Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 июля 2013 13:12

Кинодебютанты обещали быть добрыми, простыми и светлыми

Кинодебютанты обещали быть добрыми, простыми и светлыми

24 июля 2013 года в Министерстве культуры состоялось заседание Экспертного Совета, на котором дебютанты, претендующие на получение государственных субсидий, публично защищали свои проекты. Департаментом кинематографии для участия в питчинге было отобрано 22 сценария. В последний момент актер Сергей Пускепалис свой проект с обсуждения снял.

На презентацию проекта, включая демонстрацию видеоматериалов, авторам отводилось не более 5 минут. Но даже и этого времени для большей части участников оказалось много. У половины выступающих не было никакого дополнительного материала – ни видеоряда, ни даже скромных листочков с элементарной информацией о себе. Поэтому чаще всего эксперты просили дебютантов рассказывать о себе – у кого те учились, снимали ли что-нибудь.

Дебютант будет снимать в Албании

На этом фоне хорошее впечатление оставил сценарист Юрий Николаевич Арабов, решивший перейти в лигу режиссеров. Продюсеры кинокомпании «Фортуна фильм» Элла Архангельская и Александра Пискунова, пока мэтр отечественного кино рассказывал о будущем фильме, раздали всем впечатляющий буклет. В нем все убедительно агитировало в пользу фильма «Русские жёны», посвященного трагическим судьбам русских женщин в Албании во времена режима Энвера Ходжи, который превратил страну в тюрьму. Данный проект был подкреплен и авторитетом Сокурова. По словам господина Арабова, Александр Николаевич согласился стать художественным руководителем фильма, а при необходимости оказывать и профессиональную помощь.
Был еще, на мой взгляд, один существенный плюс презентации «Русских жён». Юрий Николаевич не говорил о том, что в нашем кино главенствует отрицательное, негативное кино и не обещал снимать «доброе, простое и светлое».

Много добра

До него, а Арабов выступал уже под конец всего питчинга, экспертам и немногочисленным представителям кинообозревателей приходилось слушать не столько деловую, сколько идеологическую информацию. И когда обещания доброты, простоты и светлости прозвучали в пятнадцатый раз, по большому залу Министерства культуры тихой волной прошел тяжкий вдох.
Жаль, что Министру культуры Владимиру Мединскому дела не позволили этот вздох услышать. Но в дообеденной части питчинга он стал свидетелем откровенного прогиба. Дебютант Дмитрий Просуков (ООО «Студия продюсерского кино», проект «Влюбиться») в финале своего выступления вернул всех во времена, когда без цитат вышестоящих обойтись было нельзя:
«Чем наш сценарий отличается от других сценариев? Во время совещания по вопросам кинематографии Министр культуры Владимир Ростиславович Мединский сказал, что надо как можно больше создавать фильмов, после которых хочется жить. Наш сценарий, я уверен, полностью отвечает вышеуказанным задачам…».
На экспертов это не повлияло, и даже имя художественного руководителя проекта Владимира Хотиненко не стало аргументом в пользу дебютанта.
Большинство дебютантов старались угодить. Заявляли о лирических комедиях, мелодрамах и молодежных историях и одновременно говорили, что хотят снимать в духе советского кино, например, как у Данелии…
Желание снимать позитивное кино – похвально, я полностью за. Но вот ведь проблема – «чернуху» автоматически «белухой» не заменить. И оттого, что раньше герои ругались – стреляли, а теперь целуются, улыбаются и машут зрителям, кино не станет лучше. Особенно, если нет истории. А та, что есть (ссылаюсь на слова опытнейшего эксперта, сценариста Одельши Агишева), прописана невнятно, зато многословно изложен синопсис. И если нет профессиональных аргументов, то идеология добра и света не поможет снять интересный фильм. И то, что часть проектов была отсеяна, на мой взгляд, справедливо. А ведь, признаюсь, до питчинга я была настроена радикально и считала, что субсидии надо выделить всем соискателям-дебютантам, прошедшим первичный отсев.

Вопросы к протоколу

Итоговый протокол Экспертного совета, на мой взгляд, не выглядит абсолютно безупречным. Я не знаю, и потому не буду выстраивать конспирологические теории по каждому победителю, но, например, мне хотелось бы услышать обсуждение экспертов (к этой части питчинга пресса уже не допускалась) проекта «Лес» (режиссер Р. Жигалов, ООО «Искусство продвижения кино»). Выступление, на мой взгляд, было невнятным, но, может быть, члены Экспертного совета, читавшие сценарий, поверили и в будущий фильм.
Но хотелось бы разобраться в причинах отказа субсидий проектам «Веселые рэпята» (режиссер Алексей Бобров, ООО «Продюсерская компания «Рекун» Валерия Тодоровского»), «Повод прогулять уроки» (режиссер Антон Ланшаков, ЗАО «ПК «ГЛАВКИНО»). Съемочные группы представили самые толковые презентации. Кратко и емко говорили продюсеры Валерий Тодоровский и Илья Бачурин, на экране их слова подтверждались изобразительным рядом. Режиссеры также не растекались мыслями по древу, и не импровизировали у микрофона. Было видно, что оба фильма обладают хорошим зрительским потенциалом.

Субсидии как повод не думать о зрителях

И странно, что зрительский потенциал экспертов, кроме продюсеров Сергея Мелькумова и Федора Попова, волновал в последнюю очередь. Есть у меня смутная догадка, что члены Экспертного Совета посчитали продюсерские компании господина Тодоровского и господина Бачурина респектабельными (потому, мол, и так не бросят эти проекты). А, главное, богатыми, которые пришли не по адресу.
Эту догадку косвенно подтвердило попадание в финальную десятку победителей проекта компании ООО «Скай Тайгер продакшн». Презентацию фильма «Осторожно, пистолет не заряжен!» вели режиссеры Кирилл Макаренков и Таисия Игуменцева. Когда в первый раз господин Макаренков, по совместительству художественный руководитель проекта, сформулировал задачу субсидий министерства культуры, мне показалось, что я ослышалась. Но молодой режиссер разными словами повторял: «Государственное финансирование может обезопасить молодых режиссеров от мыслей о прокатных перспективах… государство предоставляет уникальный шанс режиссерам-дебютантам снять фильм, и это фактическая безопасность от жесткого давления…».
Вот такая печальная истина. Государство уже и новыми людьми в киноотрасли воспринимается как безопасная паперть, на которой можно не думать об ответственности за выделенные финансы, в том числе, не думать и о тех, кто будет смотреть это кино. Привыкнуть к такой безопасной (без зрителей) жизни очень легко. Достаточно посмотреть на многих из поколения постарше.

Смелых не было

И еще одно соображение. Перед питчингом дебютантов я вспоминала свой разговор с продюсером Сергеем Сельяновым, который дал шанс снять первый фильм десяткам режиссеров. Сергей Михайлович тогда говорил о том, что дебютное кино – это удивительное дело и состояние, какое бывает только раз в жизни. Потому надо заявить во весь голос – смотрите на меня, вот какой я, я пришел и изменю своим фильмом историю мирового кино, вашу жизнь. Я хочу снять именно это кино, и я сделаю это так, что оно вам запомнится навсегда. Получится или нет, рассуждал Сельянов, совсем другой вопрос, кино – дело рисковое, но у дебютанта обязаны быть амбиции гения и желание быть оригинальным. Увы, из 21 презентации этим пожеланиям профессионала, по «гамбургскому счету», на мой взгляд, соответствовал один проект. Это «Вакантна жизнь шеф-повара» Рустама Ильясова (ООО «Продюсерский центр «ВГИК – Дебют»). В нем автор предлагает посмотреть на нашу привычную реальность с новой точки зрения. О хорошем профессиональном потенциале режиссера говорит и его победа в конкурсе короткометражного кино 35 Московского международного кинофестиваля с фильмом «Замок эльфов».
Автор:
Вита Рамм

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Питчинги

Другие статьи по теме Министерство культуры РФ

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама