Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
4116
на печать
23 Апреля 2015 13:42

Вадим Сотсков: «Международная копродукция в нынешней ситуации – это самая правильная вещь»

Вадим Сотсков: «Международная копродукция в нынешней ситуации – это самая правильная вещь»

27 апреля 2015 года состоится очная защита проектов, претендующих на поддержку Фонда кино. Среди них – новый полнометражный анимационный фильм студии «КиноАтис» «Гурвинек и волшебный музей», реализуемый в копродукции с Чехией и Бельгией. О том, почему международные проекты сейчас особенно актуальны и перспективны для отечественной киноиндустрии, мы поговорили с генеральным директором компании «КиноАтис» Вадимом Сотсковым.

Корреспондент:
Компании «КиноАтис» чуть больше десяти лет. Расскажите, пожалуйста, как она создавалась и развивалась.

Вадим Сотсков:

Начинали с мелких проектов. Среди них есть и очень удачные: «Микрополис», «Приключения Карика и Вали» - своего рода классика, которую мы делали на заре основания компании. А первым большим проектом стал полный метр «Белка и Стрелка. Звездные собаки», который мы задумали еще в 2006 году, а выпустили в 2010-м совместно со студией ЦНФ и Сергеем Зерновым, который в то время возглавлял эту студию.

кадр из анимационного фильма "Белка и Стрелка. Звездные собаки"

Корреспондент:
Получается, «Белка и Стрелка. Звездные собаки» - это такой поворотный момент, разделивший историю компании на «до» и «после».

Вадим Сотсков:

Да, пожалуй. «Белка и Стрелка. Звездные собаки» – хороший, качественный проект, который успешно прошел в мире и открыл перед нами новые перспективы.

Корреспондент:
В чем, по вашему мнению, секрет успеха этого проекта? Вы угадали с героями?

Вадим Сотсков:

В первую очередь, мы угадали с темой. Плюс, это очень качественный мультфильм, хорошо сделанный по всем параметрам. И история детально проработана, и качество картинки, и анимация. Всё на мировом уровне. Собственно, картина имела мировой успех и была показана в 160 странах.

Корреспондент:
Да, и у проекта получилась долгая история, которая еще продолжается.

Вадим Сотсков:

«Белка и Стрелка» выросли в большой бренд, который тематически подразделяется на несколько частей. У нас есть общий проект «Белка и Стрелка», который включает в себя два полных метра, и сериал с двумя сегментами – спортивным («Белка и Стрелка. Спортивная команда») и неспортивным («Белка и Стрелка. Озорная семейка»). Такой подход распространен во всем мире.
DreamWorks, например, одновременно с нами запустили «Как приручить дракона». Затем в параллели с нами выпустили вторую часть, и сериал у них тоже есть. Не сговариваясь, многие студии делают одинаковые вещи.

кадр из анимационного сериала "Белка и Стрелка.Озорная семейка"

Корреспондент:
Да, сейчас это общее место – построение целой вселенной вокруг проекта. «Белка и Стрелка» - не только анимационная франшиза, но еще и мюзикл.

Вадим Сотсков:

Историю с мюзиклом мы как раз сейчас завершаем. В Москве он шел три сезона, и больше идти не будет, а отправится в путешествие по России и ближнему зарубежью.
Этой зимой планируется новое шоу, работу над которым мы доверим партнерам.

Корреспондент:
Будут ли новые части полнометражной «Белки и Стрелки»?

Вадим Сотсков:

Скорее всего, да, но мы еще не знаем, будет ли это в чистом виде «Белка и Стрелка», или мы сделаем параллельные проекты про других героев – например, про крыса Веню. Сейчас мы разрабатываем глобальную идею, которую, как я думаю, сформулируем к концу года, и тогда будем понимать, как дальше развивать бренд «Белка и Стрелка». На данный момент, могу сказать точно, что сериальная история не заканчивается, и в этом году мы завершим 104 серии. В следующем – производство сериала продолжится, но не в таком большом количестве – возможно, это будет 10-20 серий в год. Так или иначе, работа с брендом будет вестись.

Корреспондент:
Ближайший релиз компании – полнометражный анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы». Расскажите о нем подробнее.

Вадим Сотсков:

Это проект для нашей студии нетипичный, но вместе с тем очень интересный. «Необыкновенное путешествие Серафимы» - первый фильм «КиноАтис» с героями-людьми, поэтому в нем мы использовали технологию Motion Capture.
Мне кажется, у нас получилось сделать хорошую, крепкую историю про девочку, которая живет в 1943 году в детском доме и разгадывает его секреты. Она узнает, что детдом – бывшая усадьба, в которой происходило множество загадочных вещей.
В мультфильме присутствует русский святой Серафим Саровский, однако, это точно не церковно-религиозное кино. Хотя людям, которые ходят в церковь, оно тоже будет небезынтересно. Но все-таки «Серафима» - больше светское кино и визуально очень красивое.

кадр из анимационного фильма "Необыкновенное путешествие Серафимы"

Корреспондент:
«Необыкновенное путешествие Серафимы» претендует на международный прокат или это локальная история?

Вадим Сотсков:

Нет, я показывал мультфильм американским дистрибьюторам, и они готовы его распространять. Конечно, всё это будет обсуждаться с нашим прокатчиком – компанией «Централ Партнершип», у которой есть видение, как лучше продавать картину. Лично у меня есть уверенность, что в ряде территорий «Необыкновенное путешествие Серафимы» должно пройти просто великолепно. Это часть Европы и Латинская Америка.

Корреспондент:
То есть предполагается озвучка мультфильма и на английском языке с привлечением иностранных актеров?

Вадим Сотсков:

Сначала мы выпустим фильм в России, а потом посмотрим, что делать в мире, ведь обычно компании, покупающие кино на иностранные территории, интересуются предысторией проекта – его прокатной судьбой на родине. Я так думаю, что летом-осенью мы приступим к озвучке на английский.

Корреспондент:
Еще один «горячий» проект «КиноАтис» - мультсериал «Планета Ai», в котором вы продолжаете космическую тему. Как родилась идея этого мультфильма, и в какой степени готовности он находится?

Вадим Сотсков:

Сейчас готовы три серии и еще три – мы закончим в самое ближайшее время. При благоприятном стечении обстоятельств, до конца года, возможно, удастся произвести еще шесть. Затем будем смотреть, полюбился ли проект зрителям, и что с ним делать дальше. Мы тестировали его на фокус-группах, в которых участвовали и дети, и взрослые. Судя по их результатам, потенциал у сериала очень хороший. Также я показывал «Планету Ai» американцам – им тоже всё нравится.

кадр из анимационного сериала "Планета Ai"

Корреспондент:
Сериал состоит из динамичных немых скетчей, что делает его универсальным для зрителей любых стран.

Вадим Сотсков:

Да, мы учли запросы международных дистрибьюторов, которые говорят, что перспективнее всего продавать мультсериалы без диалогов, и решили делать проект с мировым потенциалом. Перспективы «Планеты Ai» станут понятнее по итогу кинотеатральных показов (мультсериал стартовал на экранах 21 марта в рамках проекта «Мульт в кино») и по количеству просмотров, которые сериал наберет в Интернете и на ТВ.

Корреспондент:
Сериал транслируется на телеканале «Мульт»?

Вадим Сотсков:

Да, мы рады, что «Мульт» взял «Планету Ai» в эфир, потому что они берут далеко не всех. Но, в принципе, у нас сейчас нет стороннего инвестора, мы производим сериал за свой счет при частичной поддержке Министерства Культуры Российской Федерации. У нас нет задачи – сразу найти партнера, чтобы отдать ему часть прав. Если проект окажется успешным, думаю, у него появится инвестор, и телеканалы тоже, наверняка, активизируются.

Корреспондент:
На какой возрастной сегмент рассчитана «Планета Ai»?

Вадим Сотсков:

Прежде всего, мы рассчитываем на аудиторию от пяти лет до тинейджеров. В отличие от сериала «Белка и Стрелка», который рассчитан на дошкольников, этот сериал для детей постарше. В нем достаточно агрессивный монтаж, а малышам подходит более спокойный ритм. Но, конечно, проект не статичный, мы многое пробуем, экспериментируем, пытаясь найти определенный стиль подачи и самой анимационной картинки. Сложно что-либо предугадать, когда ты первым выходишь с какой-то темой.

Корреспондент:
Да, проект, действительно, необычный и в нем очень симпатичные герои, которые сразу запоминаются.

Вадим Сотсков:

Как раз с героями тут интересная история получилась. Обычно продать образы из сериала очень трудно, пока он не прошел на телевидении. Здесь же, наоборот, многие компании уже сейчас рассматривают возможность покупки лицензии на образы персонажей до старта в телеэфире. Еще до премьеры мы показали на выставках пилотные серии «Планеты Ai» и разместили плакаты с героями, которые привлекли внимание многих людей, пожелавших использовать анимационные образы в полиграфической продукции, игрушках, упаковках и т.п. Это очень хороший показатель – значит, герои вызывают интерес.

Корреспондент:
Мы поговорили о проектах, которые уже завершены или находятся в процессе завершения. Но также у вашей студии сейчас два полнометражных анимационных фильма в стадии препродакшна: «Штурман лапчатый» и «Гурвинек и волшебный музей». Остановимся на них подробнее.

Вадим Сотсков:

«Штурман лапчатый» мы делаем вместе со студией имени Горького. Идея у проекта замечательная, и сейчас художники как раз ее разрабатывают, придумывают образы, миры и, собственно, стиль фильма. Пока что готов главный персонаж Гусь Степка, он уже трехмерный и может жить своей жизнью. Скоро сделаем с ним видео (тизер или трейлер), покажем и, как водится, решим - останется герой в этом образе, или мы что-то поменяем. «Штурман лапчатый» - это история о том, как гусь-сирота, страдающий от неуверенности в себе, меняется и становится вожаком стаи.

постер анимационного фильма "Штурман лапчатый"

Корреспондент:
История такого «self-made-гуся» получается.

Вадим Сотсков:

Да, именно. Степка с детства очень не уверен в себе, из-за чего по жизни его преследуют всяческие проблемы.
Но вот однажды он влюбляется, и начинает думать, как себя поменять, чтобы соответствовать своей возлюбленной. Так Степка постепенно взращивает в себе мужественность, находит друзей, с которыми преодолевает ряд испытаний, и в итоге из лузера превращается в вожака стаи. Классический «self-made гусь», да.

Корреспондент:
Снова универсальный сюжет. Со «Штурманом» вы тоже собираетесь выходить в зарубежный прокат?

Вадим Сотсков:

Да, безусловно.

Корреспондент:
Сказалась ли текущая политическая ситуация на вашем общении с зарубежными партнерами?

Вадим Сотсков:

Нет, никак не сказалась. В бизнесе всё просто: если тебе есть, что предложить, с тобой дружат. Если нечего, а тут еще и санкции – тогда дружить с тобой нет смысла. Но с успешной компанией всегда будут делать бизнес. У нас, например, в ноябре была обложка американского Animation Magazine. Попасть на обложку такого журнала – это серьезно, обычно ее украшают голливудские проекты. А наши «Белка и Стрелка» («Звездные собаки» и «Лунные приключения») дважды туда попадали. Причем первый журнал вышел до санкций, а второй – уже после. Тем не менее, главный редактор не побоялся выпустить Animation Magazine с русским фильмом на обложке.

публикации об анимационном фильме "Звездные собаки: Белка и Стрелка" в журнале Animation Magazine

Корреспондент:
Привлекаете ли Вы зарубежных подрядчиков к производству?

Вадим Сотсков:

Да, у нас многолетние отношения с партнерами из Индии.
В Москве у нас работают креативщики, которые формируют фильм. Производство происходит частично здесь, частично в Индии.

Корреспондент:
А с китайскими подрядчиками Вы не пробовали сотрудничать?

Вадим Сотсков:

Я пытался, но как-то не заладилось. Может, в будущем получится. Нужно ездить, разговаривать. Вообще хорошего подрядчика найти трудно: прежде, чем остановиться на индийской студии, с которой мы уже много лет работаем, пробовали сотрудничать еще с двумя. И, кстати, в Китае сейчас не так дешево, как это кажется. В Индии дешевле. В партнерстве с Китаем хорошо то, что если им проект нравится, они могут привлечь собственные средства в обмен на права.
Плюс, Китай – это, конечно, миллиардный рынок, но на него не пускают всех подряд. Это регулируется квотами, а если ты с китайской компанией производишь фильм, то необходимость получать квоту на рынок отпадает.

Корреспондент:
А в России пока не хватает собственных мощностей, чтобы полностью обеспечивать производство мультфильмов?

Вадим Сотсков:

Да, пока не хватает. Нам даже недавно пришлось открыть в Нижегородской области филиал компании – «КиноАтис – Саров». Пытаемся развивать это направление.

Корреспондент:
Вернемся к разговору о проектах «КиноАтис». Как продвигается работа над анимационной лентой «Гурвинек и волшебный музей», которую вы делаете в копродукции с Чехией и Бельгией?

Вадим Сотсков:

Герою по имени Гурвинек в следующем году исполняется 90 лет, он очень популярен в Чехии. У нас этот персонаж был достаточно известен в Советское время по журналам «Мурзилка» и «Веселые картинки». С тех пор выросло поколение, которое ничего про него не слышало. Мы хотим вернуть интерес к Гурвинеку, потому что история, с которой к нам пришли чехи, правда, отличная. Сейчас мы дописываем сценарий и где-то с лета развернем мощное производство.

кадр из анимационного фильма "Гурвинек"

Корреспондент:
Будет ли сценарий адаптирован для российского зрителя?

Вадим Сотсков:

Да, одна из героинь – русская девочка. Кстати, в Чехии очень хорошо относятся к русским, и их там очень много. Например, пражский офис наших партнеров по «Гурвинеку» расположен над русским продуктовым магазином. По-моему, всё это напряжение, которое нагнетается вокруг России, искусственное. В мире к нам нормально относятся, и я думаю, что, чем больше будет добрых совместных проектов типа «Гурвинека», тем лучше нас будут воспринимать. Международная копродукция в нынешней ситуации – это самая правильная вещь. Благодаря ей, люди из других стран начнут понимать, что в Москве медведи и террористы с автоматами по улицам не ходят, что жизнь наша такая же, как в Европе, что здесь умеют работать и делать качественную анимацию.

Корреспондент:
В каких международных кинорынках проекты «КиноАтис» будут принимать участие?

Вадим Сотсков:

В Международном рынке анимации в Анси мы всегда участвуем. Думаю, с осени начнем «Штурмана лапчатого» представлять на разных кинорынках. По «Гурвинеку» все решения о том, как продавать фильм, будут приниматься коллегиально с партнерами. Я почти уверен, что продажи по нему будут осуществляться через дистрибьютора, что проще и удобнее для всех. Что касается территорий: мы взяли себе бывший Советский Союз, чехи и бельгийцы – пол-Европы, а остальное будем делить в соответствии с вложенными в проект средствами.

Корреспондент:
Какие тенденции и тренды вы можете выделить в современной мировой анимации?

Вадим Сотсков:

Ежегодно под Лос-Анджелесом проходит замечательное событие Animation Summit. Туда приглашаются все крупные студии: DreamWorks, Disney, нас тоже приглашали. Там есть возможность пообщаться со всеми участниками анимационной отрасли и узнать много нового. Например, я могу сделать вывод, что в Америке сейчас тенденция к сокращению бюджетов. Мультфильмов много, и определяющим моментом становится качество и содержание. Зрителю уже не так интересно просто прийти на фильм и больше часа смотреть на красивую картинку с экшеном. Должна быть хорошая крепкая история.
Конечно, Голливуд лидирует, но во всем мире сейчас появляются анимационные студии, способные производить качественный продукт международного уровня. В ЮАР, например, каким-то чудесным образом за пять лет с нуля отстроили приличную анимационную индустрию. В Европе уже достаточно много мощных анимационных студий. Полагаю, что сейчас будет происходить какое-то укрупнение и слабые игроки отпадут, а останутся только сильные студии. Хочется верить, что мы сможем войти в этот состав (я имею в виду мировой масштаб).
В последние пятнадцать лет индустрия развернулась в сторону компьютерных фильмов. Сейчас, вполне возможно, найдется компания, которая сделает удачный двухмерный рисованный мультфильм и, вероятно, произойдет откат назад в рисованное кино. Это было бы закономерно, ведь просто технологией, прорисовкой шерсти, какими-то суперэффектами уже не удивишь. Нужно придумывать очень хорошую историю, которой не было ни у кого.

Корреспондент:
А у российской анимации какие перспективы?

Вадим Сотсков:

Совершенно радужные. Лет десять назад ничего вообще не было, а сейчас в год выходит несколько полнометражных мультфильмов, создаются мощные сериалы, востребованные за рубежом. Появляются анимационные бренды, чего уж точно никто не мог прогнозировать еще 10 лет назад. Всё идет в нужном направлении. Правда, специалистов не хватает, но это нормально. Если есть запрос, будут и люди.

Корреспондент:
Вы в последние годы сосредоточились на продюсировании. Планируете ли Вы делать какие-то режиссерские проекты?

Вадим Сотсков:

Дело в том, что нельзя заниматься всем и сразу. Иногда у меня бывают мысли, не сложить ли кинодиректорство, чтобы появилось время полноценно заниматься режиссурой. Но потом я понимаю, что продюсирование – тоже очень креативная штука: ты должен все собрать воедино и поставить на нужные места тех людей, которые способны в нужном качестве довести фильм до ума.

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Фонд кино

Другие статьи по теме Анимационная студия КиноАтис

Реклама