Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 января 2024 13:00

Сандэнс 2024: «Блаженны мертвые» – зомби-драма о потере и принятии

Сандэнс 2024: «Блаженны мертвые» – зомби-драма о потере и принятии

20 января на фестивале независимого кино Сандэнс прошел показ картины Теа Хвистендаль «Блаженны мертвые» / «Handling the Undead», включенной в конкурсную программу Мировая драма. Сдержанный дебютный фильм норвежского режиссера поднимает извечные вопросы жизни и смерти, зачем необходимо отпускать мертвых и не превращать свою жизнь в скорбь.

Теа Хвистендаль известна не только своими короткометражными работами в жанре хоррор, но и музыкальными клипами в очень узнаваемой стилистике. Свой дебютный полнометражный проект – гибрид концерта, литературного ивента и музыкального клипа – «The Monkey and The Mouth» она сняла в 2017 году. «Блаженны мертвые» – ее первый полнометражный игровой фильм, в основе которого бестселлер самого знаменитого современного шведского писателя Юна Айвиде Линдквиста.

В фильме перед зрителем предстает мир, где зомби как им и положено восстают, но зачем? – задаются вопросом жители Осло, а вслед за ними и зритель. В своей картине режиссер исследует человеческие эмоции и чувства: здесь на первый план выходит не выживание в зомби-апокалипсисе, привычное для фильмов про живых мертвецов, а реакция людей и их сосуществование со внезапно вернувшимися после смерти близкими.


В центре сюжета – три семьи, недавно столкнувшиеся с потерями. Пожилая женщина хоронит горячо любимую сестру. Молодая женщина и ее старик-отец никак не могут смириться со смертью пятилетнего мальчика – сына и внука. Дружная любящая семья теряет в автокатастрофе мать. И героям придется понять, что означает это воскрешение и действительно ли их близкие вернулись.

В ролях – звезда «Худшего человека на свете» и обладательница награды за Лучшую женскую роль Каннского кинофестиваля Рената Реинсве, а также Андерс Даниэльсен Ли (еще один актер «Худшего человека на свете»), Бьорн Сундквист, Бахар Парс, Ян Хрынкевич и другие.

«Моя героиня Анна не способна установить контакт ни с другими людьми, ни с самой собой. Когда у нее появляется второй шанс – ее сын оказывается ни жив, ни мертв – она буквально не знает, что делать. Надежда соседствует с замешательством. Она учится принимать свое горе и отпускать его – это то, что меня невероятно тронуло в этой истории», – рассказала Рената Реинсве журналистам перед премьерой на Сандэнсе.

Хвистендаль затрагивает сложные вопросы о теле и душе, потере и примирении с ней, заставляя зрителей самих спросить себя: что бы я сделал и как бы себя чувствовал в такой ситуации?


«Я хотела снять фильм о том, как люди в глубоком горе отреагировали бы на возвращение своих умерших близких. Мне было важно исследовать именно эмоции, которые этот феномен может вызвать у кого-то. Моя задача состояла в том, чтобы сделать медитативную картину о горе и потере, а также о невыполнимом желании, чтобы прошлое стало настоящим», – отмечает режиссер.

Истории трех семей развиваются параллельно, ничто не связывает их кроме скорби и немыслимой ситуации с возвратом умерших родных. Но в каждом случае живые принимают разные судьбоносные решения. Режиссер предлагает зрителям посмотреть на три варианта развития событий.

Тон задают визуальный ряд и звуки, а слова в фильме сводятся к минимуму, что свойственно норвежскому практически безмолвному кино, где эмоции всегда громче любых хитрозакрученых диалогов.

В линейке фильмов на зомби-тематику, наполненных клише и предсказуемыми поворотами, норвежская драма о живых мертвецах, конечно, выделяется. Однако тягучее повествование, в котором граница между присутствием и отсутствием мертвеца в этом мире практически стирается, мы понимаем, что единственно правильное решение – отпустить его, иначе…

Автор:
Матвей Ромодановский

Другие новости по сюжету Сандэнс 2024

Реклама