«Архипелаг» Татьяны Воронецкой: Сущностный путь российского кино



Версия для печати Опубликовать в блоге Послать ссылку другу
постер фильма "Архипелаг"
19.06.2015 20:00:00
19 июня 2015 года премьерой нового полнометражного игрового фильма режиссера Татьяны Воронецкой «Архипелаг» открылись «Российские программы 37 Московского международного кинофестиваля». Выйдет ли картина в прокат, пока неизвестно, в свете чего показ на ММКФ явился уникальной возможностью для встречи умного кино с думающим зрителем.

В основу сценария «Архипелага» положен роман Всеволода Бенигсена «ГенАцид», который стал для Татьяны Воронецкой идеальной платформой для философского высказывания о болевых точках современной российской действительности и вневременных особенностях русского национального характера. Как бы ни менялся исторический антураж, данные темы на протяжении веков являлись ключевыми и для отечественной литературной классики, которой в «Архипелаге» отводится особая роль.

кадр из фильма "Архипелаг"

Литература здесь выступает в качестве заменителя национальной идеи, способного по замыслу местного управления деревни Архипки, сплотить и «окультурить» сильно пьющих, потерянных и асоциальных архипкинцев. Куратором эксперимента власти назначают заезжего историка, и по совместительству библиотекаря, Антона Потапова (Дмитрий Сергин), которому предстоит подобрать для каждого подопытного необходимый к запоминанию книжный текст. Так начинается хождение интеллигента в народ и, соответственно, его, народа, приобщение к святыням, взрастившим интеллигента.

кадр из фильма "Архипелаг"

Исследование подобных процессов приближает фильм Татьяны Воронецкой к таким выдающимся образцам отечественного кинематографа (к слову, основанным на литературной классике), как «Скверный анекдот» Александра Алова и Владимира Наумова и «Собачье сердце» Владимира Бортко, с той разницей, что режиссер «Архипелага» препарирует тему на современном материале и в актуальной постмодернистской эстетике. Автор остроумно подчиняет форму экранного повествования содержанию, выстраивая фильм по законам литературы. Картина открывается прологом, сообщающим дополнительные смыслы тому, что произойдет в дальнейшем. Сближает фильм с литературным произведением и фигура рассказчика в исполнении Гарика Харламова, у которого в «Архипелаге» еще одна важная функция – медийное лицо выступает в качестве актуальной приметы времени, когда происходит эта, по сути, «извечная русская история». Причем автор и рассказчик в картине, как зачастую и в литературе, не тождественны. Персонаж Харламова пристально наблюдает за героем Дмитрия Сергина – очевидным выразителем авторской позиции. Последняя частично проявляется и во снах героя (еще один излюбленный прием классиков – от Гоголя до Чернышевского), где Антон контактирует с великими писателями, внешне подозрительно похожими на местных жителей. Обращается Татьяна Воронецкая и к чеховским мотивам: в своих драматичных застольях «начитанные архипкинцы» неосознанно копируют знаменитых дачников Чехова, за лучшей жизнью деревенские жители стремятся «в Москву, в Москву», а ружье, которое висит на стене у фельдшера Зимина (здесь уместно вспомнить и первую профессию самого Антона Павловича), обречено сыграть с героем злую шутку в финале.

кадр из фильма "Архипелаг"

Парадоксальным образом вся эта «литературщина» органично сочетается с песнями Григория Лепса и Стаса Михайлова в саундтреке. В контексте «Архипелага» поп-музыка воспринимается, как культурный феномен, заменивший в наши дни ту духовную пищу, которой некогда была для народа великая русская литература. Сможет ли она вновь стать важнейшей объединяющей силой? «Точно не насильственными методами и не по указке сверху», - отвечает на этот вопрос фильм Татьяны Воронецкой. Режиссер, вообще, придерживается позиции, что все значимые преобразования должны реализовываться не внешним, а сущностным путем. Именно к таким глубинным поискам себя и своей идентичности призывает, в конечном итоге, и картина «Архипелаг», вдумчивый просмотр которой может стать для зрителя интересным и полезным духовным опытом.

кадр из фильма "Архипелаг"



Просмотров: 2169   |      





Фильм: «Архипелаг»  
Год: 2015
Хронометраж: 120 мин.
Вид: игровой
Жанр: трагикомедия
Страна: Россия

Производство: Россфильм
Продюсер: Татьяна Воронецкая
Режиссёр-постановщик: Татьяна Воронецкая
Автор сценария: Всеволод Бенигсен
Оператор-постановщик: Сергей Баскоев
Художник-постановщик: Стелла Дененмарк
Звукорежиссер: Никита Ганькин
Актёры: Алексей Шевченков, Ольга Сташкевич, Гарик Харламов, Дмитрий Сергин, Владимир Снегурченко, Андрей Богатырев, Ольга Аксёнова, Юрий Горин

Все новости о фильме

01.07.2015Фильм Татьяны Воронецкой «Архипелаг» стал призером Международного кинофестиваля «Кимера» в Италии
18.06.2015Татьяна Воронецкая: ««Архипелаг» - это матрица русской жизни»
15.06.2015Фильм Татьяны Воронецкой «Архипелаг» будет показан в рамках «Российских программ 37 Московского международного кинофестиваля»
09.12.2014Российские фильмы ищут прокатчиков на 95 Кинорынке: Фоторепортаж
25.05.2014Татьяна Воронецкая: «"Архипелаг" - это матрица современной российской жизни»

Все статьи по теме Московский международный кинофестиваль

13.02.2018Московский кинофестиваль: Как изменятся «Российские программы»?
07.02.2018«Российские программы» ММКФ переезжают на бизнес-площадку
31.01.2018Х Московский питчинг дебютантов открывает прием заявок
09.11.2017Михалков подтвердил, что Московский кинофестиваль перенесли на апрель
02.11.2017Московский кинофестиваль могут перенести на апрель

Все статьи по теме кинокомпания "Россфильм"

11.08.2017Картина «Белые ночи» продолжает фестивальное шествие
23.06.201739 ММКФ: В ожидании «Белых ночей»
01.07.2015Фильм Татьяны Воронецкой «Архипелаг» стал призером Международного кинофестиваля «Кимера» в Италии
18.06.2015Татьяна Воронецкая: ««Архипелаг» - это матрица русской жизни»
15.06.2015Фильм Татьяны Воронецкой «Архипелаг» будет показан в рамках «Российских программ 37 Московского международного кинофестиваля»







 
Все новости  |  Архив за неделю  |  Архив за месяц RSS

 PR агентство |
 
 О проекте |  Контакты |  Реклама на сайте |  Услуги |  Форум
 





База данных по киноорганизациям.