Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
4 февраля 2015 11:31

Матис Воутер Нол: «Мы делаем все возможное, чтобы участие в EFM не просто оправдало, но и превзошло ожидания игроков кинобизнеса»

Матис Воутер Нол: «Мы делаем все возможное, чтобы участие в EFM не просто оправдало, но и превзошло ожидания игроков кинобизнеса»

С 5 по 13 февраля 2015 года в рамках Берлинского международного кинофестиваля пройдет Европейский кинорынок / European Film Market (EFM) – индустриальная платформа, на пост директора которой с  июня 2014 года заступил Матис Воутер Нол / Matthijs Wouter Knol. Специально для ПрофиСинема глава EFM рассказал о том, что ждать от Европейского кинорынка в этом году, какие изменения претерпевает международная дистрибьюция, почему в Берлине ждут российское кино и многом другом.

Матис Воутер Нол родился в Нидерландах в 1977 году. Изучал историю в Leiden University и в Royal Netherlands Institute в Риме. Работал журналистом-фрилансером. В 2001 году был принят в компанию Pieter van Huystee Film, а в 2004 году назначен главой производства. В обязанности Нола входило кураторство производства, финансирования и международной копродукции документальных лент. Будучи ассоциированным продюсером различных документальных фильмов, он работал с такими прославленными кинематографистами, как Хедди Хонигманн и Мани Каул. Также он выступил сопродюсером DVD-издания работ Йохана ван дер Кёкена, которое удостоилось приза Prix Cahiers du Cinema в 2006 году. В 2007 году Нол был принят в команду International Documentary Film Festival Amsterdam (IDFA), где занимался копродукцией и рынками продаж, а также образовательной программой IDFAcademy, в рамках которой инициировал создание летней школы IDFAcademy Summer School. С 2008 года он занимал должность программного менеджера Berlinale Talents (ранее носившего название Berlinale Talent Campus), благодаря чему прекрасно ориентируется в специфике, как фестиваля, так и кинорынка.

Корреспондент:
На что вы ориентируетесь при формировании программы Европейского кинорынка?

Матис Воутер Нол:

Следует учесть тот факт, что за последние несколько лет Европейский кинорынок очень вырос. Он тесно связан с Берлинским фестивалем, но также взаимодействует с другими фестивалями и кинорынками, что неизбежно в современных условиях. Такое положение вещей диктует особые правила игры. Необходимо выделяться на общем фоне, и для этого надо формировать особую программу, которую было бы просто нельзя пропустить, что  делает посещение нашего кинорынка обязательным для продюсеров, дистрибьюторов, сейлз-агентов. Также мы стараемся получать обратную связь от участников Кинорынка и соответствующим образом на нее реагировать, меняя программу EFM в соответствии с запросами участников.

Корреспондент:
Какие события кинорынка, на ваш взгляд, являются ключевыми?

Матис Воутер Нол:

Среди наших особых мероприятий – Берлинский рынок копродукции / Berlinale Co-Production Market - подразделение EFM в этом году впервые предоставит создателям, продюсерам и байерам телевизионного контента возможность презентовать, купить и продать новые качественные ТВ-проекты. С 9 по 10 февраля EFM организует специальные рыночные показы и пространство для встреч байеров и селлеров телевизионного контента. Специально для того, чтобы устроить показы сериалов, Берлинский рынок копродукции будет проходить на день дольше. В этом году EFM сосредоточится в основном на представлении сериалов из Северной Америки и европейских стран, включая новые проекты из стран Скандинавии, Британии и Германии. Посмотрим, насколько успешной окажется эта инициатива, но нам кажется, что это весьма перспективное направление.
Кроме того, у нас теперь новая платформа для продюсеров, в фокусе которой будут копродукционные проекты, разрабатываемые, с одной стороны, европейскими странами, а, с другой, - азиатскими. И, наконец, еще одним нововведением является рынок стартапов, в рамках которого компании представят технические инновации, пригодные для внедрения в кинопроизводство, прокат и показ. В общем, мы делаем все возможное, чтобы участники Европейского кинорынка остались полностью удовлетворены, а посещение EFM не просто оправдало, но и превзошло их ожидания.

Корреспондент:
По вашим наблюдениям, что на данном этапе происходит на глобальном рынке дистрибьюции? Насколько на нее повлиял мировой экономический кризис?

Матис Воутер Нол:

Мне кажется, что в данной сфере происходят значительные изменения, и дело здесь даже не во влиянии кризиса как такового. Это глобальные изменения, вызванные объективными причинами – технический прогресс не стоит на месте и неизбежно отражается на всех аспектах кинобизнеса. Появляются новые платформы, каналы дистрибьюции. На традиционной системе кинопроката это не всегда сказывается позитивно, и порой кинотеатры терпят значительные убытки (или недополучают прибыль, на которую рассчитывали), но нужно смотреть на ситуацию шире. Новые каналы распространения киноконтента несут в себе новые возможности, и вопрос лишь в том, как ими эффективно распорядиться. Можно противиться инновациям, а можно взять их на вооружение и извлечь из ситуации все возможные плюсы. Также сейчас идут бурные дискуссии относительно сокращения "окна"  между выходом фильма в кинотеатрах и его релизом на альтернативных платформах, горячо обсуждается и вопрос относительно целесообразности разных дат релизов одного и того же фильма в разных регионах. Плюс Европейского кинорынка в том, что это первый международный рынок в году, и именно здесь можно обсудить накопившиеся вопросы и сформировать планы на год.

Корреспондент:
Если же посмотреть на специфику контента, предлагаемого на EFM, то какого рода картины здесь представлены? Какими характеристиками должна обладать лента, чтобы иметь наивысшие шансы быть закупленной на зарубежные территории?

Матис Воутер Нол:

Мне сложно ответить на этот вопрос. Это как раз та сфера, в которой тяжело наметить тренды. На EFM представлены разные фильмы, их спектр невероятно широк. Мне кажется, здесь все зависит от потребности аудитории, а предсказать ее невероятно трудно. Со своей стороны мы создаем все условия, чтобы дистрибьюторы имели возможность выбрать из всего этого многообразия то, что их интересует, налаживаем каналы коммуникации.

Корреспондент:
Уже не первый год российская кинематография представлена на Европейском кинорынке стендом Russian Cinema, организуемым Фондом кино при поддержке Министерства культуры и являющимся главной площадкой по системному продвижению российского кино на мировых кинорынках. Насколько важно для EFM участие России в Кинорынке?

Матис Воутер Нол:

Конечно, мы очень рады, что российское кино представлено на EFM стендом Russian Cinema. Это очень эффективная площадка, благодаря которой российские фильмы находят дистрибьюторов по всему миру, и нас это не может не радовать. Для нас присутствие на Европейском кинорынке российского стенда необходимо по той причине, что мы стараемся охватить все кинематографии. Важно это еще и для европейских продюсеров, которые ищут партнеров для создания копродукционных проектов.

Корреспондент:
И, наоборот, почему для российских дистрибьюторов, продюсеров и сейлз-агентов важно участие в EFM? Какие возможности предоставляет Кинорынок своим участникам?

Матис Воутер Нол:

Пожалуй, участие в Кинорынке важно не только для российских кинематографистов. Россия представлена на EFM уже не первый год, следовательно, участники российского кинобизнеса прекрасно понимают, что это полезно для продвижения российских лент. Организацией стенда Russian Cinema занимается Фонд кино, являющийся государственной структурой, и это говорит о том, что чиновники отдают себе отчет, насколько важным является продажа прав на показ национального киноконтента на международные рынки. Для тех же, кто еще сомневается и думает, стоит ли принимать участие в Европейском кинорынке, хочу сказать, что это одна из ключевых площадок в мире. Если у вас есть качественный проект с большим потенциалом, то участие в EFM дает поистине удивительные возможности для его продвижения.

Корреспондент:
Какие мероприятия EFM вы бы советовали посетить тем, кто участвует в Кинорынке впервые?

Матис Воутер Нол:

Прежде всего, полезным будет участие в дебатах, на которых обсуждаются ключевые вопросы кинобизнеса и дистрибьюции. Это прекрасная возможность понять, как обстоят дела с продвижением фильмов на международную арену, а также узнать, что сейчас происходит с национальными кинематографиями. Все это позволит лучше ориентироваться в ситуации, что создает базу для планирования дальнейших действий.

Корреспондент:
Вы упомянули, что Европейский кинорынок расширяется. Что вы можете сказать в этой связи об изменении количества участников и их составе?

Матис Воутер Нол:

Последние годы мы наблюдаем увеличение количества дистрибьюторов и байеров на Кинорынке. Кроме того, в этом году стендами на EFM обзавелось большее количество стран. В остальном каких-то значительных изменений в составе участников не произошло. Нам важно, чтобы Европейский кинорынок вызывал устойчивый интерес со стороны деятелей кинобизнеса разных стран, и усердно работаем над этим, в том числе создавая условия для встреч представителей различных киноиндустрий между собой. Все это отражается, в конечном итоге, на количестве людей, заинтересованных в посещении EFM, чем мы по праву гордимся.

Корреспондент:
Как известно, Европейский кинорынок проходит одновременно с Берлинским международным фестивалем. Каким образом фестиваль и рынок взаимодействуют? Как они влияют друг на друга?

Матис Воутер Нол:

Безусловно, они оказывают друг на друга комплексное воздействие. Во-первых, Берлинский фестиваль – это смотр, ориентированный на широкую зрительскую аудиторию, поэтому, если фильм, представленный на EFM, также участвует в одной из программ Берлинале, то  участникам рынка предоставляется прекрасная возможность увидеть живую реакцию публики, что во многом говорит о потенциале фильма. Во-вторых, в рамках Кинорынка на Berlinale Co-production Market и Berlinale Talents презентуются еще не завершенные проекты, которые имеют высокие шансы на то, чтобы в дальнейшем попасть в одну из программ Берлинале, что происходит довольно часто и повторяется из года в год.

Корреспондент:
В прошлом году победителем Берлинского кинофестиваля стал фильм производства Китая. Оказывает ли влияние азиатский рынок на EFM? Насколько оно ярко выражено в Европе?

Матис Воутер Нол:

Да, такая тенденция, безусловно, наблюдается. В первую очередь влияние Азии прослеживается в составе участников EFM – с каждым годом их становится все больше. Но дело не только в этом. В настоящее время китайские онлайн видеоплатформы активно интегрируются в мировое пространство, и на это нельзя не обратить внимание. Их роль возросла в последние два года, и мы будем обсуждать этот момент на EFM, поскольку очень важно понять, почему так происходит, и раскрыть секрет успеха. В целом можно сказать, что азиатский и европейский рынки отличаются друг от друга, в их основе лежат разные бизнес-модели, и потому их конкуренция и взаимодействие могут создать новые возможности, о которых мы сейчас даже не подозреваем.

Корреспондент:
Какие у вас ожидания от Кинорынка этого года?

Матис Воутер Нол:

Это мой первый год на посту директора EFM, и прежде всего мне важно, чтобы Кинорынок развивался, не останавливаясь на достигнутом. У нас прекрасная команда, и уверен, что вместе с Беки Пробст нам удастся держать марку и быть полезными всему мировому киносообществу, частью которого является EFM.
Автор:
Фаина Фардо

Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Фонд кино

Другие статьи по теме Европейский кинорынок/European film market (EFM)

Другие статьи по теме Объединенный российский стенд Russian Cinema

Фоторепортажи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Фоторепортажи по теме Объединенный российский стенд Russian Cinema

Реклама