов на некоторых территориях (2,3 млн. долларов в США, 1,9 млн. евро во Франции).

кадр из фильма "Пазолини"

Еще один важнейший фильм программы – «Пазолини» Абеля Феррары с Уиллемом Дефо, лента совместного производства нескольких европейских стран с режиссером-американцем и американским актером в главной роли об итальянской иконе, человеке, все еще одном из самых неоднозначных в истории кино. Феррара, открывший для себя Пазолини в ранней юности, задумал снять о нем фильм, кажется, уже в тот момент, когда узнал о его смерти. По крайней мере, так он говорил в интервью. Получилась не каноническая биография и не история загадочной смерти. Феррара попытался поймать короткий отрезок времени, последние сутки жизни человека, который даже не думает о скорой гибели. Его попытку скорее не оценили – венецианское жюри оставило картину без призов.

фото со съемок "Эйзенштейн в Гуанахуато"

Столь же не является канонической биографией и «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя, еще один масштабный международный проект, фильм о великом русском режиссере, путешествующем по Мексике. Только тут попытка поймать не время, а чувство человека, переживающего переломный момент в жизни (в трактовке Гринуэя). Сказать, что этот фильм нетривиальный и эксцентричный – ничего не сказать. Дело даже не в том, что такого Эйзенштейна мы не видели, а в нашей способности попытаться взглянуть другими глазами на то, что представлялось хорошо известным.

Наконец, еще два участника программы – «Наш запах» Ларри Кларка и «Люцифер» Густа Ван ден Берге. Первый - от американского классика и знаменитого фотографа, которого награждают эпитетами в диапазоне от гения визионерства до порнографа. Взгляд на парижских подростков, еще одна попытка уловить быстротечность времени, переживаемые героями эмоции, природу их сексуальности. Второй – от молодого голландца, снявшего всего лишь свой третий фильм. История-притча о Люцифере, по пути с небес в преисподнюю остановившегося на Земле, в одном мексиканском семействе и перевернувшего жизнь своих хозяев. И этот сюжет определенно перекликается с «Теоремой» все того же Пазолини.
 
Нашествие

Наконец, о секции, отличающейся высочайшим качеством на протяжении всех последних лет, о документальных программах. В «Свободной мысли» по традиции собрали все выдающееся за последние год-два. Тут и важнейшие политические фильмы, например, «Просветление: Сайентология и причуды веры», адаптация скандальной книги от американского документалиста №1 Алекса Гибни, и «Правда Сноудена» от журналистки и документалистки Лоры Пойтрас, которая состояла в переписке с Эдвардом Сноуденом. И фильмы, официально признанные выходящими за пределы своего вида. Как иначе оценить «Взгляд тишины» Джошуа Оппенхаймера и «Перламутровую пуговицу» Патрисио Гусмана, участвовавшие в конкурсах Венеции и Берлина и выигравшие у хозяев этой песочницы, у игрового кино?

кадр из фильма "Взгляд тишины"

Но прелесть документальной секции ММКФ еще и в том, что значимые в мировом масштабе фильмы тут показывают и в конкурсе. Таковым является «Гонка на вымирание» Луи Сайхойоса, чей предыдущий фильм «Бухта» получил «Оскар». На этот раз режиссер и его команда решили показать скорость, с которой вымирают виды на Земле и роль человека в этом процессе. Это безусловно пропаганда, об аргументах которой с экологами спорят. Но нельзя не оценить размах этой ленты, фантастические съемки, будь то панорама крыши, выложенной 48 тысячами отрубленных акульих плавников, или полет морского дьявола на глубине океана.

Еще один важный фильм документального конкурса – «Земля картелей» Мэттью Хейнемана, с успехом показанная на «Санденсе». Это история о том, как пытаются бороться с наркоторговцами обычные мексиканцы, вооружившиеся и создавшие настоящее ополчение, а по другую сторону границы обычные американцы встают в гражданские патрули, чтобы не пропустить через границу нелегалов, как они говорят, переправляющих наркотики. Тут собран фантастический материал, интересный уже сам по себе – патрули на американской территории и бывший наркоман, ставший ярым сторонником законности, пленение лидеров некоторых банд, съемки во время боев, противостояние с официальными властями, не признающими гражданское ополчение законным.

Кажется, в «Пришествии» датчанина Майкла Мэдсена не хватает как раз фактического материала. Но сама идея его блистательна. Мэдсен берется за волнующую тему – за прилет инопланетян. Это реконструкция возможной реакции официальных лиц на визит из космоса. Как будет организована охрана корабля, как чиновники должны будут работать с прессой, чтобы не допустить паники в мире, да просто какие вообще существуют чиновники, чья работа как раз в работе в случае подобной ситуации? О том, как все будет происходить в прагматическом смысле, когда до нас кто-то долетит, не задумываешься, потому кажется, что информации тут слишком мало. Но Мэдсен с лихвой компенсирует ее стилем, обернувшимся настоящим посвящением Стэнли Кубрику и его «Космической одиссее».

А особая прелесть документальных программ на ММКФ в том, что и после фестиваля зритель имеет шансы многое увидеть. Через пару недель в прокат выйдет «Правда о Сноудене». Кроме того, телеканал «24DOC» купил права на «Пришествие», «Просветление: сайентология и причуды веры», а также на «Ночной кошмар» Родни Ашера.

37-й Московский кинофестиваль продлится в столице до 26 октября. На церемонии закрытии жюри под руководством Жана-Жака Анно объявит о распределении призов. А затем зрителям церемонии покажут драму Серджо Кастеллито «Никто не спасется в одиночку».
Автор:
Марина Латышева, Маргатира Васильева

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Режиссер Владимир Хотиненко

Фоторепортажи по теме Московский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама