Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
14 февраля 2014 10:20

Антон Малышев: «Любые меры протекционистского характера в отношении нашего кино я бы поддержал»

Антон Малышев: «Любые меры протекционистского характера в отношении нашего кино я бы поддержал»

Год назад, в конце января, в Фонде кино произошла смена руководства и реорганизация. Главный редактор интернет-портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская поговорила с Антоном Малышевым, исполнительным директором Фонда об итогах 2013 года, доле российского кино в прокате, международной деятельности и квотах, как одной из протекционистских мер, защищающих отечественного кинопроизводителя.

Нина Ромодановская:
Каковы итоги работы Фонда за 2013 год, удалось ли выполнить план, сохранить долю?

Антон Малышев:
По итогам работы Фонда за 2013 год можно озвучить две основные цифры. Первый плановый показатель, который был задан Попечительским советом Фонда по доле кинокомпаний-лидеров в билетах - 13,2%, по нашим подсчетам составляет 16,5%. Таким образом, кинокомпании-лидеры план 2013 года перевыполнили. Что, конечно, приятно. В начале года этого никто, включая меня, не прогнозировал.
И вторая важная цифра – доля кассовых сборов всего российского кино - 18,1%. Необходимо отметить, что именно в эту сторону сдвигается показатель эффективности деятельности Фонда.
В прокат в 2013 году вышли 64 фильма. И собрали они на треть больше, чем примерно такое же количество картин в прошлом. Причем у нас нет задачи количественного прироста проектов. Ленты выходят в прокат по мере готовности, как только появляется подходящая дата.
Доля кассовых сборов в 18,1 % - самый высокий показатель для отечественных картин за последние четыре года. При этом общие кассовые сборы в 2013 году выросли на 13%, по отношению к прошлому году, что по деньгам составляет 4,9 миллиарда рублей.

Нина Ромодановская:
Ровно год назад мы с Вами говорили о распределении госфинансирования на 2013: два миллиарда из трех были деньги субсидиарные, то есть безвозвратные, а миллиард – возвратные. Все ли вас устраивает в такой структуре распределения и считаете ли Вы, что нужно продолжать двигаться в направлении увеличения возвратной части?

Антон Малышев:
В целом задача по увеличению процента возвратности была поставлена не только на 2013 год. Действительно, раньше, по большому счету, ни о какой возвратности и речи не шло. Но уже в 2013 году доля средств, которые были выделены на возвратной основе, выросла в 2,5 раза и составила почти 32,5 %, в том числе на условиях 100% возвратности – 25%.
Конечно, деньги, которые выделяются Фондом кино на условиях 100% возвратности, менее удобны для продюсера. Но, с другой стороны, эти деньги остаются в отрасли и снова рефинансируются в кинопроизводство. Если случатся какие-то непредвиденные экономические сложности, например, секвестирование бюджета, или государство решит в какой-то момент больше не финансировать коммерческое кино, то эти деньги, оставшиеся в отрасли, позволят, по крайней мере, закончить уже начатые проекты. Это своеобразная страховка.
Более того, и сейчас эти средства не лежат мертвым грузом, а находятся постоянно в обороте. По итогам 2013 года можно сказать, что 200 миллионов рублей уже дополнительно рефинансированы в отрасль. Правда, пока это не только возвратные деньги. Раньше схема возвратности не закладывалась. Сейчас преимущественно это деньги, полученные в результате повышения качества контроля за использованием средств и соблюдением договорных обязательств по проектам. Но, тем не менее, эти средства работают на тех проектах, которым они нужны именно сейчас, а не через полгода после нового конкурса. В том числе они были направлены на поддержку в прокате тех фильмов, которые выходили на Новый год.

Нина Ромодановская:
Фонд кино до сих пор вынужден платить за возвратные деньги налог на прибыль. Мы знаем, что за последний год проведена большая работа вместе с аппаратом Правительства и Министерством культуры по внесению изменений в соответствующий раздел налогового кодекса. В результате закон был принят в первом чтении в Госдуме РФ.

Антон Малышев:
Мы стремимся сформировать на базе Фонда своеобразный неприкосновенный запас. Но если с получаемых средств придется платить по 20% налога, понятно, что формировать его мы будем долго. С этой просьбой мы и обратились к депутатам, и нас услышали. Более того, нас поддержали и Министерство финансов, и ФНС, хотя Минфин традиционно возражает против таких вещей. Закон прошел первое чтение. Ждем второго, посмотрим какие будут поправки.

Нина Ромодановская:
Давайте поговорим о международной деятельности. Будет ли восстановлен международный департамент Фонда?

Антон Малышев:
Департамент был закрыт решением Попечительского совета. Чтобы его восстановить, тоже потребуется решение, но пока мы справляемся без этого департамента.
Есть важная история, связанная с международной деятельностью. В этом году по результатам опроса экспертов отрасли мы сумели сформировать список кинорынков, участие в которых наиболее важно для российской киноиндустрии. Список утвержден в Министерстве культуры. Мы выиграли конкурс на организацию девяти площадок в течение года. Хочу отметить, что в этом году впервые есть понимание перспектив на год вперед, что позволит выстроить системную работу.

Нина Ромодановская:
Международная деятельность – огромное поле самых разнообразных отношений: копродукционных, культурного обмена, продвижения. Фонд кино будет заниматься всем, или будут обозначены конкретные направления деятельности?

Антон Малышев:
Безусловно, уже обозначено конкретное направление деятельности Фонда кино – организация деловых площадок на девяти крупнейших мировых кинорынках для реализации международных прав на отечественный контент.
Копродукция – это вообще отдельная тема, потому что заниматься копродукцией ради копродукции мне представляется не совсем верной постановкой задачи. Если бизнесу это требуется, то все само собой получается. Например, когда Sony входит в производство «Сталинграда», это происходит не потому, что Sony днями и ночами думает о том, как бы развивать копродукцию.
Мы видим немало примеров, когда проекты затевались ради копродукции. А потом они просто подвисали, даже при наличии денег с российской стороны партнеры оказывались не готовы.
Что касается недель и всех этих чудесных мероприятий, они, наверное, имеют какое-то влияние, в том числе и на продажи. Но непонятно, как посчитать их эффективность.
Со стендами все просто, государство тратит определенное количество денег на их организацию. Дальше мы должны посмотреть, какой будет эффект, выраженный в количестве сделок или изменении объемов продаж отечественного кино за рубеж.

Нина Ромодановская:
Про квоты расскажите, пожалуйста. Какой сценарий наиболее вероятен? Как Вы думаете, нужно ли их вводить?

Антон Малышев:
Любые меры протекционистского характера в отношении нашего кино я бы поддержал. И даже не потому, что Фонд кино отвечает за долю российского кино и кровно в этом заинтересован. Просто по итогам 2013 года видно: наши продюсеры научились делать конкурентоспособное нестыдное зрительское кино. В начале 2014 года уже понятны перспективы 40-45 крепких картин, которые в состоянии выйти в прокат в этом году.
Дальше возникает вопрос: а когда они выйдут? В году всего 52 недели. Кроме американских блокбастеров, таких как «Первый мститель: Другая война», «Новый Человек-паук: Высокое напряжение», «Хоббит: Туда и обратно», «Трансформеры 4» и так далее, есть еще масса картин с неопределенным потенциалом, но, тем не менее, они встанут в наших кинотеатрах и свой бокс соберут. Конечно, это не будет миллиард рублей, но, может быть 400-500 миллионов, и картин таких много. Дальше возникает вопрос, что с этим делать.
Я считаю, что меры протекционистского характера необходимы, потому что продюсерский цех доказал свою профессиональную состоятельность. Дальше уже дело государства – помогать. И очень важно, чтобы комплекс мер такой поддержки был разработан при активном участии всех кинематографистов: и продюсеров, и дистрибьютеров, и владельцов киносетей, с учетом интересов всех сторон для создания сбалансированной системы.
Версий квотирования обсуждается много. Одна из них - введение определенных периодов, в которые показывают только национальное кино. Вполне себе рабочая версия. Уже было, когда продюсеры говорили: «20% сеансов должны быть русскими», но кинотеатры сопротивлялись, а по итогам 2013 года получилось, что и так 20% сеансов в кинотеатрах занимает русское кино. А заявления были такими, что весь кинотеатральный бизнес в нашей стране кончится, если мы введем такую меру.
Я даже не беру во внимание международный опыт. В той же Южной Корее по итогам года 60% бокс-офиса - национальные фильмы. 60%! А в начале девяностых у них тоже господствовал Голливуд, и ничего больше не было. После введения квот, причем именно в формате дней (126 дней в году надо было показывать национальные фильмы) начались торговые войны с США, появились ограничения на поставку корейских автомобилей.
А квота, между прочим, действует до сих пор, правда, сниженная до 73 дней, но она очень четко отслеживается и ни при каких обстоятельствах не отменяется. Это важно.
Про остальные рынки я не буду и говорить. Во Франции уже давно нет прямых квот, но после войны они выдержали 4 года, не позволив подсадить зрителя на американское кино. Сейчас действует ряд ограничений, например, в мультиплексе должно быть не более 30 сеансов одного фильма и не более, чем в двух залах. Эта система работает и защищает кинопроизводителя. Поэтому я надеюсь, что и у нас удастся выстроить такую систему, которая позволит создать условия для успешного развития кинопроизводства.
Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Фонд кино

Другие статьи по теме Европейский кинорынок/European film market (EFM)

Реклама