Самые кассовые российские фильмы от «Ночного дозора» до «Горько»



Версия для печати Опубликовать в блоге Послать ссылку другу
30.12.2013 09:51:00
Конец года – традиционно, время подведения итогов. В этот раз портал «ПрофиСинема» решил не ограничиваться одним годом, а проанализировать, какие российские картины стали кассовыми хитами за последние 10 лет, каким образом изменялась аудитория, как кассовые фильмы распределялись внутри десятилетия. За точку отсчета был принят «Ночной дозор», вышедший в 2004 году, который впервые за долгое время привел массового зрителя в кинотеатры и открыл, таким образом, новейшую историю кинопроката современного российского кино.

Когда мы свели все отечественные фильмы, вышедшие за это время, в рейтинговую таблицу то, упорядочив их по долларовым кассовым сборам, выяснилось, что «Ночной дозор» стоит на 25 строчке. Таким образом, у нас получился ТОП25 самых кассовых российских фильмов прошедшего десятилетия.

При составлении рейтинга мы пользовались данными ПрофиСинема.ру, а также информацией о бюджетах и кассовых сборах из открытых источников. Фильмы, вышедшие в декабре, чьи основные кассовые сборы приходились на новогодние праздники, отнесены к следующему году.

Топ 25 российских фильмов по сборам 2004-2013 гг.

Название фильма

Посетители, млн. чел.

Сборы в России, млн. долл. США

Сборы в России, млн. Руб.

Бюджет, млн. долл.

Год выхода в прокат

Жанр

Общий

Маркетинг

1

Сталинград

6,1

51,8

1669

30

*

2013

военная драма

2

Ирония судьбы. Продолжение

8,8

49,9

1222

9,5

4,5

2008

мелодрама, комедия

3

Адмирал

5,3

34

869

20

*

2008

военная драма

4

Дневной дозор

7,42

31,97

909,55

4,2

*

2006

фантастика

5

Три богатыря на дальних берегах

4,1

31,5

950

3,5

*

2013

семейная анимация

6

Легенда №17

4,2

29,5

923

13

*

2013

спортивная драма

7

Самый лучший фильм

4,6

27,6

673

9,5

5

2008

комедия

8

Высоцкий. Спасибо, что живой

4,3

27,5

867

12

*

2012

драма

9

Ёлки 2

4,2

26,2

837

5,8

*

2012

новогодняя комедия

10

9 Рота

6

25,6

723,2

6,7

*

2005

боевик

11

Горько!

3,7

25,5

809,5

1,5

*

2013

комедия

12

Иван Царевич и Серый Волк

3,8

24,8

788

3

*

2012

семейная анимация

13

Ёлки

3,73

22,7

699,55

5,5

*

2011

новогодняя комедия

14

Наша Russia: Яйца судьбы

3,9

22,2

661

2

*

2010

комедия

15

Обитаемый остров

3,7

21,8

641,2

36,5

*

2009

фантастика

16

Волкодав из рода Серых Псов

4,1

20,15

526

10

*

2007

фантастика

17

Черная молния

3,35

19,7

594,5

15

7

2010

фантастика, приключения

18

Три богатыря и Шамаханская царица

3,34

19,01

573,5

3

3

2011

семейная анимация

19

Турецкий гамбит

4,68

18,5

518

4

*

2005

боевик

20

Любовь-морковь 2

3,01

17,85

512

3

*

2009

комедия

21

О чем еще говорят мужчины

2,4

17,81

565

3,5

*

2012

комедия

22

Каникулы строгого режима

3,45

17,57

547,09

5

*

2009

комедия

23

Тарас Бульба

3,78

17,04

567,5

16,1

*

2009

боевик, драма

24

Стиляги

2,94

16,8

479,4

15

*

2009

мюзикл

25

Ночной дозор

4,35

16,24

472,59

4,2

*

2004

фантастика

* Примечание — маркетинговый бюджет неизвестен

Фильмы события

Каждый фильм в таблице стал ярким событием. И все же необходимо выделить несколько фильмов, оказавших существенное влияние на российскую киноиндустрию. Один мы уже упомянули – это «Ночной дозор», второй – его продолжение, «Дневной дозор» стал первой отечественной картиной, вышедшей в новогодние праздники и успешно конкурировавший с западными релизами.
Следующим кинособытием стала «Ирония судьбы. Продолжение», вышедшая, как и «Дневной дозор», в канун Нового года, и собравшая рекордную зрительскую аудиторию (8,8 млн.).
В рейтинге несколько лент, относящихся к популярным франшизам. «Ёлки» и «Ёлки 2» - первая и самая успешная франшиза, снятая в жанре новогодней комедии. Безусловным событием в российском кинобизнесе стала анимационная франшиза «Три богатыря» и – первый пример очень успешной полнометражной анимации.

«Сталинград» также стал фильмом-событием, причем сразу по трем причинам. Во-первых, это беспрецедентные кассовые сборы на территории России, которые оказались неожиданными даже для большинства экспертов рынка. Во-вторых, «Сталинград» пока единственный в России сделан в технологии IMAX. В-третьих, это первый отечественный фильм, достаточно широко представленный на международном рынке. «Сталинград» уже собрал за рубежом около $15 миллионов, что составляет примерно 29% от внутренних сборов. Важно отметить, что прокат фильма за пределами России еще не завершен, а на некоторых территориях (в том числе в Европе) не начинался, а значит, можно ожидать увеличения доли зарубежных сборов. Этот безусловный успех стал результатом грамотной работы по продвижению, проделанной как продюсерами, так и дистрибьютором – компанией WDSSPR, которая не часто берется работать с российскими фильмами и как никто другой умеет работать с крупными релизами.

Зрители vs сборы

Поскольку мы сравниваем фильмы, выходившие в прокат в течение длительного времени, то говорить только о сборах (как рублевых, так и долларовых) не совсем корректно. Самым объективным показателем в данном случае является количество зрителей.

ТОП 25 фильмов по количеству зрителей

Название фильма

Посетители, млн. чел.

Сборы в России, млн. долл. США

Год выхода в прокат

Жанр



1

Ирония судьбы. Продолжение

8,8

49,9

2008

мелодрама, комедия


2

Дневной дозор

7,42

31,97

2006

фантастика


3

Сталинград

6,1

51,8

2013

военная драма


4

9 Рота

6

25,6

2005

боевик


5

Адмирал

5,3

34

2008

военная драма


6

Турецкий гамбит

4,68

18,5

2005

боевик


7

Самый лучший фильм

4,6

27,6

2008

комедия


8

Ночной дозор

4,35

16,24

2004

фантастика


9

Высоцкий. Спасибо, что живой

4,3

27,5

2012

драма


10

Легенда №17

4,2

29,5

2013

спортивная драма


11

Ёлки 2

4,2

26,2

2012

новогодняя комедия


12

Три богатыря на дальних берегах

4,1

31,5

2013

семейная анимация


13

Волкодав из рода Серых Псов

4,1

20,15

2007

фэнтези


14

Наша Russia: Яйца судьбы

3,9

22,2

2010

комедия


15

Иван Царевич и Серый Волк

3,8

24,8

2012

семейная анимация


16

Тарас Бульба

3,78

17,04

2009

боевик, драма


17

Ёлки

3,73

22,7

2011

новогодняя комедия


18

Горько!

3,7

25,5

2013

комедия


19

Обитаемый остров

3,7

21,8

2009

фантастика


20

Каникулы строгого режима

3,45

17,57

2009

комедия


21

Черная молния

3,35

19,7

2010

фантастика, приключения


22

Три богатыря и Шамаханская царица

3,34

19,01

2011

семейная анимация


23

Любовь-морковь 2

3,01

17,85

2009

комедия


24

Стиляги

2,94

16,8

2009

мюзикл


25

О чем еще говорят мужчины

2,4

17,81

2012

комедия



Таким образом, лидер по кассовым сборам - «Сталинград» (результат 6,1 млн. зрителей) отодвигается на третью строчку рейтинга, значительно уступая как предыдущему лидеру - «Ирония судьбы. Продолжение» (8,8 млн. зрителей), так и «Дневному дозору» (7,4 млн.).

Анализируя самые кассовые российские фильмы последнего десятилетия, мы наблюдаем постепенное сокращение кинотеатральной аудитории, которое происходит несмотря на значительно увеличившееся в то же время количество залов. Если в период 2005–2009 был хотя бы один российский релиз в год, который преодолевал планку в 5 млн. зрителей, то в 2010–2013 это удалось только «Сталинграду».

На изменение количества зрителей в кинотеатрах влияет сразу несколько факторов: и общее осложнение демографической ситуации, и рост цен на билеты. Но основной причиной является развитие интернет технологий, и увеличивающееся количество зрителей в онлайн кинотеатрах и пользователей VoD.

Изменение цен на билеты в ТОП25 по годам:

Год выхода в прокат

Название фильма

Средняя цена билета, руб.



2004

Ночной дозор

108,64


2005

Турецкий гамбит

110,68


2005

9 Рота

120,53


2006

Дневной дозор

122,58


2007

Волкодав из рода Серых Псов

128,29


2008

Ирония судьбы. Продолжение

138,86


2008

Самый лучший фильм

146,30


2008

Адмирал

163,96


2009

Тарас Бульба

150,13


2009

Каникулы строгого режима

158,58


2009

Стиляги

163,06


2009

Любовь-морковь 2

170,10


2009

Обитаемый остров

173,30


2010

Наша Russia: Яйца судьбы

169,49


2010

Черная молния

177,46


2011

Три богатыря и Шамаханская царица

171,71


2011

Ёлки

187,55


2012

Ёлки 2

199,29


2012

Высоцкий. Спасибо, что живой

201,63


2012

Иван Царевич и Серый Волк

207,37


2012

О чем еще говорят мужчины

235,42


2013

Горько!

218,78


2013

Легенда №17

219,76


2013

Три богатыря на дальних берегах

231,71


2013

Сталинград

273,61




В условиях, когда по объективным причинам кинотеатральная аудитория сокращается, рост цены кинобилета является определяющим, и, пожалуй, единственным фактором, позволяющим российским (как, впрочем, и зарубежным) релизам показывать кассовые рекорды. За последние десять лет средняя стоимость одного билета в рублях выросла более чем в 2,5 раза и значительно опережает как инфляцию, так и изменение курса рубля по отношению к доллару США. Средняя цена билета, например, на «Сталинград» в России составила 273,6 рубля (около $8.5), что значительно выше российских фильмов, выходивших не только в 2008, но и в 2013 году. Высокая средняя цена билета на «Сталинград» обусловлена более дорогими билетами на сеансы в залах IMAX, и в формате 3D. Общие же сборы ленты в залах IMAX составили 211,8 млн.руб. Другой отечественный фильм, идущий в прокате практически в то же время – комедия «Горько!» был более лоялен к кошельку зрителей – средняя цена билета 232,4 рубля, а аналогичный показатель «Легенды №17» составил 218,85 руб., что значительно выше цен 2011 и 2012 года, не говоря уже о 2004.

Распределение ТОП 25 кассовых фильмов по годам

Начиная с 2004 года, когда в прокат вышел «Ночной дозор», и по 2009 год российское кинопроизводство было на подъеме. В этот период количество фильмов лидеров по кассовым сборам увеличивалось год от года. Самым урожайным по количеству фильмов из ТОП25 стал 2009 год, когда вышли «Обитаемый остров», «Любовь-морковь 2», «Каникулы строгого режима», «Тарас Бульба» и «Стиляги». Затем наступил резкий спад 2010 года, что стало результатом кризиса и то, что значительная часть проектов, запущенных в 2008-2009, была заморожена. Начиная с 2009 года, когда воссозданный Фонд кино стал распределять финансирование студиям лидерам, ситуация стала улучшаться. Фильмы, получившие финансирование в то время, стали выходить на экраны в 2012 – как результат в 2012 и 2013 по четыре фильма стали лидерами по кассовым сборам.

распределение фильмов ТОП25 по годам

Самые успешные и неуспешные фильмы

Самый кассовый фильм совсем не всегда означает доходный. Оценка финансовых результатов кинопроката очень сложна, прежде всего, из-за отсутствия финансовой прозрачности в российском кинобизнесе. К сожалению, самые кассовые фильмы не являются исключением. Если производственный бюджет фильма, как правило, известен, то сумма расходов на маркетинг у большинства проектов не указывается. Также мы не учитываем тот факт, что значительная часть фильмов была сделана с частичной или полной государственной поддержкой. Поэтому определить доходность того или иного фильма можно только очень условно.
Поскольку известно, что по устоявшейся в России схеме распределения до продюсера доходит в среднем около 40% кассовых сборов, мы получаем следующее:

Самые успешные фильмы в российском кинотеатральном прокате

Название фильма

Посетители, млн. чел.

Сборы в России, млн. долл. США

Бюджет, млн. долл.

Цена билета, руб.

Доход продюсерской компании, млн. долларов США



Ирония судьбы. Продолжение

8,8

49,9

9,5

138,86

11,71


Три богатыря на дальних берегах

4,1

31,5

3,5

231,71

9,89


Дневной дозор

7,42

31,97

4,2

122,58

9,39


Горько!

3,7

25,5

1,5

218,78

9,34


Иван Царевич и Серый Волк

3,8

24,8

3

207,37

7,54


Наша Russia: Яйца судьбы

3,9

22,2

2

169,49

7,44


Ёлки 2

4,2

26,2

5,8

199,29

5,34


Три богатыря и Шамаханская царица

3,34

19,01

3

171,71

5,08


Любовь-морковь 2

3,01

17,85

3

170,10

4,59


9 Рота

6

25,6

6,7

120,53

4,18


Ёлки

3,73

22,7

5,5

187,55

4,15


О чем еще говорят мужчины

2,4

17,81

3,5

235,42

4,07


Турецкий гамбит

4,68

18,5

4

110,68

3,86


Ночной дозор

4,35

16,24

4,2

108,64

2,70


Каникулы строгого режима

3,45

17,57

5

158,58

2,47


Самый лучший фильм

4,6

27,6

9,5

146,30

2,23



Самые кассовые фильмы, не окупившиеся в российском кинотеатральном прокате

Название фильма

Посетители, млн. чел.

Сборы в России, млн. долл. США

Бюджет, млн. долл.

Цена билета, руб.

Доход продюсерской компании,

млн. долларов США



Обитаемый остров

3,7

21,8

36,5

173,30

-27,24


Тарас Бульба

3,78

17,04

16,1

150,13

-8,86


Сталинград

6,1

51,8

30

273,61

-7,99


Стиляги

2,94

16,8

15

163,06

-7,86


Черная молния

3,35

19,7

15

177,46

-6,63


Адмирал

5,3

34

20

163,96

-5,55


Волкодав из рода Серый Псов

4,1

20,15

10

128,29

-1,44


Легенда №17

4,2

29,5

13

219,76

-0,46


Высоцкий. Спасибо, что живой

4,3

27,5

12

201,63

-0,31



С другой стороны, возможно, мы увидели бы еще более пессимистическую картину, если бы продюсеры открывали маркетинговые бюджеты своих проектов. Но информация о бюджетах проектов последних лет (в том числе снятых и полностью или частично на бюджетные средства) очень скупа, и не всегда полна.

Возвращаясь к теме государственной поддержки – почти половина фильмов в ТОП 25 (11 фильмов) была сделана при финансовой поддержке Фонда кино, в том числе все самые кассовые фильмы 2011–2013.

Самыми привлекательным для кинопроизводства, с точки зрения окупаемости остаются комедии – из 25 фильмов 9 сделаны в этом жанре, причем все они окупились. Боевики, фантастика, приключения распределены практически поровну, как по количеству фильмов в ТОП 25, так и по количеству окупившихся / неокупившихся проектов.

Самые успешные продюсеры

Кассовый успех фильмов в первую очередь обусловлен успешной работой продюсеров. Большая часть картин из ТОП25 прошедшего десятилетия сделана десятью продюсерами, начавшими свой путь в кино еще в 90-е годы. 

Персона

Проектов в ТОП25

1

Анатолий Максимов

6

2

Константин Эрнст

5

3

Тимур Бекмамбетов

5

4

Сергей Сельянов

3

5

Федор Бондарчук

3

6

Александр Роднянский

3

7

Рубен Дишдишян

3

8

Антон Златопольский

3

9

Сергей Мелькумов

3

10

Леонид Верещагин

2


Вывод 

После выхода «Ночного дозора» прошло десять лет. Отрасль выходит на новый этап. Возможности роста цены кинотеатральных билетов по оценкам ведущих экспертов практически исчерпаны, кинотеатральная аудитория не растет. Происходит изменение модели киносмотрения.
Оптимизм вызывает потенциал интернет-кинотеатров и сервисов VoD. Хотя в настоящий момент доходы с этого сектора рынка невелики, но ситуация меняется. Аудитория подобных сервисов растет, вслед за аудиторией приходят рекламные деньги, растут доходы игроков рынка. Вероятнее всего, в среднесрочной перспективе мы можем ожидать изменения ситуации и доходы от интернет-продаж и сервисов VoD смогут компенсировать продюсерам выпадающие доходы от сокращающейся кинотеатральной аудитории.
Для дальнейшего устойчивого развития отрасли также необходимо активно осваивать международные рынки. Возможно, «Сталинград» будет первым фильмом, продюсерам которого удастся это сделать.


Автор: Матвей Ромодановский




Просмотров: 59922   |      





Все статьи по теме кинобизнес

14.12.2017Мировые сборы проектов Universal Pictures превысили 5 миллиардов долларов
14.12.2017«Титаник», «Крепкий орешек» и «Супермен» признаны культурным достоянием США
13.12.2017X съезд Союза кинематографистов: «Хроника убывающего плодородия»
13.12.2017Лидером «черного списка» стал сценарий о бывшем нацисте
13.12.2017На заседании комитета Госдумы по культуре рассказали о новом рекорде кассовых сборах российского кино






 
Все новости  |  Архив за неделю  |  Архив за месяц RSS

 PR агентство |
 
 О проекте |  Контакты |  Реклама на сайте |  Услуги |  Форум
 





База данных по киноорганизациям.