Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8 января 2024 11:05

Сандэнс 2024: 15 премьер фестиваля, выбор ПрофиСинема

Сандэнс 2024: 15 премьер фестиваля, выбор ПрофиСинема

18 января в США начнется первый важный кинофорум сезона, фестиваль независимого кино Сандэнс. ПрофиСинема рассказывает о том, каковы его особенности сегодня и как прижилась тут гибридная форма, сочетающая очные показы с сеансами онлайн. А также предлагает свой список самых многообещающих премьер.

Фестиваль нынешнего года — юбилейный, сороковой. Поэтому в этот раз, кроме традиционных пяти конкурсов полнометражного кино (Американская и Мировая драма, Американская и Мировая документалистика, NEXT), короткого метра, внеконкурсных программ (Полночь, В центре внимания, Новый рубеж, Эпизоды) и свежей секции Family Matinee, в расписании Сандэнса — подборка фильмов, которые тут с успехом показывали в разные годы («Бабадук» Дженнифер Кент и «Времена Харви Милка» Роба Эпштейна). 

В жюри выбраны 16 человек, чья громкая кинематографическая карьера, по сути, началась именно в Парк-Сити. Среди них — Дебра Граник, Дженнифер Кент, Мира Наир, Шэйн Борис, Мэнди Чанг. Как обычно, будет действовать и жюри публики. Приехавшие в Юту зрители примут участие в голосовании за призы зрительских симпатий в каждом из пяти конкурсов, а также выберут лучший фильм из всех программ, который будет признан фаворитом фестиваля (напомним, эту награду учредили тут несколько лет назад, а ее первым обладателем стал фильм «Навальный» Дэниэла Роэра).


Традиционно проходящий в штате Юта, Сандэнс во время пандемии коронавируса создал самую разветвленную и удачную систему гибридных показов. В 2021 году сеансы не ограничивались Парк-Сити и столицей штата Солт-Лейк-Сити, но прошли в городах 24 штатов страны (чтобы кинозрители не перемещались на большие расстояния). Кроме того, публика на территории США могла смотреть фильмы онлайн на специальной платформе. В 2022 году аудитория могла увидеть фильмы фестиваля лично в Парк-Сити во второй половине Сандэнса — в семи независимых кинотеатрах по всей территории США, а также в интернете. Причем, в тот момент уже была создана и продавалась вакцина, так что в кинотеатры пускали только тех, кто был привит. Онлайн-программа была доступна на территории Штатов, а для публики из других стран была возможность купить билеты на проекты программы Новый рубеж.

В 2023 году, когда о пандемии почти забыли, и фестиваль проходил в Парк-Сити в привычном режиме, его руководство не отказалось от гибридной формы — показы были как в других городах страны, так и онлайн. В этом году стало очевидно, что и не откажется — показы снова доступны онлайн на территории США, а проекты секции Новый рубеж — в мире. Хотя на тормоз организаторы все же нажали — раньше аккредитованным журналистам показывали все, за некоторыми исключениями, а в этом году фильмы программ Премьеры, Спецпоказы и Полночь онлайн почти недоступны. Сандэнс давно вынашивает международные планы, но, очевидно, что с его логистическими проблемами лучшим вариантом для смотра была бы как раз гибридная форма с как можно более широкими виртуальными возможностями. Не исключено, что фестивалю еще придется выдерживать битву с правообладателями и производящими компаниями за эти возможности. Впрочем, есть и другой вариант — переезд на новое место, о чем в индустрии также ходят слухи. Ну а пока фестиваль все еще в Юте, и ПрофиСинема представляет свой Топ-15 его самых многообещающих премьер.

«Люби меня» / «Love me», режиссеры Сэм Цукеро, Энди Цукеро (Американская драма)


Самый загадочный фильм нынешнего Сандэнса, который, к тому же уже получил тут первую награду — премию им. Альфреда П. Слоана за выдающееся изображение технологий и науки в кино. Режиссеры — Сэм и Энди Цукерро, в главных ролях Кристен Стюарт и Стивен Ян (номинант на Оскар за «Минари»). Известно о проекте стало осенью 2021 года из интервью Стюарт — актриса сообщила, что снимается в сайфае о любви спутника и буя, что объяснить сюжет трудно, но сценарий абсолютно революционный. Анонс фестиваля чуть более подробен: «Спустя столетия после вымирания людей орбитальный спутник и буй, имея в своем распоряжении петабайты архивных данных о человечестве, пытаются понять, кто они сами и реальны ли их чувства».

«Настоящая боль» / «A Real Pain», режиссер Джесси Айзенберг (Американская драма)


Недолюбливающие друг друга кузены Дэвид и Бенджи вместе едут в Польшу, дабы почтить память покойной бабушки, но там их старые противоречия обостряются на фоне семейной истории. Это сюжет фильма, который написал и снял, а заодно и сыграл в нем одну из главных ролей Джесси Айзенберг. В роли второго кузена Киран Калкин, младший брат Маколея Калкина. Это второй режиссерский проект Айзенберга (премьера его дебюта «Когда ты закончишь спасать мир», напомним, также состоялась в Сандэнсе). Новый фильм, судя по интервью режиссера, о том, актуальна ли современная боль отдельных людей на фоне такой глобальной исторической травмы, как Холокост.

«Солнечный берег» / «Suncoast», режиссер Лаура Кинли (Американская драма)


Драма о девочке-подростке, ее волевой матери и брате, которого отвозят в специальное медицинское учреждение, и о знакомстве семьи с эксцентричным активистом, принимающим в их судьбе живейшее участие. В ролях — Лора Линни, Вуди Харрельсон и Нико Паркер. Это режиссерский дебют актрисы Лауры Кинли, она же написала сценарий, частично основанный на ее жизненном опыте, и этот сценарий в 2021 году попал в голливудский Черный список. С другой стороны, ходят активные слухи о том, что в основе сюжета еще и история Терри Скьяво, ставшая одним из самых громких и спорных судебных дел современной Америки.

«Союз» / «Union», режиссеры Стивен Маинг, Бретт Стори (Американский док)


Одна из самых влиятельных компаний мира Amazon, которую постоянно критикуют за ужасающие условия труда ее рабочих, известна еще и тем, что активно выступает против идеи профессиональных сообществ. «Союз» — история о том, как группа нынешних и бывших рабочих компании на Стэйтенд-Айленде все же попыталась создать профсоюз и что из этого вышло. Авторы фильма — канадка Бретт Стори (многократный призер различных кинофестивалей) и известный американский документалист Стивен Маинг, призер Сандэнса, обладатель премии Эмми.

«Блаженны мертвые» / «Handling the Undead», Режиссер Теа Хвистендаль (Мировая драма)


Шведско-норвежский хоррор, основанный на бестселлере самого знаменитого современного шведского писателя Юна Айвиде Линдквиста, чьи романы неоднократно и с большим успехом переносили на экраны («Впусти меня», «На границе миров»). «Блаженны мертвые» — история о том, как одним жарким летним днем в Осло внезапно возвращается к жизни покойник. Три семьи, недавно столкнувшиеся с утратой, пытаются выяснить, что означает это воскрешение и действительно ли их близкие не мертвы. Сняла фильм норвежка Теа Хвистендаль, в главных ролях — скандинавские звезды Рената Реинсве и Андерс Даниельсен Ли, несколько лет назад получившие мировую известность благодаря драме Иоакима Триера «Худший человек на свете».

«Пришел, увидел, победил» / «Veni Vidi Vici», Режиссер Даниэль Хёсл (Мировая драма)


Продюсерский проект Ульриха Зайдля, социальная сатира о динамике привилегий. История о семье миллиардеров, которым их деньги позволяют все, в том числе и самое страшное. Глава семейства страстно любит охоту, но охотится не на животных. Герои не несут никакой ответственности за творимое ими насилие, хотя есть и заявления о пострадавших, и журналистские расследования, и, наконец, закон. Даниэль Хёсл — автор «Солдата Жаннетт» и обладатель главного приза кинофестиваля в Роттердаме. В ролях в его новом фильме — Лоуренс Рапп («Варвары») и Урсина Ларди («Белая лента»). Обещано много черного юмора, психотического абсурда и гиперреалистичного насилия.

«Никогда не отворачивайся» / «Never Look Away», режиссер Люси Лоулесс (Мировой док)


Вероятно, один из самых интересных документальных проектов нынешнего Сандэнса. Героиня фильма — Маргарет Мот, знаменитая новозеландская журналистка, бывшая одной из ведущих репортеров CNN, побывавшая, кажется, во всех горячих точках своего времени, старавшаяся показать реальность войны изнутри конфликта. Фильм о ней — режиссерский дебют Люси Лоулесс, феминистки, экоактивистки, телезвезды, когда-то прославившейся главной ролью в революционном для своего времени сериале «Зена — королева воинов». Теперь она оказалась по другую сторону камеры и попыталась понять, откуда берется это журналистская жажда показать войну и можно ли когда-нибудь утолить эту жажду.

«Я видел сияние телевизора» / «I saw the TV Glow», режиссер Джейн Шенбрун (Полночь)


В расписании культовой программы Полночь прежде всего обращает на себя внимание хоррор «Я видел сияние телевизора». Это проект Эммы Стоун (которая тут продюсер), компании А24 и специалистки по малобюджетным ужастикам Джейн Шенбрун. В главных ролях Эмма Портнер («Охотники за привидениями: Наследники») и Джастис Смит («Подземелья и драконы»). А вообще в титрах много звезд из мира музыки — Dalmatian, Фиби Бриджерс и Хейли Даль (Sloppy Jane), фронтмен Limp Bizkit Уильям Дерст, гитаристка Линдси Джордан (Snail Mail). По сюжету живущие в пригороде подростки увлеклись таинственным ночным телешоу, а когда шоу отменили, мир вокруг начал меняться.

«Безнадежная любовь» / «Love Lies Bleeding», режиссер Роуз Гласс (Полночь)


Еще один интересный участник Полуночи — «Безнадежная любовь» британской постановщицы Роуз Гласс. Романтический триллер из жизни бодибилдеров — это снова проект А24, но на этот раз в партнерстве с британской Fulm4. В кадре обещаны Джена Мэлоун, Дэйв Франко и Эд Харрис, а главные роли у Кэти О’Брайан и Кристен Стюарт. Стюарт, которая в этом году будет на фестивале одной из самых важных звезд, вообще многим обязана Сандэнсу — в 2004 году, когда ей было 15 лет, в Парк-Сити показали сразу три фильма с ее участием. Потом она возвращалась сюда с такими яркими работами, как «Добро пожаловать к Райли», «Беглецы», «Несколько женщин», а в 2017 году представляла тут свою дебютную короткометражку «Пойдем поплаваем». На нынешнем фестивале она будет присутствовать уже в статусе оскаровской номинантки.

«Другой мужчина» / «A Different Man», режиссер Аарон Шимберг (Премьеры)


И снова проект А24 — психологический триллер о молодом актере, который проходит важную медицинскую процедуру, радикально меняющую его внешность. Но вновь обретенное лицо его мечты превращает в кошмар, поскольку герой теряет роль, для которой, кажется, был рожден, и теперь он одержим идеей вернуть утраченное. В главной роли Себастьян Стэн (марвелловский Зимний Солдат), в соцсетях кадры из фильма с его героем после трансформации шокировали поклонников. Стэн также является и продюсером проекта — звезда вселенной Мстителей продолжает свою активность в сфере инди-кино после триллера Мими Кейв «Свежатинка», одного из фаворитов прошлого фестиваля.

«Государство девочек» / «Girls State», режиссеры Аманда Макбейн, Джесси Мосс (Премьеры)


В 2020 году в Сандэнсе состоялась шумная премьера документального фильма компании Apple TV и режиссеров Джесси Мосс и Аманды Макбейн «Государство мальчиков» / «Boys State» о школьниках, которые в рамках спецпрограммы моделируют систему власти. Потом фильм получил Эмми и множество других наград и номинаций. И теперь та же команда сделала проект о девочках и власти. В центре истории — школьницы из Миссури, которые на неделю погружаются в тщательно продуманную лабораторию демократии и создают правительство с нуля. Как отмечено на сайте фестиваля, следуя явно женской точке зрения, полные подростковой неуверенности, острого юмора и стремления к настоящей дружбе, молодые героини «Государства девочек» выигрывают не только выборы, но битву за наши сердца и умы.

«Присутствие» / «Presence», режиссер Стивен Содерберг (Премьеры)


Второй за полгода секретный проект Содерберга (после мини-сериала «Команда Z» с Майклом Серра), на сей раз триллер о семье, которая приезжает в загородный дом и обнаруживает, что там есть некто. Или нечто. В главных ролях Люси Лью, Крис Салливан, Джулия Фокс. Сценарист проекта — Дэвид Кепп, девятый самый успешный сценарист всех времен («Парк Юрского периода», «Миссия невыполнима», «Человек-Паук»). «Присутствие» — восьмой фильм Содерберга после его объявления в 2017 году об уходе на покой.

«Супермен: История Кристофера Рива» / «Super/man:The Christopher Reeve Story», режиссеры Йен Бонноте, Питер Эттеджи (Премьеры)


Йен Бонноте и Питер Эттеджи известны по кинобиографии знаменитого дизайнера «Маккуин». Их новый фильм — о самом знаменитом Супермене всех времен. О том, как Кристофер Рив стал кинозвездой и как его самая знаменитая роль изменила его жизнь, о несчастном случае в 1995 году, в результате которого актер оказался парализован ниже шеи, после чего стал активистом в области лечения травм спинного мозга и защиты прав инвалидов. Это первый случай, когда Reeve Estate предоставила режиссерам доступ к своим архивам, включая хоум-видео и интервью с детьми актера. «Супермен: История Кристофера Рива» откроет фестивальные показы в Солт-Лейк-Сити.

«Виннер» / «Winner», режиссер Сюзанна Фогель (Премьеры)


Один из самых интересных фильмов программы Премьеры — биографическая история с Эмилией Джонс в роли Реалити Виннер от американо-канадской постановщицы Сюзанны Фогель, в прошлом году поразившей Сандэнс мелодраматическим триллером «Кошки-мышки». «Виннер» — основанная на реальных событиях история об офицере BBC США и переводчице АНБ, обнародовавшей доклад американской разведки о вмешательстве России в президентские выборы в стране в 2016 году и приговоренной к пяти с лишним годам тюрьмы. Это был самый большой приговор, вынесенный информатору прессы в США.

«Боже, храни Техас» / «God Save Taxas», режиссеры Ричард Линклейтер, Илиана Соса и Алекс Степлтон (Эпизоды)


Из списка сериалов программы Эпизоды ПрофиСинема выбрала документальную антологию продюсеров Ричарда Линклейтера и Алекса Гибни «Боже, храни Техас», вдохновленную книгой Лоуренса Райта «Боже, храни Техас: Путешествие в душу Штата одинокой звезды». Три режиссера предлагают свой уникальный и интимный взгляд на родной штат, в котором, как в зеркале, отражается прошлое, настоящее и будущее всей страны.

Первую часть «Тюрьма родного города» сделал сам Линклейтер — это история Хантсвилла, располагающегося в самом сердце обширного промышленного комплекса мест заключения. Вторая — «Цена нефти» — была снята известной американской документалисткой Алекс Степлтон. Она посвящена энергетической столице мира Хьюстону, а также одной из его семей, чьи предки появились в этих местах еще будучи рабами, в первой половине 19 века. Третья — «Граница» от Илианы Соса, — об Эль-Пасо, о мексиканском наследии этих мест, о том, как гибридность города стала катализатором единения его жителей после массового расстрела 2019 года, самого страшного в истории США.

Кинофестиваль Сандэнс пройдет в штате Юта и онлайн на всей территории США с 18 по 28 января. Его победители, обладатели Гран-при жюри и призов зрительских симпатий в пяти конкурсах, станут известны 27 января.

Автор:
Марина Латышева

Другие новости по сюжету Сандэнс 2024

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Национальный американский фестиваль независимого кино Сандэнс

Фоторепортажи по теме Национальный американский фестиваль независимого кино Сандэнс

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама