Российское кино в отечественном прокате: Итоги 2016 года



Версия для печати Опубликовать в блоге Послать ссылку другу
30.12.2016 12:15:00

В конце 2016 года интернет-портал «ПрофиСинема» по традиции подводит итоги уходящего года, публикуя серию статей, посвященных разным аспектам кинобизнеса. В ближайшее время мы систематизируем кассовые показатели зарубежных фильмов, вышедших в российский прокат, проанализировав самые громкие истории успеха и поражения, а также расскажем об итогах мероприятий и инициатив, реализованных в рамках Года российского кино. В первой статье из цикла читайте о том, как выступили российские картины в прокате.

Самые кассовые российские фильмы 2016 года*:

N

Фильм

Дистрибьютор

Экраны

Общие сборы

Наработка на экран

1

Экипаж

ЦПШ

2500

1'504'508'888

601'804

2

Иван Царевич и Серый Волк 3

Наше кино

1800

749'816'763

416'565

3

Самый лучший день

Базелевс / Фокс

1526

726'346'440

475'981

 4 28 панфиловцев UPI 1181** 384'052'756 325'193

5

Жених

Каро

1824

482'320'238

264'430

6

Дуэлянт

WDSSPR

1952

377'185'497

193'230

7

Ледокол

Наше кино

1224

348'056'303

284'360

8

Мафия: Игра на выживание

Каро

1472

318'116'792

216'112

9

День выборов 2

UPI

1034

314'869'088

304'516

10

Страна чудес

WDSSPR

1124

312'546'784

278'067

 

 

 

 

5,518,075,357

     

* - по данным на 27 декабря 2016 года.
** - для релизов компании UPI в графе Экраны указано количество кинотеатров.

Из 121 российского релиза 2016 года (118 лент вышли в прокат на момент публикации, еще 3 стартуют в кинотеатрах до конца декабря), заветная цифра в миллиард рублей покорилась только «Экипажу» (в 2015 году картин-миллиардников не было, а в 2014 году эту отметку удалось преодолеть лишь «Вию»). 

В целом для российских картин, вышедших в кинопрокат, за последний год возросли такие показатели, как сборы (более чем на миллиард рублей), посещаемость (количество купленных билетов более чем на 3 млн. превысило аналогичный показатель прошлого года) и средняя цена на билет. Наибольшее влияние на показатель сборов российских фильмов оказал «Экипаж» - на его долю приходится почти 17% посещений отечественных картин. Фильм вышел в формате IMAX, что сказалось на стоимости его билетов (цена билета для отечественных картин по сравнению с 2015 годом значительно возросла из-за того, что в прошлом году российские фильмы-лидеры по посещаемости не прокатывались в формате IMAX).

Что касается жанровой специфики самых кассовых российских картин 2016 года, то можно сказать, что уходящий год прошел под знаком масштабных высокобюджетных лент. К этой категории можно отнести сразу пять проектов: «Экипаж», «Дуэлянт», «28 панфиловцев», «Ледокол», «Мафия: Игра на выживание». Каждый из них имеет свои особенности. 

«Экипаж» - фильм-катастрофа с большим количеством экшена, трюковых сцен и визуальных эффектов, которые несмотря на критику их неправдоподобности, работали на зрелищность картины, что и позволило «Экипажу» занять лидирующую позицию в рейтинге. 
«Дуэлянт» - костюмная историческая драма, обладающая ярким визуальным миром. 
«28 панфиловцев» - военная драма, ставшая одним из самых успешных краудфандинговых проектов в истории российской киноиндустрии и получившая неофициальный статус «народного кино». 
«Ледокол» - фильм-катастрофа, основанный на реальных событиях. 
Обилие визуальных эффектов характеризует и фантастический экшн «Мафия: Игра на выживание».

Традиционно в числе лидеров – комедии, и в этом году их четыре: «Самый лучший день», «Жених», «День выборов 2» и «Страна чудес». «Самый лучший день» является в своем роде экспериментом – создатели позиционировали его как «первую караоке-комедию», и креативная рекламная кампания смогла привлечь достаточное число зрителей. «Жених», который должен был выйти в мае и носивший первоначальное название «Майские», оказался в прокате в сентябре, но смена названия и даты, по мнению экспертов, лишь пошли ему на пользу. Картина является комедией в чистом виде, равно как и день «День выборов 2». Оба проекта объединяет то, что главные роли в них исполнили признанные звезды комедийного жанра – Сергей Светлаков и участники Квартета И соответственно. Фильм «Страна чудес» - комедийный альманах о приключениях россиян под Новый год.

Остается востребованной и анимация – и хотя в ТОП-10 уходящего года всего одна анимационная картина (напоминаем, что в 2015 году их было две) - «Иван Царевич и Серый Волк 3», стоит учесть, что она расположилась на втором месте.

При этом всего две картины относятся к франшизам (в прошлом году их было 5): «Иван Царевич и Серый Волк 3» и «День выборов 2», что позволяет говорить о некотором сдвиге в сторону оригинального контента.

В ТОП 25 самых кассовых российских фильмов за последние 10 лет вошли две новые картины – «Экипаж» (второе место) и «Иван Царевич и Серый Волк 3» (15-е место). Лидерство в этом рейтинге за собой сохраняет «Сталинград».

Общие сборы ТОП 10 российских картин составили 5 млрд. 513 млн. рублей (по данным на 20 декабря 2016), что на полтора миллиарда выше показателя предыдущего года. В то же время на ТОП 10 зарубежных лент в российском прокате пришлось 15 млрд. 671 млн. Таким образом, доля самых кассовых отечественных лент 2016 года составила 35,1% от топовой десятки самых кассовых зарубежных картин, вышедших за этот же период. 


ТОП 10 российского кинопроката 2016 года

В ТОП 10 фильмов в российском кинопрокате по итогам уходящего года (с учетом иностранных фильмов) всего одна российская картина, а именно «Экипаж», расположившаяся на пятом месте. В ТОП 20 два российских фильма: «Экипаж» и анимационный «Иван Царевич и Серый Волк 3» (20 позиция рейтинга). 

В ТОП 25 самых кассовых фильмов в российском прокате за последние 10 лет (с учетом иностранных фильмов) вошли семь отечественных картин, в том числе «Экипаж», который занял 18-е место (в 2015 году ни одному отечественному проекту не удалось попасть в этот рейтинг). 

ТОП-10 фильмов-лидеров по количеству копий в дебютный уикенд*

Фильм

Дистрибьютор

Экраны

Общие сборы, 
руб.

Наработка на экран

1

Экипаж

ЦПШ

2500

1’504’508’888

601’804

2

Дуэлянт

WDSSPR

1952

377’185’497

193’230

3

Волки и овцы: Бе-е-е-зумное превращение

Наше кино

1892

153’555’361

81’160

4

Жених

Каро

1824

482’320’238

264’430

5

Иван Царевич и Серый Волк 3

Наше кино

1800

749’816’763

416’565

6

Самый лучший день

Базелевс / Фокс

1526

509’569’460

475'981

7

Мафия: Игра на выживание

Каро

1472

318’116’792

216’112

8

Крякнутые каникулы

Каро

1360

90’169’868

66’301

9

Ледокол

Наше кино

1224

348’056’303

284’360

10

Землетрясение

Каро

1209

219’612’809

181’648

* - по данным на 27 декабря 2016 года.

Из 10 картин, расписанных максимально широко, семь вошли в ТОП-10 самых кассовых российских картин года: «Экипаж», «Дуэлянт», «Жених», «Иван Царевич и Серый Волк 3», «Самый лучший день», «Мафия: Игра на выживание» и «Ледокол», при этом лидер по кассовым сборам занимает первое место и по количеству копий. Однако статистика в очередной раз демонстрирует, широкая роспись – еще не гарантия большого бокс-офиса. К примеру, анимационная лента «Крякнутые каникулы», занимающая восьмое место по количеству копий, не вошла не только в десятку, но и двадцатку самых кассовых фильмов. Еще один анимационный проект - «Волки и овцы: Бе-е-е-зумное превращение», расписанный еще шире (3 место), по величине сборов среди российских картин занимает 18 место. Возможно, в дальнейшем продюсерам и дистрибьюторам стоит учитывать, что анимационный контент не всегда требует максимально широкой росписи. 

Если же говорить о противоположном полюсе – максимально узком, или микропрокате (до 10 копий), то в такой точечный прокат вышли 15 картин (на одну позицию меньше, чем в 2015): «Бабоньки» (Самокат, 1 копия), «Пессимист» (Самокат, 1 копия), «Маша и медведь. Как хорошо мы подружились!» (КиноДетство, 1 копия), «Наган» (Самокат, 1 копия), «Карусели 2» (Самокат, 1 копия), «Птичка» (Самокат, 2 копии), «Инсайт» (Самокат, 3 копии), «Ближе, чем кажется» (Молодежные инициативы, 4 копии), «Первая мировая война. WWI» (Московское Кино, 5 копий), «Психи» (Самокат, 6 копий), «Русские евреи. Фильм первый. До революции» (ЦДК, 7 копий), «Прикосновение ветра» (Парадиз, 7 копий), «Кавказское трио» (Люксор, 8 копий), «Эликсир» (Reflexion Films, 9 копий), «Тайна Снежной королевы» (Московское Кино, 10 копий). Половина из представленных в списке лент прокатывались самокатом (тип дистрибьюции, когда прокатчиком выступает производящая компания), чем и обуславливается небольшое число копий.

Фильмы-лидеры по наработке на экран*

Фильм

Дистрибьютор

Копии

Наработка на экран

Общие сборы, 
руб.

1

Экипаж

ЦПШ

2500

601’804

1’504’508’888

2

Русские евреи. Фильм первый. До революции

ЦДК

7

483’788

3’386’514

3

Самый лучший день

Базелевс / Фокс

1526

475'981

726'346'440

4

Иван Царевич и Серый Волк 3

Наше кино

1800

416’565

749’816’763

5

28 панфиловцев

UPI

1181**

325'193

384'052'756

6

День выборов 2

UPI

1034**

304’516

314’869’088

7

Ледокол

Наше кино

1224

284’360

348’056’303

8

Страна чудес

WDSSPR

1124

278’067

312’546’784

9

Жених

Каро

1824

264’430

482’320’238

10

СуперБобровы

ЦПШ

1098

261’799

287’455’662

* - по данным на 27 декабря 2016 года.
** - для фильмов компании UPI в графе Экраны указано количество кинотеатров.

В список лент, показавших лучшую наработку на экран, вошли восемь картин из ТОП-10 по суммарным сборам: «Экипаж», «Самый лучший день», «Иван Царевич и Серый Волк 3», «День выборов 2», «28 панфиловцев», «Ледокол», «Страна чудес» и «Жених». Также в рейтинге оказалась семейная комедия «СуперБобровы» и один релиз микропроката – документальная лента «Русские евреи. Фильм первый. До революции».

Доля российского кино в 2016 году


В январе доля российского кино достигла своего пикового значения в этом году – 36,2%. Это стало возможным благодаря тому, что в числе самых кассовых фильмов месяца было две российских картины, из которых наибольший вклад в долю отечественного кино внесла анимационная комедия «Иван Царевич и Серый Волк 3». В феврале этот показатель упал до 16,3% от общего бокс-офиса месяца и держался на том же уровне до апреля, пока кривая не поползла вверх благодаря старту «Экипажа». Фильм-катастрофа Николая Лебедева в апреле и мае удерживал звание самой кассовой картины месяца, но в мае общая доля российского кино стала снижаться, пока в июле не достигла минимальной отметки за год – 1,4% – в этом месяце в прокат не выходило ни одной отечественной картины, которой удалось бы собрать адекватную кассу (в этот период в ТОП-10 самых кассовых картин за уикенд несколько недель подряд не было ни одной российской ленты). Однако в сентябре благодаря старту «Жениха» значение повысилось до 20,4%, после чего в октябре и ноябре оно плавно снижалось. Самым кассовым российским релизом октября стал фильм-катастрофа «Ледокол», а в ноябре это звание перешло к военной драме «28 панфиловцев». В декабре продолжали работать «28 панфиловцев» и стартовали новые релизы: «Землетрясение», «Ёлки 5», «Дед Мороз. Битва магов». По итогам года доля российского кино составила 18,4%, что на 0,5% выше показателя 2015 года.

Фестивальные хиты в прокате

Три главных фестивальных хита уходящего года: «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Зоология» Ивана И. Твердовского и «В лучах солнца» Виталия Манского в российском прокате заработали суммарно 18,9 млн. рублей. Из них 14 821 832 руб. пришлись на кассу «Ученика», 968 858 руб. – на «Зоологию» и 3 118 638 руб. – на «В лучах солнца». Что же касается участников и призеров главных российских киносмотров – «Кинотавра» и Московского кинофестиваля – то среди них наибольших успехов в прокате добилась комедия «Хороший мальчик», собравшая 75 017 331 руб. Но тут следует учесть, что фильм Оксаны Карас, завоевавший Гран-при «Кинотавра», нельзя в полной мере отнести к фестивальному кино. Скорее, его можно охарактеризовать как арт-мейнстрим. Равно как и бенефис Константина Хабенского в фильме «Коллектор», за главную роль в котором он удостоился приза «Кинотавра». Этот монофильм режиссера Алексея Красовского собрал в прокате 45 949 577 руб. Другие картины, фестивальная жизнь которых также началась с участия в программе «Кинотавра» впоследствии также обрели дистрибьюторов и добрались до больших экранов. «Тряпичный союз» Михаила Местецкого заработал 1 955 516 руб., документальная картина Сергея Мирошниченко «Кольца мира» - 873 368 руб., а драма Александра Котта «Инсайт» - 100 805 руб. Ленты, чьи премьеры состоялись на Московском кинофестивале, собрали: «Монах и бес» - 4 492 254 руб. и «Тэли и Толи» - 1 301 350 руб. 
Фестивальное кино по определению ориентировано на ограниченную аудиторию. Для дистрибьюторов такие фильмы являются в большей мере имиджевыми, нежели бизнес проектами.

«Текущий год отличился выходом большого количества отечественных фильмов-событий, благодаря которым, по расчётам Минкультуры, доля российского кино в прокате по итогам года должна достичь 20%. Чего стоит один только выход в прокат кинокартины «Экипаж», сумевшей ворваться в двадцатку самых кассовых фильмов, когда-либо прокатываемых на территории РФ!» , - подводит итоги кинопрокатного года исполнительный директор компании Movie Research Александр Лужин.

Новогодняя битва приближается 

Самое любимое время для выпуска российских блокбастеров у продюсеров - конец года, отсюда и высокая конкуренция, которая становится особенно острой в период новогодних праздников (не случайно за этим периодом закрепилось название «Новогодняя битва»). Однако в этом году ситуация изменилась. В период 29 декабря – 1 января в кино стартуют только три отечественных фильма широкого проката («Викинг», «Снежная Королева 3: Огонь и Лед», «Три Богатыря и Морской Царь»), в то время как в прошлом их было шесть («Срочно выйду замуж», «Мафия: Игра на выживание», «Страна чудес», «Иван Царевич и Серый Волк 3», «Млечный путь» и «Богатырша»). 

С чем же связано сокращение количества релизов в этом году? 
«Слабым фильмам не место в этой битве, они получают маленькое количество сеансов и явно не добирают по сравнению с ситуацией, если бы они выходили в другое время. В этот период на экран пытаются вывести наиболее сильные фильмы, имеющие высокий кассовый потенциал. В прошлом году в прокат вышли фильмы-середнячки, и они ожидаемо не добрали кассу.  Так что это вполне нормально, что такого большого количества фильмов сейчас в прокате нет» , - комментирует Александр Лужин.

29 декабря на экраны выйдут три новых российских фильма, а также релиз ограниченного проката – французская комедия «3 счастливых поросенка». Кроме того, на второй неделе продолжат работать «Пассажиры», «Ёлки 5» и «Дед Мороз. Битва Магов». Но особого противостояния не получится – лидером проката в период Новогодних праздников вполне предсказуемо станет «Викинг». Масштабная рекламная кампания фильма началась в сентябре, ее пик пришелся на середину декабря. В рамках промо-кампании выходит книга в издательстве Эксмо, а в московском метрополитене запущен тематический квест. Более того, «Викинг» стал первым российским релизом, в продвижении которого задействована новая технология – виртуальная реальность (VR). Любопытно и то, что картина выходит в прокат в двух возрастных рейтингах: 12+ и 18+. Александр Лужин считает, что «Викинг» станет фильмом-событием и соберет кассу, близкую к кассе «Экипажа». По сути, Новогоднюю битву в этом году можно считать сугубо номинальной, поскольку биться с «Викингом» не может ни один релиз.

По прогнозам исполнительного директора компании Movie Research, два других российских релиза - «Снежная Королева 3» и «Три богатыря и морской царь» - будут востребованы у семейной аудитории. «Три богатыря…» могут рассчитывать на сборы более 800 млн. рублей, а «Снежная королева 3» - на кассу в районе 400 млн. рублей. У «богатырской» франшизы позиции более крепкие – ее предыдущие выпуски (такие, как «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря: Ход конем») традиционно выходили под Новый Год, собирая приличную кассу. И это не считая других анимационных картин производства студии «Мельница» и компании СТВ (таких, как «Иван Царевич и Серый Волк» и два его сиквела, «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и т.д.), которые также работают на имидж бренда и стабильно привлекают зрителей в кинотеатры под Новый год. У «Снежной королевы» нет такой истории за плечами, это более молодой бренд, аудитория у которого не такая широкая, как у продукции студии «Мельница». 

С большой долей вероятности можно говорить о том, что «Викинг» останется лидером и на второй неделе проката. Картины «Монстр-траки» и «Без тормозов» не смогут подвинуть фильм Андрея Кравчука с пьедестала, и он продолжит свое победное шествие по кинотеатрам. А вот у ленты «Кредо убийцы» есть шансы обойти «Викинга» на второй неделе.

«В будущем году кассовые сборы российских фильмов останутся на уровне этого года, как и доля российского кино: я не думаю, что в 2017 произойдёт сколько-нибудь значительный рост рынка, а доли останутся примерно такими же» , - прогнозирует исполнительный директор компании Movie Research Александр Лужин.

Благодарим за помощь в подготовке материала коллег, партнеров и друзей из компаний UPI, WDSSPR, 20 Век Фокс, Каро, Централ Партнершип, Вест, Вольга, Люксор, Наше кино, Парадиз, Премиум Фильм, Экспонента, а также из Фонда кино (ЕАИС) и компании Movie Research.

Об исходе Новогодней битвы читайте в отдельном материале: 

Как прошли новогодние праздники: Итоги уикендов 29 декабря 2016 - 1 января 2017 и 5-8 января 2017



Автор: Фаина Фардо




Просмотров: 7772   |      





Фильм: «28 панфиловцев»  Фильм: «Ближе, чем кажется»  Фильм: «В лучах солнца»  Фильм: «Викинг»  Фильм: «Волки и Овцы: Бе-е-езумное превращение»  Фильм: «Дед Мороз. Битва Магов»  Фильм: «День выборов 2»  Фильм: «Дуэлянт»  Фильм: «Ёлки 5»  Фильм: «Жених»  Фильм: «Землетрясение»  Фильм: «Зоология»  Фильм: «Иван Царевич и Серый Волк 3»  Фильм: «Инсайт»  Фильм: «Кавказское трио»  Фильм: «Карусели 2»  Фильм: «Коллектор»  Фильм: «Кольца мира»  Фильм: «Крякнутые каникулы»  Фильм: «Ледокол»  Фильм: «Мафия. Игра на выживание»  Фильм: «Монах и бес»  Фильм: «Первая Мировая война. WW1»  Фильм: «Прикосновение ветра»  Фильм: «Психи»  Фильм: «Русские евреи. Фильм первый. До революции»  Фильм: «Самый лучший день»  Фильм: «Снежная Королева 3: Огонь и Лед »  Фильм: «Страна чудес»  Фильм: «СуперБобровы»  Фильм: «Тайна Снежной Королевы»  Фильм: «Три богатыря и Морской царь»  Фильм: «Тряпичный Союз»  Фильм: «Тэли и Толи»  Фильм: «Ученик»  Фильм: «Хороший мальчик»  Фильм: «Экипаж»  Фильм: «Эликсир»  

Все новости о фильмах

06.02.2019В Санкт-Петербурге начались съемки фильма «Серебряные коньки»
06.02.2019В Москве вручили премии «Блокбастер»
11.01.2019Итоги уикенда с 27 по 30 декабря: зрители выбирают комедии
09.01.201920 самых ожидаемых российских фильмов 2019 года: выбор ПрофиСинема
29.12.2018Итоги 2018 года: от «Движения вверх» к «Временным трудностям»
29.12.2018Российское кино: новые рекорды и триумф спортивных драм
29.12.2018Алексей Красовский: «Широкий кинопрокат нам скорее всего уже не грозит»
29.12.2018Забавы ради: в прокат выходит «Три богатыря и Наследница престола»
19.11.2018AFM 2018: успехи российских участников
07.11.2018«Спутник над Польшей» 2018: конкурс игровых фильмов

Все статьи по теме Кинобизнес

21.02.2019Юные члены жюри EFA выбрали номинантов на Young Audience Award 2019
21.02.2019Минэкономики предлагает поощрять экспорт российского кино
21.02.2019Минкульт может ввести питчинги для отбора фестивалей
21.02.2019Два российских сериала вошли в программу Series Mania 2019
21.02.2019MIPTV 2019: организаторы анонсировали сервис для установления профессиональных контактов

Все статьи по теме Год российского кино

23.01.2017Российское кино усилят протекционизмом
30.12.2016Год кино в эпоху кинофикации цирков
30.12.2016Сборы российского кино на зарубежных рынках растут
30.12.2016Цирки по всей России начинают кинотрансляцию
29.12.2016Игорь Угольников возглавит «Москино»






 
Все новости  |  Архив за неделю  |  Архив за месяц RSS

 PR агентство |
 
 О проекте |  Контакты |  Реклама на сайте |  Услуги |  Форум
 





База данных по киноорганизациям.