Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 апреля 2024 13:05

ММКФ 2024: Итоги деловой программы

ММКФ 2024: Итоги деловой программы

В Москве c 19 по 26 апреля проходит 46 Московский международный кинофестиваль. Традиционно в его рамках действует бизнес-площадка, участники которой не только обсуждают актуальные вопросы отрасли, но и обмениваются опытом и профессиональными связями. В этом году деловая программа была примечательна тем, что содержала два крупных мероприятия – обсуждение форума регионального кинематографа «Новый вектор» и XVI Московский питчинг дебютантов.

Деловая программа началась с работы круглого стола на тему «Продвижение российского контента на зарубежные площадки. Новая реальность». Участники – представители российских компаний и ведомственных организаций – поделились своим опытом продвижения отечественного контента на внешний рынок, развороте на Восток, специфике работы с новыми партнерами, а также о том, куда делись старые. 

По мнению представителей отрасли, работа в странах Азии не такая прибыльная по сравнению с европейскими или американскими партнерами. Это связано с низкой покупательской способностью населения стран Азии, спецификой местных рынков. Российский контент для жителей данного региона пока остается мало изученным, к тому же ему приходится выдерживать конкуренцию с местными фильмами и сериалами. Примечательно, что самые удачные сделки совершаются через крупные компании – Sony, Warner Bros. и другие. Если контент их заинтересует, то сделка может состояться, невзирая на международный политический кризис.

Перспективы рынка регионального кинематографа обсудили участники дискуссии на тему «Новый вектор российской киноиндустрии. Модели развития региональных кинокластеров». Встреча была посвящена форуму регионального кинематографа «Новый вектор», впервые прошедшего в 2023 году в Калининградской области и проходящего в текущем году в четырех регионах страны. 


Во вступительном слове модератор дискуссии Дмитрий Якунин, генеральный продюсер форума «Новый вектор», член Совета Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК), отметил, что идея создания Фонда возникла три года назад, на бизнес-площадке 43 ММКФ, когда 27 представителей региональных кинокомиссий, киностудий, продюсерских центров и глав региональных отделений Союза кинематографистов России заявили о необходимости системной работы с регионами. Он отметил, что организаторы форума в прошлом году попытались создать оптимальные условия для конструктивного диалога между представителями киноиндустрии из разных уголков страны. Напомним, что в работе мероприятия приняло участие более 40 субъектов РФ. В этом году форум проходит в четырех регионах – в январе на Алтае, в июне – в Пятигорске, в июле – вновь в Калининградской области, а в сентябре – в Республике Бурятии.

В дискуссии приняли участие представители органов государственной власти и подведомственных им учреждений.

Светлана Фричинская, заместитель директора Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации, отметила, что в стране действует ряд киносмотров, и для Минкультуры России важно, чтобы эти мероприятия «максимально работали для региона», с точки зрения развития туризма, других сфер экономики. В числе отраслевых мероприятий спикер выделила Конференцию региональных кинокомиссий, которая проходит уже второй год в рамках форума «Новый вектор».

Екатерина Черкес-Заде, директор центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив (АСИ), заявила, что Центр развития креативной экономики в 2024 году внедряет региональный стандарт по развитию креативных индустрий в субъектах РФ – «чтобы регионы могли сфокусироваться на конкретных индустриях». 


Рассказав о бизнес-миссии российской делегации в Индии, Черкес-заде подчеркнула важность выхода на международный рынок. «Мы видим огромный интерес со стороны международных компаний и их желание фактически открывать для себя Россию. Предрассудков у наших иностранных партнеров невероятное количество, и их надо нивелировать», – резюмировала участник дискуссии.

«Наша задача – создать бренд регионального кино, которое нужно для того, чтобы показать масштаб нашей страны», – сказала генеральный продюсер Фонда поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России Элла Тухарели, добавив, что фонд является инструментом системной поддержки кинематографистов, живущих и действующих в различных частях нашей страны.

Спикер также напомнила, что до 30 апреля 2024 года продолжается прием заявок на участие в конкурсе «Россия – взгляд в будущее». «Мы ищем дерзких, креативных – тех, кто готов сказать что-то новое. Это не телевизионный репортаж, не очерк, это новый киноязык, призванный сформировать или актуализировать то самое понятие, о котором мы сейчас говорим, – региональное кино», – подчеркнула представитель ФПРК.

Участники из регионов рассказали о развитии кинематографа на местах.

Маргарита Козлова, директор департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, подчеркнула, что Югра – это промышленный регион, поэтому его современную киноотрасль составляют производственный, образовательный и инновационный блоки. По ее словам, в последние годы в Югре уделяется серьёзное внимание кинообразованию и подготовке кадров – юные кинолюбители участвуют в конкурсах и проходят обучающие программы в Мастерской новых медиа, «Арт-Мастерс», РДДМ «Движение первых», академией «Дух огня» и других. Козлова напомнила, что действующая в регионе система рибейтов позволяет вернуть кинопроизводителям до 80% расходов (не более 30 млн рублей за один фильм). В планах на 2024 год – копродукция, в том числе с Индией (картины «Жемчуг» и «Снежный цветок»).


Говоря о развитии регионального кинематографа, нельзя не упомянуть феномен якутского кино. Республику Саха на бизнес-площадке ММКФ представил Алексей Романов – режиссёр, художественный руководитель государственной национальной кинокомпании «Сахафильм», председатель кинокомиссии Дальневосточного федерального округа (ДФО).

Спикер отметил, что во многом феномен якутского кино обусловлен запросом зрителей республики. «Якутский зритель уникален тем, что хочет смотреть кино про себя, а якутское кино таковым и является». При этом Романов подчеркнул, что якутское кино порой более востребовано за рубежом: фильмы республики Саха были отмечены наградами на Белинском, Пусанском фестивалях, а также в Монголии, Финляндии и Китае. В Южной Корее была выпущена книга о развитии якутского кино. В портфеле студии «Саха Фильм» – копродукционные проекты с Казахстаном («Казахфильмом»), Китаем (компания Shang Bao), с продюсером Вивеком Аграналом (Индия). 

Марк Буров, исполнительный директор АНО «Центр кинопроизводства Самарской области», отметил, что в 2023 году начала действовать кинокомиссии и стартовала система рибейтов. «На рибейты в этом году заложено 20 млн рублей, в следующем году и далее планируем увеличивать субсидирование по данной статье бюджетаУ нас есть замок Гарибальди, подводная лодка, где снимали “Особенности национальной рыбалки”, военная техника, широкая река Волга, много национальных парков, в которых, в отличие от заповедников, съёмка не запрещена, есть дикие леса, штольни, предгорные зоны. Самара – интересный город, с точки зрения и архитектуры, и событий», – перечислил Буров.


По словам генерального директора КГАУК «Енисей кино» Ирины Беловой, в 2023 году в Красноярском крае так же была создана кинокомиссия, выделено 50 млн рублей на рибейты (выплаты до 50%). В этом году на территории региона запланированы съемки десятью компаниями. Общий бюджет проектов составил 310 млн рублей. Белова сообщила, что Красноярский край с нового учебного года готов предложить новые образовательные программы по ряду специальностей в киноотрасли.

Денис Лафанов, продюсер, директор кинокомиссии Республики Хакасия, рассказал о развитии индустрии в регионе, где, по его словам, за последние годы было снято четыре игровых полных метра, два полных метра (благодаря ФПРК), несколько короткометражных фильмов. Кинокомиссия в республике тоже действует с 2023 года, однако запуск системы рибейтов пока не планируется.

Дмитрий Якунин, формулируя стратегию развития регионального кинематографа, спрогнозировал, что кинокомиссии будут активнее сотрудничать с международными партнерами. Что касается киностудий, действующих в субъектах РФ, эксперт подчеркнул, что некоторые из них будут динамично развиваться и в скором времени создавать проекты, по качеству не уступающие проектам федерального уровня. 


Ключевым мероприятием бизнес-площадки стал XVI Московский питчинг дебютантов, работы которых оценивались в трех категориях.

Победители XVI Московского питчинга дебютантов

Полный метр
«Скейт», Александр Ермолин (Москва)
«Лёнька», Динара Сунгатуллина (Казань)
«Белый корабль», Павел Бурков (Москва)
«Ледяной капкан», Вероника Токарская (Москва)

Документальное кино
«Зелёный угол», Алексей Сухачев, Омаров Вусал Мехман оглы (Владивосток)
«Сияние ветра», Юлия Макарова (Санкт-Петербург)
«Мой друг Никита», Максим Аньшин (Екатеринбург)

Сериалы
«На районе», Татьяна Исмакова (Балашиха)
«Нечисть», Иван Кульнев, Лилия Янтилина (Москва)
«Костер неудачников», Ольга Землякова, Виктория Лупик (Москва)

Другие новости по сюжету ММКФ 2024

Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Питчинги

Другие статьи по теме Министерство культуры РФ

Другие статьи по теме Кинокомиссии

Другие статьи по теме Енисей кино

Фоторепортажи по теме Московский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама